пояснительная записка по предмету литературное чтение
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Чувахина Светлана Владимировна

Пояснительная записка по предмету " Литературное чтение". УМК "Школа России". Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий М.В.Голованова, Л.А.Виноградская. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_lch.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена в соответствии:

- с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

- Основной образовательной программой начального общего образования ООП НОО МКОУ Талалихинская начальная школа-детский сад;

-  Сборник рабочих программ «Школа России». Рабочая программа по литературному чтению  Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской  - М. «Просвещение» 2011год

-  Программа соответствует учебнику: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий М.В.Голованова, Л.А.Виноградская Литературное чтение   2  класс (в2-х частях) - Москва: «Просвещение», 2012г.

    Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП НОО МКОУ Талалихинской начальной школы-детского сада.

Целью изучения курса «Литературное чтение» в начальной школе являются:

  • Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

 Задачи, решаемые при изучении предмета:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

        Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

 Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства;  формированию умения определять его  

художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с

другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  • .Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

  С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные  нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии  героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Место в учебном плане.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования на изучение литературного чтения во 2 классе  отводится  136 часов из расчета 4 ч в неделю.

    Выбор данной авторской  программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием требованиям ФГОС по литературному чтению в начальной школе.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского государства;
  2. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относится к людям иной национальной принадлежности;
  6. Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  7. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  8. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения;
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  10. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. Освоение способов решения проблем творческого  и поискового характера;
  3. Формирование умения планировать, контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  6. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и права каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в системном чтении;
  3. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  4. Использование различных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  6. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  7. Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование-создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев).умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  8. Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Обучающийся научится:

  • бегло, выразительно читать текст;
  • выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова. Быстроты понимания прочитанного (скорость чтения 50- 60 слов в минуту);
  • улавливать главную мысль произведения.логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
  • составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;
  • устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
  • описывать устно содержание репродукции картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
  • самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней;
  • научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку.

Обучающийся получит возможность научиться:

      -  осознавать основные духовно-нравственные ценности  человечества;

      -  воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

      -  применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

       -  испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

       -  уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

       -  бережно относиться к окружающей природе;

       -  развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости( на основе сопереживания литературным героям);

        -  определять сходство и различие произведений разных жанров;

        -  использовать полученную при чтении научно-популярного  и учебного текста информацию в практической деятельности;

         -  высказывать  и пояснять свою точку зрения;

         -  применять правила сотрудничества;

         -  выделять в тексте опорные слова;

         -  делать устную презентацию книги( произведения);

         -  пользоваться тематическим каталогом;

         -  работать с детской периодикой;

         -  расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской  деятельности.

Содержание учебного предмета.

п/п

Наименование раздела.

Количество часов

по авторской программе

Количество часов

по рабочей программе

Вводный урок по курсу литературному чтению. Знакомство с учебником.

1

1

 Самое великое чудо на свете.

4

4

 Устное народное творчество.

15

13

 Люблю природу русскую. Осень.

8

8

  Русские писатели.

14

14

 О братьях наших меньших.

12

12

 Из детских журналов.

9

9

 Люблю природу русскую. Зима.

9

9

 Писатели- детям.

17

19

 Я и мои друзья.

10

10

 Люблю природу русскую. Весна.

9

9

 И в шутку, и всерьёз.

14

14

      Литература зарубежных стран.

12

14

Итого:

136

136

1.   В связи  с особенностями класса, раздел  "Устное народное  творчество" сокращён с 15 часов до 13 часов, а раздел "Писатели детям" увеличен с 17 часов до 19 часов.

2.   Раздел "Литература зарубежных стран" увеличен на 2 часа  за счёт  резервных уроков.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

2 класс (136ч)

Вводный урок. (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество. (15 часов)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень. (8ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели (14ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших. (12 ч)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

Из детских журналов. (9 ч)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима.( 9 ч)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям. (17 ч)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Я и мои друзья. (10 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна. (9 ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

И в шутку и всерьёз. (14 ч)

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран.( 14 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».

Учебно- методическая литература:

  1. «Литературное чтение»- учебник,  2класс, ч.1-2,  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, .М.В.Голованова,Л.А.Виноградская– М. «Просвещение» 2012год.

 2. « Литературное чтение»-  рабочая тетрадь, 2 класс, Бойкина М.В., Виноградская Л.А.- М. «Просвещение», 2014 год.

       3.Методические пособия: поурочные разработки по литературному  чтению С.В. Кутявина, 2 класс,   – Москва: Вако, 2015.

 

Материально-техническое обеспечение:

  1. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», М. «Просвещение», 2012г.

Рассмотрено

На заседании ШМО_____

Протокол №____ от «___»_____________2015г.

СОГЛАСОВАНО

ЗАМ.директора по УВР

_____________/ ______/

«___»_________2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к урокам литературного чтения 4кл.ОС "Школа 2100"

Поянительная записка сотавлена  по расширенному тематическому планированию "Литературное чтение"  4класс ОС "Школа 2100....

Пояснительная записка к программе литературному чтению

Пояснительная записка к программе литературному чтению...

Пояснительная записка к уроку литературного чтения по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"

Данная пояснительная записка разработана по ФГОС. Урок литературного чтения в 4 классе....

Пояснительная записка по предмету литературное чтение

В данном документе содержится пояснительная записка по предмету литературное чтение для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"...

Пояснительная записка по предмету "Литературное чтение"

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературное чтение" 2 класс...

Пояснительная записка по предмету литературное чтение 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа курса литературного чтения  для 2 класса составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования (Пр...

Пояснительная записка по предмету литературное чтение

Пояснительная записка и примерное КТП....