Интегрированный урок чтение и ИЗО 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Мартынова Татьяна Валерьевна

"Интегрированное изучение литературы, ИЗО и музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_chteniya_i_izo_1_klass.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Красота спасёт мир», - сказал один из мудрейших писателей России, спасет от духовной нищеты, невежества, насилия и других атрибутов безнравственности, волной захлестывающей все вокруг. Как «напоить» душу ребенка целительным бальзамом красоты, открыть глаза на чарующий, гармоничный мир прекрасного, вобравшего в себя утреннюю нежность рассвета, гомон птичьей стаи, шелест волн, шептание листвы, улыбку младенца, свеем тем, что повседневно, буднично окружает нас?

Проблема развития творческой личности, креативных способностей учащихся является актуальной задачей современной педагогике. С точки зрения определения творчества как создания нового все познавательное развитие ребенка проходит исключительно творческим путем.

Рисование  - один из основных путей, по которому может идти созидание нашего внутреннего мира.

Урок изобразительного искусства – это особый урок, а значит, и строить его нужно по законам искусства. Искусство предполагает, прежде всего, художественно – эстетическое наслаждение и духовное общение.

Программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» ориентирована на создание в обучении условий для выявления и развития творческих способностей учащихся.

Процесс творчества приносит радость, душевное равновесие. Младшие школьники могут «жить» в рисунке, «петь» в нем, «двигаться», «танцевать». Эта эмоциональная атмосфера увлеченности достигается с помощью живого слова учителя, его живых диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использование нетрадиционных способов изображения и форм проведения, так как данная программа позволяет уходить от схем и шаблонов.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения развивает творческую активность ребенка, учит его нестандартно мыслить, дает толчок интеллектуальному развитию.

Большой интерес вызывает у учащихся художественные техники (от греческого technike – искусная и techne – искусство, мастерство). (Непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом), при которых используются новые для них материалы, повышающие интерес к поисковой работе.

Художественные техники эстетического цикла.

Пальцевая живопись – создание изображения подушечками пальцев, ладонью, ребром ладони. Развлечение, игра – ведущие в работе с детьми 6-7 летнего возраста.

Восковая графика – рисование с вечным воском и воскосодержащими материалами (цветные восковые  карандаши – мелки). Рисунки с применением воска смотрятся очень необычно и декоративно.

Кляклография – дорисовывание цветного пятна, поиск подходящего образа изображения, исходя из цвета пятна, его конфигурации, расположения на листе бумаге. Этот прием используется для работы с детьми разного возраста. Дети начинают больше фантазировать и активно заниматься творчеством.

Граттаж – сложная изобразительная техника, так как выполнение одного рисунка включает несколько изобразительных этапов. В этой технике можно рисовать пейзажи, натюрморты, декоративные и сюжетные композиции.

Работы из природного материала. Материал важен в силу многоаспектности, экологически чистый, формирует у школьников духовную близость с природой, чувство творческого единения.

Сувер или фиксе.Так называется живопись на стекле.

Техника печати по аппликации и картоне. Работать в такой технике очень интересно. Каждое прикосновение к бумаге оставляет след.

Таким образом, предложенные лишь несколько художественных техник, вносят разнообразие в программный материал, оживляют уроки, увлекают самих учеников, открывают широкий простор в эстетическом воспитании и способствует развитию у них творческой мысли.

Творческих потенциал таких уроков может быть гораздо выше, если в обучении интегрировано содержание нескольких предметов. Предлагаю разработку интегрированного урока чтения и  изобразительного искусства «И. Суриков. Зима. Зима в лесу», 1 класс.

Цели: Развивать навыки выразительного чтения; развить умения учащихся передавать состояние зимнего леса; развивать воображение, фантазию, художественный вкус; воспитывать любовь к родной природе, родине, гордость за ее искусство, желание и умение видеть и создавать прекрасное, старательность, аккуратность.

Оборудование: Репродукции картин художников, изображающих зимнюю природу (И.И. Шишкин «Иней», И. Грабарь «Зимний пейзаж»); рисунки деревьев; грамзапись П.И. Чайковского «Святки» из цикла «Времена года», таблички.

Ход урока.

1.Мобилизующее начало урока.

2. Вводная беседа.

 - Послушайте загадку, разгадав ее, вы узнаете о чем пойдет речь на уроке.

Кто, угадай-ка?

Серая хозяйка

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки!  

3. Сообщение темы и целей урока.

 - Сегодня на уроке познакомимся со стихотворением И. Сурикова «Зима», отрабатываем навык выразительного чтения, развиваем умение передавать состояние зимней природы.

4. Работа над словом.

 - И так, о чем пойдет речь на уроке? /Картинка/.

- Разделите слово зима на слоги, поставьте ударение. Есть ли в слове опасное место? Какое? Почему «и» - опасная? (Безударная). Дайте звуковую характеристику слову.

5. – Что такое зима? (Время года).

 - Назовите зимние месяцы?

- Какие приметы зимы вы знаете?

6. – Матушка  - зима пришла и все вокруг стало сказочным.

/Грамзапись/ - Прислушайтесь к звукам и представьте картину.

Шелестит снег, соприкасаясь с ветвями, стволами. Каждое дерево по - своему встречает снегопад. Ели протягивают навстречу снежинкам кончики лап. Молодая елочка растопырила лапки, будто зеленные ладони. Сосны принимают снег на себя, и он скапливается меж дымчатых лап. Летит снег мимо белых стволов берез. Не шелохнутся березу. Опустив ветви, подсказывают: сюда… сюда. Не скупись, ножки укрой. Бережно и нежно опускаются снежинки.

- Какую картину представили?

-  А что помогло вам вообразить, представить эту картину? (Музыка).

- Вы прослушали музыку известного русского композитора

        из цикла «Времена года»

        .

- Музыка помогла нарисовать картину чем? (Звуками).

- А вот художники рисуют свои картины красками. О красоте родной природы зимой говорят картины русских художников.

- Рассмотрите картины. Что изображено?

- А как называют картины с изображением природы?                .

- Какой пейзаж изобразили художники?

- Видели ли вы лес зимой? Кто сможет рассказать нам, как красив лес зимой?

- А как вы думаете, какой человек может так красиво передать красоту, богатство своей родины через свои музыкальные, художественные произведения? (Человек, который любит природу, зиму, Родину).

7.  – Но не только музыка, картины могут передавать любовь к Родине, к природе, зиме, но и стихи.

8.  – Послушайте стихотворение         .

Чтение наизусть.

- Вам понравилось это стихотворение? Да, оно и не может не понравиться.

- Чем пользуется Суриков для создания зимней картины? (Словом).

9. Первичное чтение в полголоса.

- Прочитайте и скажите, каким настроением проникнуто это стихотворение?

10. Словарная работа. Работа со словарем.

- Как понимаете значение слова         ?

- А слово         ? От какого слова оно образовано? (Чудо).

11. Выборочное чтение.

 - Вы называли раннее приметы зимы.

- Обратитесь к тексту и прочитайте, какие приметы зимы называет Суриков?

- А какие отдельные картины в поэтических строках Сурикова нарисованы? (Белый снег, поле, лес).

- В каком состоянии находится лес?

- Поэт говорит о нем как о живом. Подтвердите.

12. – Рассмотрите репродукции и найдите строчки, которые можно подписать к ним.

- А теперь я предлагаю вам нарисовать зимний пейзаж, в котором вы самостоятельно изобразите приметы зимы.

- А что будет служить вам помощником в их передаче? (Краска).

- Рисовать мы будем необычным способом – губкой и кистью.

- Вначале определим, сколько места на рисунке будет занято небом, землей.

- Наберите на губку белой краски и посмотрите на пробном листе, что получилось. Линия земли будет не прямой, а волнообразной. Зимой часто наметают сугробу. Наметьте снежные сугробы и заполните пространство земли изображением снега. Внимание! Обратите внимание на силу нажима (плотнее снег). (Показ).

- А пространство листа – елями, деревьями. Для этого пользуйтесь трафаретами, которые мы заготовили. Постарайтесь расположить эти элементы на разных уровнях – ближе и дальше к нижнему краю листа. Не забудьте, предметы которые находятся ближе к нам, они какие по размеру? (Крупнее), чем тем, которые дальше от нас. (Показ).

- Что мы изобразили? (Лес).

- А кто живет в лесу? (Птицы, звери).

- Легко ли им приходится в зимнюю пору?

- Что нужно делать, чтобы облегчить им зимовку?

- А вы помогаете птицам перезимовать? Как?

- Дополните кистью в работу красочные детали (птиц, кормушку, стог сена).

13. Выставка работ.

14. Итог урока.

- Кто был главным героем на уроке?

- Где мы ее видели, в каких картинах?

Домашнее задание: наизусть.

Оценочное суждение за работу.

Каким будет уровень творческой самореализации взрослого человека, его творческая активность, личный вклад в коллективное творчество человечества, зависит от творческого начала, закладываемого в детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения, математики, русского языка и природоведения в 3 классе.

интегрированный урок по теме "Лес-наше богатство". расчитан на два урока. ...

Интегрированный урок (чтение+письмо) 1 класс. Согласные звуки [д],[д\'], буквы Д, д.

Интегрированный урок (чтение+письмо) 1 класс.УМК "Школа России", автор В.Г. Горецкий "Согласные звуки [д],[д\'], буквы Д, д"....

Интегрированный урок :чтение, музыка, рисование. 2 класс

Тема  «Подарки осени» Цель:- познакомить со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибочки»,  с научно-             -популярным ...

Интегрированный урок чтение+музыка 1 класс

Программа "Начальная школа 21 века" литературное слушание "Сказка о царе Салтане..." проинтегрированное с оперой Н.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова

Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока:     "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Интегрированный урок ( чтение + ИЗО) по басням И.А.Крылова

Обобщающий урок по творчеству И.А.КрыловаТема урока:     "Басни И.А. Крылова"Цель:показать нравоучение, мораль басен Крылова;проверить знание басен;учить выразительному чтению басен, ин...