Педагогические чтения
консультация по чтению (4 класс) по теме

Вартанян Татьяна Анатольевна

Деятельность по формировнию навыков чтения у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_chteniya.doc86 КБ
Office presentation icon formirovanie_navykov_chteniya.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

                                                               Вартанян Татьяна Анатольевна

                                                             МБОУ СОШ №22

                                                      учитель первой категории

Слайд№1-3

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо.  Учительница будет красивая и добрая,  одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. А чтобы ученик был успешным, он должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.

Слайд№4

  • Навык чтения - это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится.
  • Навык чтения – это умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов; это выразительность – умение интонировать знаки препинания.

Слайд№5

 Чтение является  из важных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Как говорил В.А.Сухомлинский «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник информации. И этому столь необходимому умению ребёнка учит учитель начальной школы.

Согласно исследованиям  PISA 55% наших школьников не понимают того, что читают; от 40 до 60% детей оканчивают начальную школу с различными трудностями в чтении и письме. Плохо читающие дети на уроках чтения сидят и зевают или занимаются посторонними делами. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учебе. В семьях не уделяется должного внимания чтению, не выписываются детские периодические издания, домашние библиотеки не пополняются детскими книгами.

Слайд№6

Главный вопрос, который волнует любого учителя начальных классов: как сделать, чтобы это учение не превратилось в горькую пытку? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие. Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно?

Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности. Чтение – это труд, и труд тяжелый.

Слайд №7        

Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении чтению?

Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть

Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.

        Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.

Слайд №8

Чтение является сложным актом, который включает в себя:

  • технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на  связи между из зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой.
  •  процесс понимания смысла читаемого – извлечение его смысла, содержания.

Слайд №9

Под техникой чтения  понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений  (Т. Г. Егоров)

Слайд №10

Существует много причин,  тормозящих скорость чтения.

Среди них:

  • Природный темп деятельности
  • Регрессии
  • Отсутствие антиципации
  • Нарушения артикуляции
  • Неправильное дыхание
  • Малое поле зрения
  • Уровень организации внимания
  • Уровень развития памяти

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на технику чтения.

Слайд №11        

1.Природный темп деятельности.

Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том,  что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Темп деятельности, являясь врождённым, определяет насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Но, хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться.

 «Многократное прочтение»

                Вы читаете  текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

Слайд №12

2. Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

Причины регрессии

  •  Сила привычки   

        Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. Очень часто мы, сами того не замечая, формируем у ребенка эту привычку. На первых этапах, когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитывают слово вновь, а лишь проговаривают прочитанное, привыкая к такому способу осмысления.

        Или другой вариант, когда родители слишком торопятся и хотят, чтобы ребенок как можно быстрей начал читать целым словом, в то время как ребенок еще не готов к новому способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам (трудно с первого раза прочитать по-другому), а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом. И то и другое формирует привычку к регрессии. Кроме того, последний вариант способствует формированию привычки в дальнейшем всегда перечитывать длинные и трудные по написанию слова.

  •         Кажущиеся трудности текста. 

                Если причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребенка, то в этом случае предложите ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты ненужными.

  •   Отсутствие внимания.

                Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение. Возможно, ребенок устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает ему сконцентрироваться. Дайте ребенку время на отдых. Кроме того, вы можете использовать некоторые упражнения для концентрации внимания.

Последние две причины - явления временные и достаточно легко снимаются. Их влияние на скорость чтения не особенно значительно. В то время как первая причина - сила привычки (как и все привычки человека) - явление достаточно устойчивое, и для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения.

 «Чтение пар слов, отличающихся одной буквой»:

        козы – косы                трава – травы

        ветер – вечер                 взбежал – вбежал

Слайд №13

 «Найди лишнее слово»

(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой) 

Шляпа   шляпа  шляпы  шляпа

Стол  столб   стол   стол

Дом   дом   дом   ком

Галка   палка   палка   палка

Лапа   лапа   лапа   липа

Попал   пропал    попал   попал

Слайд №14

 «Чтение цепочек слов, близких графическому облику»:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

 «Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста».

Раз – ли – ва – лось                    разливалось

Пу –те -шест–во–вать                путешествовать

За – швы – ря -  ли                зашвыряли

Слайд №15

 «Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом»:

поСКАкаЛи                взлеТЕЛ

БРЫЗгаЛИ               ПРОкриЧАли

Слайд №16

3. Антиципация.

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому - смысловой догадкой. 

Антиципация – это  психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием.

В тоже время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

 «Чтение с пропущенными окончаниями». 

                Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.

        А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол

Слайд №17

 «Доскажи строчку».

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не … (любила).

Упражнение №9

     «Чтение текста через слово».

                Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.

Слайд №18

4.Артикуляция.

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Уже само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Для процесса чтения чрезвычайно важна  произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать  выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами.

 «Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных».

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. 

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ... 

    (Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения).

з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...

С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...

Ба - бя        бо - бё               бу - бю          бэ – бе        бы - би

За - зя        зо - зё               зу - зю          зэ - зе                  зы - зи

Фа - фя        фо - фё      фу - фю          фы – фи      фэ - фе

    Ла - ля        ло - лё               лу - лю          лы – ли         лэ - ле

Слайд №19

 «Чтение чистоговорок».

Троекратное повторение слога в  начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним.

Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.

Ло - ло - ло — на улице тепло.

     My - му - му — молоко кому?

Ры - ры - ры — летают комары.

Чи - чи - чи — у дома кирпичи.

         Нужно  использовать те слоги, произношение которых у ребенка вызывает трудности.

Слайд №20

 «Чтение скороговорок».

                Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.

- Вез на горку Саня за собою сани.

- Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

- Шел Егор через двор с топором чинить забор.

Слайд №21

5. Неправильное дыхание.

В книге М.Р. Львова “Школа творческого мышления” в памятке “Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно и выразительно” на первое место ставятся “умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием” и “умение говорить звонко, громко, но без крика”.

 «Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Слайд №22

6. Малое поле зрения.

        Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации.

        Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей.  Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Слайд №23-24

 «Прочитай слова»

пол                                                                    ма

пил                                                                     шина                                                                    

пуш                     ка               ма                        лина      

пыш                                                                   лыш

шаш                                                                  ки

Слайд №25

7. Уровень организации внимания.

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»    К. Д. Ушинский.

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание.

 «Найди среди букв слова и подчеркни их».

Оасолнцетиоьстолпои 

Киноыаелмухаорлфсыропрмама

рпмашина 

Слайд №26-27

 «Раздели предложение на слова»

СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯМЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯСПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО

Слайд №28

8.Развитие оперативной памяти.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

Слайд №29

Использование на уроках указанных упражнений способствует совершенствованию техники чтения.

  • увеличился объём зрительных и слуховых восприятий,
  • выработан навык антиципаций;
  • сформирована устойчивость внимания;
  • увеличился словарный запас;
  • развит артикуляционный аппарат.

Слайд №30-32

Результативность:

1.Использование предложенных упражнений по совершенствованию навыков чтения дает положительные результаты. Прежде всего, у детей появляется интерес к учебе, чтению. Сильный ученик  старается сделать как можно больше, а слабый тянется за ним, сильный учит слабого.

2.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет.

       И в заключение хочется напомнить слова В.А.Сухомлинского

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,- невоспитанный человек, нравственный невежда»

                                                                                                    Приложение

                                   Используемая литература

1.Как преодолеть трудности в обучении чтению.Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. – Изд. «ОСЬ-89»,         2004 г., Москва

2. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Мисаренко Г.Г. Москва. Институт инноваций в образовании им.Л.В.Занкова. Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004 год.

3. Игры по обучению грамоте и чтению.  Максимук Н.Н.  Москва , издательство «ВАКО» , 2004 год

4. Развиваем способности детей. 1, 2, 3, 4 классы. Винокурова Н.К. Москва, издательство «РОСМЭН», 2004 год

5. Как научить ребёнка читать. Федин С.Н., Федина О.В.  Москва, издательство «АЙРИС-ПРЕСС», 2008год

6. Поиграем в слова. Дружинина В.В.. Москва, издательство «НОВАЯ ШКОЛА», 1997 год

7.Литературное чтение. Начальная школа. Оценка знаний(контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания.Вентана-Граф,2009


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ Формирование проектных умений = развитию сфер индивидуальности школьника?

В материале представлены аргументы, доказывающие, при каких условиях формирование проектных умений равно  развитию сфер индивидуальности школьника....

педагогические чтения ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с презентацией

ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ в МКОУ "Москаленская СОШ" с презентацией...

Педагогические чтения, реферат

Материал по теме "Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье"...

Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"

Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"...

Педагогические чтения «Планирование и достижение образовательных результатов в новой образовательной среде» Обмен педагогическим опытом

Обеспечение положительной динамики образовательных результатов, ориентированных на поддержку индивидуального прогресса обучающихся....

Педагогические чтения "Смысловое чтение"

Комплексный  анализ  теста как вид учебной деятельности...