Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме:
    Пояснительная записка к уроку литературного чтения по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"

    Данная пояснительная записка разработана по ФГОС. Урок литературного чтения в 4 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_urk.docx532.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

         Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупность универсальных учебных действий (УУД). На уроке используются  технологии, которые способствуют  формированию и развитию у обучающихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.  Системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, является одним из эффективных в обучении, в том числе и на уроках литературного  чтения. На уроке применяются интеллектуально-познавательные игры, разработанные с использованием занимательного дидактического материала и проводимые в различных нестандартных формах с помощью средств мультимедиа. Они повышают качество образовательного процесса: позволяют вовлечь всех обучающихся в активную познавательную деятельность, способствуют развитию у младших школьников интереса к учебному предмету, созданию у них эмоционального настроя к учению, дают возможность закрепить, повторить и обобщить изученный материал разнообразными способами, осознанно применить приобретенные знания, проявить личностные качества.

              На этапе актуализации знаний даётся игра «Угадай героя сказки» с применением мультимедиа.

         На этапе мотивация учебной деятельности учащихся работа организуется в группах. В итоге дети делают самостоятельный вывод о сходстве и различии авторских и народных сказок. На основе сделанного вывода, дети характеризуют сказку П, Ершова. Далее учитель вводит понятия присказка, экспозиция, завязка, перипетии, кульминация.

          На этапе первичного применения нового знания учащиеся выполняют тестовое задание.

          На этапе творческого применения и добывания знаний в новой ситуации организуется работа в группах. В конце работы группы представляют своё творческое задание. Дети оценивают работы групп цветовыми сигнальными карточками.

          На этапе рефлексии дети прикрепляют к виртуальному цветку выбранный ими цвет.

               Таким образом, структура урока выглядит следующим образом:

    1.Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

    3. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    4. Физкультминутка.

    5. Первичное закрепление нового знания.

    6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания.

    7. Оценка и самооценка. Домашнее задание.

    8. Рефлексия.

    Тема урока:  П.П. Ершов. Сказка «Конек-горбунок»

    Тип урока: закрепление пройденного

    Используемые технологии: 

    - технология использования в обучении игровых методов;

    - частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

    - информационно-коммуникативные технологии;

    - здоровьесберегающие технологии.

    Формы обучения:     фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Средства обучения:   учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.

    Цель урока: 

    создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

    Задачи:

    Образовательные

    -Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок»

    -Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки

    -Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки

    Развивающие

    - Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках

    - Продолжить работу по развитию общего и литературного

    - Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное

    Воспитательные

    - Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание

    - Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат

    - Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

    Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки учеников с подключением к интернету, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс»

    Ход урока

    1. Организационный момент .

    Здравствуйте, ребята! Садитесь.

    2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

    Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке? 

    Учитель: Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

    Flash-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip 

    Слайд1

    Учитель: Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.

    Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.

    Сегодня мы:

    1. определим тип и вид сказки

    2. проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним

    3. ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение

    постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям

    3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

    Вид сказки

    Главный герой

    Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок

    2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках

    Вид сказки

    События

    3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

    Вид сказки

    Завершение

    события

    Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

    4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

    5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

    Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.

    Обучающиеся представляют результаты своей работы:

    Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют.

    Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.

    У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

    Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события

    Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова

    Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло)

    Учитель: Прочитайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

    Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка)

    Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?

    Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

    Слайд2

    Учитель: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?

    Обучающиеся зачитывают часть сказки

    Учитель: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

    Слайд3

    С появлением какого животного все начинается в сказке?

    С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка»

    Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой.

    Слайд4

    - Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана?

    Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне.

    Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

    Слайд5

    В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.

    Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу

    Учитель: Это кульминация.

    Слайд6

    В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.

    Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.

    Учитель: Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки?

    Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее

    4. Физкультминутка

    Учитель: Время идет,  давайте немного подвигаемся, примерно как часики

    Тик-так, тик-так –

    Все часы идут вот так:

    Тик-так

    (Наклоняем голову к одному плечу, потом к другому)

    Смотри скорей, который час:

    Налево – раз, направо – раз,

    Мы тоже можем так

    (Наклоны туловища в стороны)

    Тик-так, тик-так

    5. Первичное применение нового знания

    Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа

    Как звали старшего брата?

    А) Иван     Б) Данила   В) Гаврила

    2. Что взял с собой в караул Иван?

    А) Краюшку хлеба    Б) Вилы и топор  В) воду

    3. Кого поймал Иван во время своего караула?

    А) дьявола   Б) кобылицу   В) Конька – горбунка

    4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал?

    А)  за хвост      Б) за гриву     В) за поводья

    5. Какого роста был конёк – горбунок?

    А) 4 вершка    Б) 3 вершка    В) 2 вершка

    6. Сколько коней было у Ивана?

    А) 5     Б) 2    В) 3

    7. Сколько конюхов вели коней к царю?

    А) 8     Б)  10     В) 6

    8. На какую должность взял царь Ивана?

    А) стрелком   Б)  воеводой    В) конюхом 

    6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах)

    Группа 1

    Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия

    Группа 2

    Составьте коллективное панно «Сказочная поляна»

    Группа 3

    Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться?

    Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.

    7. Домашнее задание.

    Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»

    http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html

    Выполните тест по мультфильму

    http://www.myltya.com/view_test.php 

    8. Рефлексия

    Учитель:  Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали? Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет? Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.

    Прикрепите пожалуйста в http://learningapps.org к виртуальному цветочку недостающий лепесток: если наш урок оказался для вас полезным – лепесток синего цвета, если вы считаете, что урок был неинтересным и ненужным – лепесток черного цвета.

    Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к урокам литературного чтения 4кл.ОС "Школа 2100"

    Поянительная записка сотавлена  по расширенному тематическому планированию "Литературное чтение"  4класс ОС "Школа 2100....

    Пояснительная записка к программе литературному чтению

    Пояснительная записка к программе литературному чтению...

    Презентация к уроку литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".

    Данная презентация является наглядным материалом к конспекту. В неё вкючены слайды с биографией автора....

    Презентация к уроку литературного чтения по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или путешествие воробья"

    Презентация к уроку литературного чтения  в 4 классе по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или путешествие воробья" по программе "Начальная школа 21 века"...

    . Пояснительная записка к курсу «Литературное чтение».

         Рабочая программа по   литературному чтению для учащихся 2-го класса   оставлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта нач...

    Презентация к уроку литературного чтения по сказке Чуковского "Федорино горе"

    Презентация к уроку литературного чтения по сказке К.Чуковского "Федорино горе"...

    Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

    Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...