Урок литературного чтения с элементом Перволого А.Курляндский "Ну,погоди!"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Жигун Светлана Ивановна

Проблемно – диалогический урок с элементами интеграции (литература – Перволого),  на котором учащиеся в ходе дискуссий, объяснений, рассуждений, доказательств ищут ответ на главный вопрос (проблему) урока: Заяц и Волк – друзья или враги?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №41

Урок литературного чтения с элементом Перволого

                                                по теме

Современные сказки о животных.

А. Курляндский «Ну, погоди!»

                                                                               учителя начальных классов

                                                                МАОУ СОШ №41

                                                                                Жигун Светланы Ивановны

                                         г.Калининград

                                             2014 год

Пояснительная записка

            Урок литературного чтения во 2 классе образовательной системы «Школа 2100». Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...».

Дата урока : 7 февраля 2014 г.

Тема урока: Современные сказки о животных. А. Курляндский «Ну, погоди!»  (III четверть)

Объект деятельности: мультфильм в Перволого.

Урок был представлен в рамках … семинара «Особенности учебного процесса в современном информационном образовательном пространстве».

            Проблемно – диалогический урок с элементами интеграции (литература – Перволого),  на котором учащиеся в ходе дискуссий, объяснений, рассуждений, доказательств ищут ответ на главный вопрос (проблему) урока: Заяц и Волк – друзья или враги? Кроме этого в урок входит работа над занимательным, логическим материалом – любимые мультфильмы детей. Учащиеся знакомятся с краткой биографией автора – Александра Курляндского. Работа с текстом до чтения строится по принципу антиципации (предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения).  Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

На уроке формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД и личностные результаты в рамках ФГОС.

           

Тема урока: Современные сказки о животных. А. Курляндский «Ну, погоди!»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

Продолжать работу над развитием читательской деятельности, выразительности, осознанности и беглости чтения.

Задачи урока:
- учить находить главную мысль текста, характеризовать поступки героев; осознавать авторское отношение к персонажам, выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
- развивать умение самостоятельно мыслить, развивать речь, умение выделять главное, делать выводы ; отвечать на вопросы по тексту;
- воспитывать положительное отношение к героям сказки, к профессиям людей, создающих литературные произведения и мультфильмы.
Формирование УУД:
1. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
2. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий, своей деятельности.
3. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, задавать вопросы по существу, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, в группе. Использовать в общении правила вежливости.
4. Личностные: создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, интерес к предмету «Литературное чтение».

Форма организации обучения: коллективно-групповая.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности:

Частично-поисковый

По источнику изложения учебного материала:

Словесные (беседа, работа с учебником)

Наглядные ( иллюстрации, портреты, карточки, презентация)

Практические ( создание мультфильма )

Средства обучения:

Печатные ( учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал).

Электронные образовательные ресурсы ( презентация)

Аудиовизуальные ( мультфильм)

Наглядные плоскостные ( иллюстрации, портрет автора)

ТСО ( компьютер, интерактивная доска, проектор)

Ход урока.

  1. Организационный момент

………….

Всё ли здесь у вас в порядке :

Книжки, ручки и тетрадки?

Вани, Даши, Миши, Вовы

Вы урок начать готовы?

  1. Постановка цели и задач урока ( проблемный вопрос)

1.Чтение темы урока, где в основе лежит поговорка о дружбе « Друг познаётся в беде»

 ( слайд 1)

- Почему так назван наш урок? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?

- Сформулируйте цель нашего урока ( слайд 2)

- Чего нам не хватает, чтобы достичь цели?

2. Работа в группах: «Составь план» (Приложение)

На подгруппу детей раздаются бланки, где пункты плана составлены в любом порядке.

Ученики восстанавливают пункты по порядку, исключая пункт, не относящийся к уроку: съесть пирожное. (слайд 3)

Что мы сейчас делали? Какое умение формировали? (показывают кружок оранжевого цвета).

  1. Актуализация знаний

1.Беседа: Вы все смотрели мультфильм « Ну, погоди!». Какими запомнились вам главные герои? Можно ли их назвать друзьями? Каким представлен волк – добрым или злым? Заяц?

2.  Работа с учебником на странице 82-85:

-  Прочитайте название произведения. Какие у вас возникли предположения? О чем пойдет речь в тексте?

- Внимательно  рассмотрите иллюстрацию. Назовите главных героев, их занятие и настроение. Можно ли сказать, кто они сейчас  - друзья или враги?  

- Как вы думаете, какой жанр этого произведения? Почему? ( животные разговаривают и т.д.

- Какая это сказка (по автору).

- Какую сказку мы называем литературной?

           IV.  Первичное усвоение новых знаний.

1. Кто автор? Что мы о нём знаем?

- Кто же как не герои произведения знают об авторе.

2. Ученик (заяц) рассказывает  интересные сведения из биографии автора (слайд 4,5)

- Курляндский Александр Ефимович - популярный детский писатель, сценарист и создатель первого отечественного анимационного сериала «Ну, погоди!» родился 1 июля 1938 года в Москве.

- Рос в семье инженеров.

- Папа  был весельчак и балагур, а мама отличалась красотой такого качества, что прохожие оборачивались ей вслед.

- Писать  начал Курляндский ещё со школьной скамьи, где принимал участие в создании рукописного журнала.

- Отличается известный писатель и своей склонностью к здоровому образу жизни.

-У  него первый разряд по шахматам и по футболу.

- Будучи в преклонном возрасте состоявшийся сценарист не забывает про утреннюю зарядку

- С другом создал мультфильмы «Ну,погоди!», «Великолепный Гоша»,  «Возвращение блудного попугая»  и др.( слайд 6)

- Все персонажи являются животными, что доказывает любовь к братьям нашим меньшим.

3. Чтение текста хорошо читающими учениками.

           V.  Первичная проверка понимания

1. Вопросы после чтения:

-  Так кто же Заяц и Волк – друзья или враги? Почему? Докажите.

– Почему Волк и Зайчик вместе смотрели телевизор? Что значит – как друзья?

– Чему удивляется Зайчик? Покажите мимикой удивление.

– А как к купанию Моржа относится Волк? (Усмехается.)  

- Что решил сделать волк?  

– Где был Волк, а где оказался? Возможно ли такое в жизни? (Был перед телевизором, оказался на телеэкране.)  

- Какими стилями плавал Волк? Покажите.  ( И вольным стилем, и баттерфляем, и кролем…)

Физкультминутка ( ученики заяц и волк проводят олимпийскую физкультминутку)

- Какие превращения показывают, что мы работаем над сказкой? (Сосновые шишки превратились в ананасы, березовые почки – в бананы.)

-  Почему волк не видел крокодилов?   (Закрыл блаженно глаза.  Плыл на спине.)

– Как Зайчик помог Волку и предупредил об опасности?

- Так могут поступать друзья или враги?

– Каким образом можно спилить дерево крокодилом? (На спине у крокодила есть выросты, напоминающие зубья пилы.)

– Почему дрожит Зайчик? (Переживает за Волка.)

– Как Зайчик спас Волка?  

- Почему похолодало на улице?

- А от чего дрожит Волк? (От холода)

– Понял ли Волк, что его спас от крокодилов Заяц?

 - Чем заканчивается сказка?  

- Что мы делали? Какое умение формировали? ( показывают синий кружок)

2.Когда мы читали, какими представляли себе героев? Давайте посмотрим, как изобразили зайца и волка мультипликаторы.  Просмотр фрагмента мультфильма, аналогичного данному тексту.

            VI. Первичное закрепление

1. Работа в парах: « Сравни» ( Приложение)

Ученики находят сходства и отличия сказки от мультфильма.

- Какое умение формировали? ( показывают кружок зелёного цвета)

2.Ответы на вопросы.

- Сможем мы сейчас сказать, почему так назывался наш урок? Заяц и Волк – друзья или враги? Докажите, что Заяц и Волк – друзья. (Волк дарит Зайцу цветы и шарики, поет серенады, играет на гитаре и приглашает на танец.) (слайд 7)

– Какая это сказка? (Весёлая, современная).

– Было ли вам жаль Волка? Почему он попадает во все эти передряги?

- Как поступает Заяц, когда Волку грозит беда? О чем это говорит?

3. Работа  в Перволого.

- Хотелось бы вам стать автором своего мультфильма? И придумать свою добрую историю?

          VII. Рефлексия.

Дети определяют свою успешность с помощью разноцветных кружков.



Предварительный просмотр:

http://art-blog.ru/uploads/graphics/images/personaji_sovetskix_multfilmov_v_psd.jpgПлан урока

1.Ответить на вопросы

  2.Прочитать текст

  3.Съесть пирожное  4.Прочитать название произведения

5. Рассмотреть иллюстрацию

6.Сделать вывод

http://art-blog.ru/uploads/graphics/images/personaji_sovetskix_multfilmov_v_psd.jpgПлан урока

1.Ответить на вопросы

     2.Прочитать текст

     3.Съесть пирожное  4.Прочитать название произведения

5. Рассмотреть иллюстрацию

6.Сделать вывод

http://art-blog.ru/uploads/graphics/images/personaji_sovetskix_multfilmov_v_psd.jpgПлан урока

1.Ответить на вопросы

  2.Прочитать текст

  3.Съесть пирожное  4.Прочитать название произведения

5. Рассмотреть иллюстрацию

6.Сделать вывод

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/855/89855579_large_70582.pngПлан урока

1.Ответить на вопросы

       2.Прочитать текст

       3.Съесть пирожное  4.Прочитать название произведения

5. Рассмотреть иллюстрацию

6.Сделать вывод

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/855/89855579_large_70582.pngПлан урока

1.Ответить на вопросы

    2.Прочитать текст

    3.Съесть пирожное  4.Прочитать название произведения

5. Рассмотреть иллюстрацию

6.Сделать вывод

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/89/855/89855579_large_70582.pngПлан урока

        1.Ответить на вопросы

           2.Прочитать текст

          3.Съесть пирожное  4.Прочитать название произведения

5. Рассмотреть иллюстрацию

6.Сделать вывод

http://s39.radikal.ru/i085/0902/31/f324902bd570.jpgмультфильм 

http://jili-bili.ru/files/labirint/big/6032101labgm3p1214561026.jpgкнига

http://s39.radikal.ru/i085/0902/31/f324902bd570.jpgмультфильм

http://jili-bili.ru/files/labirint/big/6032101labgm3p1214561026.jpgкнига

                      Сходство

                              Сходство

                          Отличие

                            Отличие

http://s39.radikal.ru/i085/0902/31/f324902bd570.jpgмультфильм

http://jili-bili.ru/files/labirint/big/6032101labgm3p1214561026.jpghttp://s39.radikal.ru/i085/0902/31/f324902bd570.jpgкнига

мультфильм

http://jili-bili.ru/files/labirint/big/6032101labgm3p1214561026.jpgкнига

                  Сходство

                            Сходство

                       Отличие

                           Отличие

D:\Users\светик\Desktop\1027717.gif D:\Users\светик\Desktop\1027717.gif D:\Users\светик\Desktop\1027717.gif

D:\Users\светик\Desktop\1027717.gifD:\Users\светик\Desktop\1027717.gifD:\Users\светик\Desktop\1027717.gif

D:\Users\светик\Desktop\1027717.gif D:\Users\светик\Desktop\1027717.gif D:\Users\светик\Desktop\1027717.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с элементами критического мышления.

Урок литературного чтения в 1 классе с элементами критического мышления. Тема: К.Д. Ушинский "Лиса и козел". Цель: совершенствовать навыки  чтения, познакомить учащихся с творчеством К. Д. У...

Конспект и презентация к уроку литературного чтения (с элементами исследования) «Рождение героя в сказках»

Урок с использованием ИКТ проведён в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по учебнику Н.А. Чураковой «Литературное чтение». Глава  «Как рождается герой». Это первый урок в главе ...

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.

Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс

Цели:Познакомить обучающихся  с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать  коммуникативные умения: выделять главную мысль те...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Конспект урока литературного чтения с элементами театрализации во 2 классе "С. Васильев "Белая береза"

Конспект урока литературного чтения с элементами театрализации во 2 классе "С. Васильев "Белая береза"...

Фрагмент урока литературного чтения с элементами региона. Л.Лапцуй " Моя Любовь"

Учащиеся познакомятся с творчеством ненецкого писателя и его произведениями....