урок чтения и развития речи в 1 классе "Звук и буква Д"
учебно-методический материал по чтению по теме

Гузева Светлана Владимировна

Урок чтения и развития для 1 класса коррекционной школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл чтение и развитие речи 1 класс23.13 КБ
Файл zvuk_i_bukva_d.pptx2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и развития речи

в 1 классе С(К)ОУ VIII вида.

Тема: Звук и буква Д.

Тип: Урок - путешествие. Изучение нового материала.

Цель: Научить воспитанников выделять звук Д в речи, выучить написание, прочтение буквы Д, слогов, слов с изученной буквой.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование фонетико-фонематического восприятия.

2. Формирование слухового восприятия речевых звуков, их воспроизведение.

3. Развитие грамматического строя речи.

4.Формирование понятия о словах-действиях.

5.Составление рассказа по картинкам.

Коррекционные:

1.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

2.Расширение словаря, развитие связной речи.

3.Развитие пространственных ориентаций.

4.Развитие зрительного восприятия и узнавания буквы.

5.Коррекция мышления на основе упражнений

6.Формирование умения образовывать существительные при помощи образования уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Воспитательные:

1. Развитие социально значимых навыков.

2.Воспитание базовых эмоций личности.

3.Воспитание правил поведения в обществе.

4.Воспитание интереса к учению.

Методы: Словесные, наглядные, практические.

Приёмы: Классифицирования, выделение.

Дополнительные материалы взяты из Интернет сайтов.

Оборудование: Картинки, разрезная и магнитная азбука, зеркала для каждого ученика, карточки с заданиями, кукла Даша, схемы предложений, дудки, Домик по принципу доски Сегена, домики для «расселения» букв (красный и синий), сигнальные символы - буквы, мультимедийная доска, магнитофон, сюрприз - конфеты.

Этапы занятия:

Содержание:

Ожидаемый результат:

1.Организация.

1.Психологический настрой на работу.

2.Определить первый звук в словах

3.Артикуляционная гимнастика

Положительная мотивация на выполнение поставленных задач.

Знание и выделение первого звука в заданных словах.

Выполнение упражнений для развития артикуляционной моторики

2.Знакомство со звуком Д.

1. Путешествие с девочкой Дашей

2.Знакомство со звуком Д.

3.Речевая зарядка.

4.Игровой момент.

Развитие общей моторики

Дифференциация право - лево.

Элементы культурного поведения.

Составление рассказа по картинкам.

Выделение звука в словах.

Четкое повторение слогов.

Придумывание слов на изучаемый звук.

3.Знакомство с буквой Д.

1.Характеристика звука.

2.Развитие воображения.

3.Поиск сигнальных символов.

4.Игровой момент.

5.Работа с магнитной и разрезной азбуками.

6. Работа с пластилином.

Описание детьми звука, положение языка, губ.

Обозначение согласности звука.

Составление предложения.

Нахождение сигнальных символов.

Устное словообразование.

Составление слогов, слов с изученной буквой.

Лепка изучаемой буквы.

4.Логоритмика

1. «Дождик».

Развитие общей моторики.

Выполнение упражнений в заданном ритме.

5.Закрепление

1.Определение звука с помощью музыкальных инструментов.

2.Закрепление звука в произношении.

3.Работа с карточками.

4.Игровой момент.

5.Составление предложений.

Распознавание изучаемого звука в словах.

Четкое проговаривание слов в скороговорке.

Прочтение слогов, слов по индивидуальным карточкам.

Образование слов - действий.

Умение использовать полученные знания.

6.Итог

1.Рефлексия.

2.Сюрприз.

1.Осмысленная и чувственная оценка.

1.Элементы культурного поведения.

Урок чтения и развития речи.

Звук и буква Д.

1.Организационный  момент:

Настрой на работу

Сядет тот, кто назовёт первый звук в словах, которые я назову: шум, усы, лиса, нора, машина, осень, кошка, радуга, …

Для того, чтобы мы правильно произносили все звуки сделаем зарядку для языка.

Артикуляционная гимнастика:

Взяли зеркала и выполняем упражнения за мной, по подражанию: «Хоботок», «Качели», «Маляр», «Жало».

2. Основная часть:

Знакомство с новым материалом.

Сегодня к нам пришла девочка Даша (кукла) и зовёт к себе в гости. Пойдем в гости к Даше ребята?

Ответы детей.

Смена динамических поз по методике В.Ф.Базарного.

Все встали и пойдём к Даше в гости. Идем по широкой дороге (шаги на месте) (Слайд 1), затем дорога становится узкой и извилистой (к носку одной ноги подставляем пятку другой ноги,  заплетаем ноги)(Слайд 2). Услышали тук - тук, это стучит дятел (подняли голову вверх) (Слайд 3), помахали ему рукой и пошли дальше. На дороге лежит дерево надо его переступить и идти дальше (шаги на месте высоко поднимая колени) (Слайд 4). Идём дальше посмотрели направо и увидели доброго дедушку (Слайд 5). Поздороваемся с ним и пойдём дальше (кивок головой). Посмотрели налево и увидели большой дуб (Слайд 6). В дороге нас застал небольшой дождик (Слайд 7) и мы спрятались под дубом.

Мы подошли к дому Даши (Слайд 8) поднимаемся по ступенькам. Открываем дверь и заходим в дом. Садимся на мягкий диван (Слайд 9).

А теперь давайте с помощью картинок вспомним наш путь.

Р.р.: Дети рассказывают дорогу по картинкам и по наводящим вопросам учителя.

Какой звук мы слышим в начале слова, называя слова на картинках?

Ответы детей.

Выделить первый звук в словах: Дом, дым, дорога, друг, дружба, доброта, девочка, дедушка, дочка, дождь, …

Речевая зарядка:

Учитель говорит набор слогов, затем хором повторяют ученики.

Да - до - ду, ди - до - да, ды - ду - до.

Р.р.: Игра «Придумай слова на букву Д».

Характеристика звука Д. «Заселение» буквы в синий домик.

Со звуком Д мы познакомились, а теперь познакомимся с буквой Д.

Картинка с буквой Д на доске (Слайд 10).

На что похожа буква Д?

Ответы детей.

Поиск сигнальных символов по методике В.Ф.Базарного.

Игра «Найти букву Д» в классе.

Учащиеся, которые обучаются по индивидуальной программе – игра «Домик» по принципу доски Сегена.

Первыми ищут букву дети, которые определены в 4 группу по возможностям обучения по В.В.Воронковой.

Вторыми ищут букву в классе учащиеся - 3 группы.

Третьи – учащиеся 2 группы.

Последними – учащиеся 1 группы.

Р.р.: Игра «Скажи ласково».

Дом - домик, дождь - дождик, дым - дымок, день - денёк, друг - дружок.

Послушаем дождик и выполним задание. Аудиозапись «Дождь».

1 группа               Выкладывание слов на магнитной доске - на партах слова «дом», «дома»,  «сад», «сады».

2 группа        Выкладывание слов на магнитной доске - на партах слова «дом», «сад».

3 группа         Составление слогов ДА, ДУ.

4 группа        Штриховка буквы Д.

Индивид. программа        Выкладывание из пластилина буквы Д по контуру.

  1. Логоритмика.

Дождик

Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш.
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

Дети ритмично щелкают пальцами рук.

Ритмично притопывают.

Ритмично потирают ладонь о ладонь.

Ритмично потирают ладонями о колени.

Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Ритмично хлопают в ладоши.

4. Закрепление.

Игра «Услышь звук».

Учитель называет слова, учащиеся если слышат звук Д в слове, дудят в дудку.

Словарный материал: Дудка, книга, дружба, пол, дым, пила, дождь, дыни, сад, холод, город.

Проговаривание скороговорки на букву Д:

Дятел дерево долбит, целый день кору дробит.

Работа с карточками.

1 группа               Прочтение слов на карточках: вода, город, огород, дорога.

2 группа        Прочтение слов на карточках: дом, дым, сад, дуб

3 группа        Прочтение слогов на карточках: да, до, ду, ды, ди, ад, уд, ид.

4 группа        Прочтение слогов, слов на карточках.

Индивид. программа  Обведение печатной буквы Д по пунктиру.

Игра « Что умеет делать буква «Д»: думать, драться, дрожать, дышать, давать, делить, …

Ученики или учитель называют действие и выполняют его.

Составление предложений со словами «Дом», «Дудка» по схеме предложенной учителем.

1 группа               Самостоятельное составление предложений.        

2 группа        Составление предложений с помощью учителя.

3 группа        Составление предложенийвместе с учителем.

4 группа        Повтор составленных предложений.        

Индивид. программа Повторение предложений, слов за учителем.

5. Итог урока.

Какую букву мы сегодня выучили?

Ответы детей.

Кто нам в этом помог?

Ответы детей.

Вам понравилось ходить в гости?

Ответы детей.

Что скажем Даше?

Ответы детей.

Даша тоже очень рада знакомству с вами ребята. Она обещает ещё прийти к вам в гости или пригласить вас к себе. Даше очень понравилось, как вы активно работали на уроке, внимательно слушали и выполняли задания её и учителя.

Даша хочет порадовать вас сюрпризом:

Даша раздаёт конфеты.

Спасибо Даше за увлекательную, поучительную прогулку и сюрприз.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи по теме "Большая буква в кличках животных" 3 класс

Урок письма и развития речи по теме "Большая буква в кличках животных" 3 классЦель: Ø     Познакомить с написанием кличек животных.Ø     Корригировать зри...

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения и развития речи «Составление и чтение слогов ау, уа», 1 класс

Урок комплексного применения знаний и умений обучающихся, воспитанников 1 класса....

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Дифференциация букв З-С"

Урок чтения в 1 классе.Тема: «Дифференциация букв с-з»....

Открытый урок письма и развития речи по теме: «Большая буква в именах собственных»

Цели урока: Закрепление знаний о правописании большой буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, в названиях географических объектов.Развитие орфографической зоркости учащихся; разви...