Главные вкладки

    План-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме:
    Урок литературного чтения в 1 классе

    Кожина Оксана Викторовна

    Владимир Орлов "Абрикос в лесу" Сказка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_proekta_uroka.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка проекта урока литературного чтения

    в 1 классе по теме

    «Сказка В. Орлова «Абрикос в лесу»

    Цель урока:  формирование  читательской компетентности младшего школьника

    Задачи урока: 

    • Ориентироваться в тексте. Анализировать произведение с точки зрения его жанровой характеристики.
    • Развивать познавательную активность, умение слушать, наблюдать, анализировать, сравнивать, развивать способность к самооценке. Развивать коммуникативные навыки.
    • Развивать эмпатию.  Прививать стремление к толерантности.

    Оборудование: презентация к уроку, учебники литературного чтения, музыкальный фрагмент, шифровки,  карточки наблюдений, картинки и  тексты для ролевой игры.

    Планируемый результат: в процессе урока учащиеся учатся  воспринимать сказку на слух, овладевают навыками выборочного чтения, выразительного чтения ,  определяют своё отношение к персонажам. Исполняют роль литературного персонажа. Вступают в общение, выражают свою точку зрения, учатся  аргументировать свои высказывания, учатся слушать другого, соблюдают  правила общения.

    Ход урока

    Этап урока

    Слова учителя

    Ответы детей, их деятельность

    Теоретический

    комментарий

    Орг. момент

    1 мин

    - Ребята, начнём наш урок с доброй улыбки, посмотрите друг на друга  и улыбнитесь.

    Дети получают положительный настрой на урок

    Данный этап

    предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

    Мотива-ция

    3-4 мин

    -Сегодня мы совершим путешествие в сказку. Эта сказка лесная.  Закройте глаза и постарайтесь представить себе лесную опушку  (Звучит музыкальный фрагмент «Музыка леса» )  В это время на парты детей кладутся листочки - шифровки (слоги, наклеенные на изображения листьев)

    - Вот мы и  в лесу. Слайд №1. Прочитаем названия растений.

    - Посмотрите, к вам прилетели листья деревьев. Отгадайте их послание. Зачеркните слоги, повторяющиеся дважды, получите слово - отгадку.

    Читают хором

    Ли-па,  зем-ля-ни-ка,  ли-сич-ка, ма-ли-на,  ря-би-на, клён, о-реш-ник,

     о-си-на, дуб, клён, му-хо-мор, чер-ни-ка

    Кос – кас – кис – кис – тач – кас- точ –тач -ко- ка- ке- ку -ке- ко- ку

    - Получилось слово «косточка». Что же это может значить?

    Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

    («хочу», «мне интересно»)

    Актуализация знаний

    1 мин

    - Жизнь растения начинается с семени. Из вишнёвой косточки вырастает вишнёвое дерево, из жёлудя – дуб. А из абрикосовой косточки что вырастет?

    - Кто из вас ел абрикосы? Какие они?

    - А кто видел абрикосовые деревья в нашем лесу?

    - Правильно. Но в сказках всё бывает. Вот и в нашей сказке в обычном лесу выросло абрикосовое дерево. Что из этого вышло, узнаете, прослушав сказку В.Орлова «Абрикос в лесу»

    - Абрикос.

    - Жёлтые, мягкие, спелые, сладкие, вкусные.

    - Они у нас не растут. Эти деревья растут на юге, где тепло.

    Повторение изученного-

    установление межпредмет-ной связи

    Сравнение сказочного и реального

    природного явления

    Этап восприя-тия (первич-

    ный синтез)

    4 мин

    Сказка читается по ролям: учитель (слова автора), заранее подготовленные дети (слова Мухомора, Волчьих ягод и Ёжика)

    - Докажите, что это сказка.

    - Кто вам понравился в этой сказке? Кто не понравился?

    Дети слушают

    (учебники закрыты)

    - Абрикос вырос в нашем лесу.

    - Деревья разговаривают и  ёжик.

    - Абрикос, Ёжик понравились, а Мухомор и Волчьи ягоды не понравились.

    На данном этапе

    развивается умение слушать

    и понимать

    услышанное, выражать

    своё личное

    мнение, развитие эстетических чувств

    Физкульт-

    минутка

    0,5 мин

    - Мы немножечко устали и поэтому мы встали…

    Поднимемся на цыпочки и потянемся,  как растения тянутся к солнышку, пошевелим руками и пальчиками, как будто это листочки

    Дети выполняют упражнения под тихую музыку

    Эмоциональ-ная и физическая разрядка

    необходима

    первоклас-снику

    Анализ сказки

    5-7 мин

    - Откройте книги и найдите начало сказки. Прочитайте его. Откуда появился Абрикос в лесу?

    - Это могло произойти на самом деле, не в сказке?

    - Почему никто не обращал внимание на абрикосовое деревце?

    - Сказочное начало или нет? А почему?

    Это произведение авторское или народное? Докажите.

    - Где же, в каком месте  мы понимаем, что это всё-таки сказка?

    - А ещё?

    - Ищите ответ в тексте.

    - Каким голосом говорят Волчьи ягоды?

    - Почему автор употребил слово «шепчут», а не говорят?

    - Как разговаривает Мухомор?

    - Что значит «поддакивать»?

    - Говорит ли он правду?

    - Какие это персонажи – положительные или отрицательные?

    - Кто-нибудь поверил этим лживым словам?

     - А что почувствовал Абрикос? Было ли ему приятно слушать о себе такие слова?

    - Кто защитил Абрикоса? Как?

    Каким голосом он говорит?

    - Как Ёжик относится к Мухомору и Волчьим ягодам? Найдите в тексте его слова. Каким тоном их нужно читать?

    - Кто-то обронил абрикосовую косточку.

    - Да, любой мог обронить косточку.

    - Мало ли в лесу деревьев всяких растёт.

    - Как-то по весне это деревце расцвело. И на это никто внимание не обратил: мало ли в лесу деревьев и кустов расцветает.

    - Нет, ничего сказочного пока нет. Обычная история.

    - Это авторское произведение. Автор сказки придумал такое начало, чтобы нам потом интересно стало.

    - Здесь нет таких слов,  как «жили – были…»

    - Мы можем догадаться по картинкам – у деревьев нарисованы глаза и рот.

    - Когда начнут говорить ягоды и мухомор. Ведь в жизни они не разговаривают.

    - Страшные плоды! Не наши! не лесные!

    - Да, да, да! Чужое это дерево! Не наше! Добра от него не жди.

    - Злым, недовольным.

    - Они говорят тихо и как бы сплетничают. Говорят плохие слова Рябине.

    - Он поддакивает «да, да, да». Соглашается с Волчьими ягодами. Тоже говорит гадости.

    - Он врёт. «Не зря из-за него, из-за этого чужака дождика нет». Дождик не может идти или нет из-за Абрикоса

    - Они отрицательные персонажи. Говорят они злыми голосами. Желают Абрикосу смерти: «Отравить его! С корнем вырвать!»

    - Нет. «Рябина отвернулась от этих разговоров и все соседние деревья головами закачали»

    - Ему стало обидно, грустно. Он даже заплакал: «словно тяжёлые слёзы,  упали с Абрикоса на землю оранжевые плоды»

    - Это Ёжик. Он попробовал спелый плод и сказал дереву: «Спасибо».

    - Он сказал ещё: «Расти себе на здоровье!»

    - Он подбадривает Абрикоса добрым и спокойным голосом.

    - Он их ругает.  Нужно  говорить строгим голосом: «Мухомор и Волчьи ягоды – это ёщё не лес!»

    «Злятся они оттого, что никому не нужны»

    «Они завистливые и от зависти ядовитыми стали»

    Под руководством учителя дети учатся анализу сказки. Система вопросов направлена

    на повторное обращение к тексту. Используется просмотровое, выборочное , изучающее чтение.

    Привлекается внимание детей к жанровым особенностям сказки.

    Идёт обучение

    (путём обращения к тексту)

    характеристике  персонажей

    Отрабатывает-

    ся выразитель

    ность чтения через осмысление характера персонажа

    Идёт словарная работа.

    Формируется эмпатия –способность переживать за героя.

    Используется приём противопоставления: положитель-ный  -отрицательный персонаж

    Вторичный синтез

    - Какой оказался по характеру Абрикос, не смотря на то, что он чужак?

     - А какие по характеру Мухомор и Волчьи ягоды?

    - Он добрый, безобидный, не жадный. Он угостил Ёжика абрикосом.

    - Они злые, лживые, завистливые. Они сплетничали, нашёптывали плохие слова, поддакивали, угрожали.

    Протипостав- ление положитель-ных качеств и отрицательных

    Обобщение

    Ролевая игра

    10 мин

    - А теперь давайте поиграем. Вы – персонажи сказки, разные растения и животные. Среди вас могут быть как положительные, так и отрицательные персонажи. Вскройте конверты и познакомьтесь с ролью. Подготовьтесь сказать  свою фразу нужным голосом

    - Кому досталась роль Абрикоса? Выходи к доске.

    - А теперь встаньте отрицательные персонажи, представьтесь и скажите свои реплики, как артисты.

    - Что ты чувствуешь, Абрикос?

    - Теперь пусть положительные персонажи представятся.

    - Скажите, кто хочет, слова  в поддержку Абрикоса.

    Это сюрприз для детей. Они вскрывают конверты и смотрят, какой персонаж им достался. Читают про себя фразу, готовятся её произнести нужным тоном

    ( 3 мин. на подготовку)

    Выходит к доске «Абрикос»

    - Я Бледная поганка.

    - Я Мухомор.

    - Я Ворона.

    - Мы  волчьи ягоды.

    - Ты не нужен нашему лесу, ты чужак!

    - Да, да! Убирайся прочь к себе в южные страны!

    - Кар! Кар! Прочь, прочь!

    - Я бы тебя с удовольствием отравила.

    - Этот чужак вас всех передушит. В нашем лесу скоро будут расти одни Абрикосы.

    - Мне больно, обидно. Я никому ничего плохого не желаю.

    - Я Белочка. Я Улитка. Я  Клён. Я Рябина. Я Дикая яблонька. Я Берёза. Я Малина. Я Земляника…

    - Абрикос, ты нужен лесу!

    - Абрикос, я за тебя!

    - Мне сказал Ёжик, что твои плоды вкусные.

    - Оставайся у нас жить!

    - В лесу всем места хватит!

    - Давай дружить!

    Эмоциональ-ная разрядка.

    Смена видов деятельности.

    Формируется самоорганизу-ющая деятельность детей через творческое задание – вхождение в роль

    Самостоятель-ное определение характера персонажа, выбор тона, интонации при чтении

    Физкульт

    мин.

    1 мин

    Слушаем фрагмент песни «Дорога добра»

    Переключить внимание детей

    Подведе-ние итогов

    5 мин

    - Мы познакомились со сказкой, защитили героя. А бывает, что в жизни чужаков не любят, не хотят с ними дружить?

    - Как же нужно относиться к человеку, который не похож на других, может, он даже другой национальности?

    - Для чего же Владимир Орлов сочинил для вас эту сказку?

    - Вы послушали песню «Дорога добра». Давайте выберем

    такие качества людей, которые нужны вам, чтобы вырасти хорошими людьми. Поработайте парами. Помогите друг другу.

    - Что выбрали?

    - Да. В жизни так бывает.

    - Нужно хорошо, по-доброму относится ко всем людям.

    - Уважать их, не слушать сплетни, помогать друг другу, не обижать.

    - Чтобы мы стали добрее.

    Дети выбирают качества:

    Доброта, забота, уважение, дружба, поддержка; зачёркивают или просто оставляют: злоба, зависть, жадность, ложь, сплетни

    Выявление идеи произведения

    Развитие внимания к позиции автора

    Соотнесение сказочного  и реального.

    Личностное осмысление качеств человека

    Оценка и самооцен-ка

    Рефлексия.

    5 мин

    - Как вы считаете, кто сегодня на уроке работал отлично? Раскрасьте один лепесток с именем одноклассника. Оцените соседа по парте, учителя, урок. А теперь оцените себя.

    Раскрасьте нужным цветом сигнал - кружок                                          Красный  -  работал отлично

                 Жёлтый  -  работал хорошо

    Зелёный – старайся!        

     

    - Соберите цветок. Давайте наклеим его на лист.

    - Влад отлично сыграл роль Мухомора. Молодец.

    Рефлексия.

    Цветопись.

    Формирование

    самооценки и оценки других детей, урока.

    Творчес-кая работа

    (по желанию)

    1 мин

    - Кто  хочет, может проявить себя как художник – нарисуйте дерево - персонаж и представьте его  внешность, характер.

    Дети выбирают из конверта названия растений

    Мотивация детей к творческой проектной деятельности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторский урок литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слогов, слов, предложений с буквой "Н"".

    Урок построен в игровой форме и способствует формированию правильного, выразительного и беглого чтения. Задания помогают расширить кругозор учащихся, обогатить лексический запас, выделить изученные зв...

    Урок литературного чтения в 1 классе.Тема. Повторение изученных букв.Чтение слов, предложений.

    Урок литературного чтения в 1 классе. УМК "Гармония". На уроке прослеживается совместная деятельность учителя и обучающихся, прописываютя в конспекте урока УУД, формируемые на каждом этапе. Все этапы ...

    Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «Закрепление: звук[х],[х\']; буква х. Чтение стихотворения «Удивительная кошка»

    Закрепление: звук[Закрепление: звук[х],[х\']; буква х. Чтение стихотворения «Удивительная кошка»х],[х\']; буква х. Чтение стихотворения «Удивительная кошка»...

    "Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

    Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

    Урок литературного чтения в 1 классе Тема урока: В. А. Осеева «Просто старушка».

    Конспект урока литературного чтения с применением приемов ТКМЧП....

    Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

    Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в  физике: квант – наименьшее количест...