Главные вкладки

    Пояснительная записка по предмету литературное чтение
    рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

    Емелина Ирина Геннадьевна

    В данном документе содержится пояснительная записка по предмету литературное чтение для учащихся 1 класса. УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rab._programma._lit._chtenie.docx30.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа «Загорские дали».

    141367, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район,

    Городское поселение Сергиев Посад, поселок Загорские дали, дом 9-а.

    Тел. Факс – 54835-48

     

                                           УТВЕРЖДАЮ

    Директор МБОУ «СОШ«Загорские дали»

                                                                      _____________А.В. Соловьева

                                                                  "____"_______________ 2016

                                                                             приказ №___ от "___"_______ 2016

     

     

     

     Рабочая программа по литературному чтению

     1 "А" класс

    (базовое изучение)

     

     

     

     

    Составитель: Емелина Ирина Геннадьевна

    учитель начальных классов

    2016 - 2017 г.

    Данная рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 класса соответствует требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:

    - Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ «Загорские дали»;

    - Учебного плана на 2016 – 2017 учебный год МБОУ «СОШ «Загорские дали»;

    - Примерной образовательной программы начального общего образования;

    - Авторской программы курса «Литературное чтение» авторов: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, 1- 4 классы, Москва «Просвещение», 2011 год.

    УМК: «Школа России». Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение: Учебник 1 класс, 2011.

    Место учебного предмета в учебном плане

    Количество часов: 92 часа (4 часа в неделю) в период обучения грамоте; 40 часов (4 часа в неделю) после завершения обучения грамоте.

    Планируемые результаты изучения курса

    В первом класселичностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

     оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

     оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

     эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

     понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

    высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

    Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий.

    • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
    • Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
    • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
    • Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
    • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • Делать выводы в совместной работе класса и учителя;
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
    • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
    • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
    • Слушать и понимать речь других.
    • Работать  впаре.

    Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

     воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

     осмысленно, правильно читать целыми словами со скоростью не менее 20 слов в минуту;

     отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

     подробно пересказывать текст;

     составлять устный рассказ по картинке;

     заучивать наизусть небольшие стихотворения;

     соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

     различать рассказ и стихотворение.

    Содержание учебного предмета:

    Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

    Чтение:

    Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

    Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

    Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного – и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

    Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

    Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

    Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст.

    Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

    Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

    Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.

    Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.

    Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).

    Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.

    Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

    Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного

    народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.

    Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу.

    Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).

    Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.

    Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

    Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.

    Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.

    Содержание учебного предмета

    Наименование разделов

    Всего часов

    1

    Добукварный период

    14

    2

    Букварный период

    61

    3

    Послебукварный период

    17

    ИТОГО

    92

    4

    Апрель, апрель. Звенит капель!

    5

    5

    И в шутку и всерьёз

    7

    6

    Я и мои друзья

    7

    7

    О братьях наших меньших

    6

    ИТОГО

    40

    ИТОГО

    132

    Формы организации учебной деятельности

    Форма организации занятий – урок, урок - контроль знаний.

    В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

    • Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
    • Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.
    • Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.
    • Комплексные работы относятся к итоговому контролю. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся.

    Методы обучения, используемые на уроках литературного чтения:

    • словесные (беседа, сообщение),
    • наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
    • практические,
    • метод проблемного обучения,
    • методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
    • методы  самоконтроля.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к урокам литературного чтения 4кл.ОС "Школа 2100"

    Поянительная записка сотавлена  по расширенному тематическому планированию "Литературное чтение"  4класс ОС "Школа 2100....

    Пояснительная записка к программе литературному чтению

    Пояснительная записка к программе литературному чтению...

    Пояснительная записка к уроку литературного чтения по сказке П. Ершова "Конёк - горбунок"

    Данная пояснительная записка разработана по ФГОС. Урок литературного чтения в 4 классе....

    пояснительная записка по предмету литературное чтение

    Пояснительная записка по предмету " Литературное чтение". УМК "Школа России". Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий М.В.Голованова, Л.А.Виноградская. 2 класс....

    Пояснительная записка по предмету "Литературное чтение"

    Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературное чтение" 2 класс...

    Пояснительная записка по предмету литературное чтение 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

    Рабочая программа курса литературного чтения  для 2 класса составлена в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования (Пр...

    Пояснительная записка по предмету литературное чтение

    Пояснительная записка и примерное КТП....