Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок с применением технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по чтению 4 класс61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.   Куртайкина  Елена  Владимировна

Место работы:    ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол

Должность:  учитель начальных классов

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК«Начальная школа ХХIвека».Тема  урока: В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».   Целью урока является анализ сказки, обсуждение характера  героини  сказки,  выявление  идеи произведения. На уроке применяется технология критического мышления, технология учебной мотивации.

Предмет:   литературное чтение

Класс: 4класс

Тема урока:  В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».                    

Базовый учебник: «Литературное чтение»  4 класс   Л.А. Ефросинина

Цель урока: обсудить характер  героини  сказки,  выявить идею произведения.

Задачи:

Обучающие: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница; учить беглому, выразительному, осознанному чтению; формировать систему  читательских умений (реагировать на поступки героев, давать оценку).

Развивающие: развивать интерес к  чтению, любознательность.

Воспитательные: воспитывать любовь  к  природе, способствовать воспитанию доброжелательности между учащимися.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: работа в группах, индивидуальная.

Оборудование: учебник  «Литературное чтение»  4 класс   Л.А. Ефросинина, рабочая   тетрадь «Литературное чтение»1часть

             

  Структура и ход урока.

1.Организационный момент (1-2минуты)

2.Проверка домашнего задания.(5минут)

На дом было задано произведение    «В.М.Гаршина « Сказание о гордом   Агее».

-Посмотрите на выставку рисунков.

-Ребята, дайте   рисункам  заглавие   и расположите их последовательно.

-Можно по рисункам  составить план текста? (Нет)

-Добавьте пункт плана, устно нарисовав картину  к пропущенному эпизоду.

-Какова основная мысль произведения?

-Кто автор легенды? ( В.М.Гаршин)

-В.М.Гаршин писал не только легенды, но и  сказки.

3. Определение темы и цели урока.(2минуты)

-Сегодня мы познакомимся  со сказкой  В.М.Гаршина, а о ком она вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Выпучив глаза сидит,

По-французски говорит,

По блошьи прыгает.

По человечьи плавает. (Лягушка)

Сказка,  которую написал  В.М.Гаршин  называется «Лягушка – путешественница»

-Почему лягушку назвали путешественницей?

-Кто такие путешественники?

-Любите ли вы путешествовать?

-А на чём можно путешествовать?

-«Лягушка-путешественница» - это сказка.

-На чём можно путешествовать в сказках?

-Наверное, вам интересно узнать, как путешествовала лягушка.

-Какие задачи поставим на уроке? Дети сами ставят задачи.(Познакомиться с текстом, понять его содержание, обсудить характер героини сказки)            

4.Знакомство с текстом. Анализ произведения.(20 минут)

1)Чтение текста учителем по частям.  

Чтение первой части.

-Где жила лягушка?

-Куда летели утки?

-С какой просьбой лягушка обратилась к уткам?

Чтение второй части.

Попутно дети выясняют значение слова ПАЯЦ-шут, клоун.

-Почему лягушка решила лететь на юг?

-Что она придумала, чтобы полететь на юг?

– Как вы думаете,  почему утки согласились взять лягушку с собой?

-Что она увидела, поднявшись в воздух?

-Что утки говорили о лягушке?

– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).

Чтение третьей части.

-Почему лягушка упала в пруд?

-Что она рассказала местным лягушкам?

-Почему утки не вернулись за ней?

-Понравилась вам сказка?

-А  теперь расскажите о своих чувствах, которые возникли во время чтения сказки.

-Назовите главных героев сказки.

-Что в этом произведении напоминает сказку?

-А что действительность?

2)Дифференцированная  работа в группах.

Дети читают отрывок из сказки и посовещавшись отвечают на вопрос.

Задание для 1 группы,

– Как автор относился к героине?

-Какие слова и выражения  использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке.

    Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.

   Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком."Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!"Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, - на это есть весна, - и что, заквакав, она может уронить свое лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться. (Наслаждалась, какая  прекрасная, восхитительно, приятно  нежилась) (карточки выставляются на доску)

(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается).

Задание для 2группы.  Какой способ передвижения придумала лягушка? Прочитай.

  Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.

-Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.

Задание для 3группы.

Для чего лягушка попросила уток лететь пониже? Прочитай.

Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на  стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:- Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно. И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:

- Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне, - утки лягушку несут! Лягушка услышала это, и у нее прыгало сердце.

- Смотрите, смотрите! - кричали в другой деревне взрослые, - вот чудо-то. Знают ли они, что это придумала я, а не утки?" - подумала квакушка.

- Смотрите, смотрите! - кричали в третьей деревне.

 -  Экое  чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

5.Физминутка.(2минуты)

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Видим, скачут по опушке

Две весёлые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям – физкультпривет!

Задание для 4 группы.

-Какие слова и выражения  использовал автор, чтобы показать своё  отношение к лягушке в конце сказки?

- Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка,  дрыгая  всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее  большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

(полетела вверх тормашками, бедная спутница, дрыгала всеми лапами, бултыхнулась  в воду)

(карточки   выставляются  на доску,  рядом с первой группой

– Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.

– А теперь, какими  словами он пользовался в конце.

– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по

тому, как он описывает падение? (На доске карточки со словами)

В начале сказки

В конце сказки

Наслаждалась

полетела вверх тормашками

 какая  прекрасная

 бедная спутница

восхитительно

дрыгала всеми лапами

приятно  нежилась

бултыхнулась  в воду)

3.Рисование словесного портрета лягушки.(Применение технологии критического мышления -кластер)

                

        

– Это  портрет нашей героини. А как вы думаете, что было главным качеством лягушки, которое её погубило.

ХВАСТОВСТВО

Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».

– Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, так как  хвастовство мешает совершать хорошие поступки).

7. Проверка понимания прочитанного: ( 3 минуты)

1. Тестовое задание для слабоуспевающих учеников.

2. В рабочей тетради «Литературное чтение» на стр. 62-63 оставшиеся учащиеся, выполняют работу под №2 и №3.

Задание№1 : Тестирование.

1.Где жила лягушка до путешествия?

А)  в лесу

Б) на болоте

В) в парке

2.Какое прозвище было у лягушки?

А) старушка

Б) квакушка

3.Чем она питалась?

А) комарами и мошками

Б) утками

4.Как она познакомилась с утками?

А) утки спустились на болото, где жила лягушка

Б) лягушка сама подошла к ним

5.Что хотела узнать у уток лягушка?

А) какой формы Земля

Б) какая Земля сверху

В) что такое юг

 8. Рефлексия.(4 минуты) Составление синквейна.

1.Лягушка.

2.находчивая, хвастливая.

3.Придумала, летела, упала.

4.Утки несли лягушку на прутике.

5.Квакушка.

Оцените самостоятельно  свою работу  на уроке. Если вы довольны своей работой, то поднимите желтую звездочку, а, если вы считаете, что не всегда справляетесь с заданиями, то – синюю. Молодцы!

7. Домашнее задание.(1-2минуты)1.Прочитать сказку с.34-37

Творческое задание: 1.Придумать своё окончание сказки.

2.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.Литературное чтение 3 класс. В.Гаршин "Лягушка-путешественница"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Цели. Познакомить учащихся с творчеством В.М.Гаршина.Продолжить работу над навыками выразительногочтения.Учить детей выделять главную мысль произведения,давать характ...

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературного чтения 4 класс. В. Гаршин "Attalea Prinсeps"

Урок литературного чтения (дополнительное чтение) в 4 классеТема:  «В.М. Гаршин. Сказка «Attalea  Prinсeps»»    Цели:   кратко ознакомить учеников с биографией В.М.Гаршин...

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

Конспект урока литературного чтения 4 класс по теме:В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

Цель урока: обсудить характер  героини  сказки,  выявить идею произведения.Задачи:Обучающие: познакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница; учить беглому, выр...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....