Буква Ф
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Белова Лариса Михайловна

Разработка урока по обучению грамоте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_f.doc724.5 КБ
Файл f.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Урок 87 (2 ч.).

Тема: Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов, слов и предложений.

Цели:

формируем умение овладевать начертаниями букв, слогов и слов;

формируем умение применять правила правописания на письме;

– формируем умение анализировать  слова;

– формируем умение анализировать текст.

Символы:

          

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний

  1. –С какой буквой познакомились на прошлом уроке обучения грамоте? Какие звуки она обозначает? Дайте характеристику этим звукам.
  2. Игра «Буква потерялась»

_абрика, ли_т, ал_авит, мульт_ильм, ин_орматика, не_ть, гра_ик, ор_ограмма.

  1. - Определите тему урока. Назовите её.

– Откройте учебники на с. 140–141.

– Рассмотрите страницу.

– Давайте составим план урока.

Составление плана урока.

План (примерный) 3 2

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.
  2. Звуко-буквенный анализ слов.
  3. Чтение слогов и слов.
  4. Чтение предложений и текстов.
  5. Знакомство с написанием буквы ф.
  6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.

– Что нового мы узнаем сегодня?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Каким кружком обозначим?

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы

в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

 1. Работа в «Букваре» (с. 140). 1  2  5  6

1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов фонарь и фиалка.

– Что нарисовано на кубиках? (Фонарь, цветок фиалка.)

– Сколько слогов в слове фонарь? (Два.)

– Назовите первый слог.

– Произнесите первый звук. 

– Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой согласный [ф].)

2) Звуко-буквенный анализ слова фонарь выполняется коллективно, а затем дети самостоятельно выполняют звуко-буквенный анализ слова фиалка. Обращают внимание на первый звук, сравнивают его со звуком [ф]. дают характеристику новому звуку. ([ф’] – согласный глухой, мягкий.)

3) Подберите слова, которые начинаются с этих звуков.

4) Найдите на ленте букв, какой буквой обозначаются новые звуки.

5) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.

– На что похожа буква Ф?

Показываем иллюстрацию:

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой Ф.

                                       (А. Шибаев)

6) Завершение схемы-«человечка» буквы Ф в «Букваре» (с. 140).

  2. Работа в тетради для печатания (с. 45).

Печатание буквы Ф.

ΙΙΙ. Применение нового знания

  1. Работа в «Букваре» (с. 140). 5  6  2 

Чтение слогов (с. 140).

– Прочитайте слоги.

– Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом.

– В каких словах встретятся эти слоги?

– В чём различие слогов верхней и нижней строчки?

– Какой согласный во всех слогах второй строчки? Почему?

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

Физкультминутка.

 3. Работа в «Букваре».   3  7  1   1

Чтение слов.

– Просмотрите слова на этой странице.

– Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)

– Прочитайте слова про себя. 

– Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)

– Прочитайте слова, в которых 1 слог. (Фен, гриф)  Что обозначают эти слова? (фен - предмет для сушки волос; гриф -  крупная хищная птица).

-  У слова гриф есть и другие значения:

1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.

- – Найдите и прочитайте слова, которые тоже имеют несколько значений. (Фигура, фыркать) Назовите значения этих слов (фигура в шахматах - король, ферзь, слон, пешка. В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении. Фыркает: 1. С шумом выпускает воздух из ноздрей. 2. Смеётся, производя звук носом, губами. 3. Сердится, выражает недовольство.)

– Найдите слово, называющее маленький фонарь.

– Как образовалось это слово? (С помощью суффикса -ик-: фонарь + -ик- = фонарик.)

– Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.) 

- Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.

– Выделите заглавную букву в этих словах. (Африка, Уфа.)

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.)

– Прочитайте «военное» слово. (Офицер.) 

– Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.)

 – Что мы сейчас делали? (Читали слова и анализировали их.)

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

– В словах первого и второго столбиков выделите соответствующими цветами звуки, которые обозначает на письме буква Ф.

Проверка с самооценкой.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?

– Отметь в дневнике.

Вернемся к игре «Буква потерялась»

_абрика, ли_т, ал_авит, мульт_ильм, ин_орматика, не_ть, гра_ик, ор_ограмма.

- Какая же буква потерялась в словах? Из первых букв каждого слова составьте новое. (фламинго)

- Что обозначает это слово?

  5. Работа в группе 3  1  7  1

  • Составление предложений.

(На столах у детей карточки со словами, обратная сторона карточки – цветная).

- Сейчас вы будете работать в группах. Мы разобьёмся на группы по цвету вашей карточки. (дети разбиваются на группы)

- На карточках написаны слова. Каждая группа должна составить из этих слов предложение.

НА, ОЗЕРО, ФЛАМИНГО, ОПУСТИЛИСЬ

И, РАЗБЕЖАЛСЯ, ПЛАВНО, ФЛАМИНГО, ВЗЛЕТЕЛ

ЗДЕСЬ, МЕЛКУЮ, ИСКАЛИ, ОНИ, РЫБЁШКУ

ОСТОРОЖНАЯ, ОЧЕНЬ, ПТИЦА, ФЛАМИНГО
ШОРОХ, ВДРУГ, ТИХИЙ, ПОСЛЫШАЛСЯ

-Прочитайте предложения.

Можно ли назвать этот набор предложений текстом? Почему?

  • Работа над деформированным текстом.

- Как отличить текст от набора предложений?

-Попробуем расположить эти предложения так, чтобы получился текст.

- Чтение текста.

- Как можно озаглавить этот текст?

  • Игра – соревнование .Составление слов (работа в группе)

- Из букв слова «ФЛАМИНГО» составьте новые слова.(флаг, манго, мина, гол, ноги, миг, фон, маг)

Работа с учебником.Чтение слов (с. 140). 3  7  1

1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком.

– Прочитайте слова.

– Сколько слогов в этих словах?

– Почему?

– Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.) 

– Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

– Объясните слово фрак. (Парадный пиджак с короткими передними полами.)  

2) – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел, так как в этом слове звук [ф] твёрдый, а в остальных словах мягкий.)

– Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)

3) – Прочитайте слова последнего столбика.

– Есть ли у этих слов что-то общее?

– Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.) 

– А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.) 

– Что особенного в написании этого слова? Подчеркните.

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

Чтение слов и предложений.

1) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лексического значения.

Фотография – 1. Изображение предметов на чувствительной пленке.

2. Снимок – изображение, полученное таким способом. 3. Учреждение, мастерская для съемок.

Фотоаппарат – аппарат для фотографии.

Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии. Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию

изображение человека.

– Что объединяет слова? (Они однокоренные.)

– Выделите корень.

2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг-.

– Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню полотнище.)

– Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффикса -ок-. Флажок.)

– Что такое флагшток? (Шест для флага.)

– Какое из слов является формой слова флаг? (Флаги.)

3) Чтение предложения.

– Какое предложение записано над картинками? Прочитайте.

– Соответствует ли предложение картинкам?

– Какие слова записаны с большой буквы?

– Почему?

– Выделите заглавные буквы.

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 3  1  7  1

Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).    3 

1) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие.

– А кем может работать папа?

– Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которого мы будем читать текст?

2) Чтение текста самостоятельно.

а) Выявление первичного восприятия.

– Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова?

б) Повторное комментированное чтение вслух.

Папина профессия.

Папа Саши Ефимова – фотокорреспондент журнала «Азия и Африка». (А чем занимается фотокорреспондент?) Интересная и творческая у него работа, она требует мастерства и фантазии. (Что значит мастерства и фантазии?) 

Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по всему миру. На его фотографиях – незнакомые нам растения и животные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высотными домами, а вот крошечный посёлок, где обитает африканское племя. Но особенно интересны фотопортреты мужчин, женщин и детей. (А чем же они интересны?) Их у Сашиного папы целая коллекция. (Значит, ему больше всего нравится фотографировать людей!)

Многие работы Андрея Ефимова были представлены на международной (то есть...) фотовыставке в Москве. Саша ходил туда вместе с папой и был горд и доволен. (А чем гордится Саша?) 

Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, как папа. А пока он рисует портреты своих друзей цветными фломастерами.

в) Обобщающая беседа.

– Какой фрагмент текста изобразил наш художник?

– Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, женщин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.) 

– Прочитайте, что ещё мы увидим на его фотографиях.

– А как можно изменить предложение про растения и животных Азии и Африки? (На его фотографиях незнакомые представители флоры и фауны Азии и Африки.)

– Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.) 

– А чем увлекается Саша Ефимов?

– Прочитайте голосом диктора радио. Помните, что речь диктора всегда четкая и выразительная.

г) Проблемный вопрос к тексту.

– А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова?

– Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа?

3) Работа с текстом после чтения.

– Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подобрать?

  1.  «Любимая профессия семьи Ефимовых».
  2.  «О профессии фотокорреспондента».
  3.  «Профессия Сашиного папы – фотокорреспондент».

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ТООУ

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙV. Итог

– Что нового узнали? 4  4

– Какие уже известные нам знания повторили?

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

ТООУ

V. Домашнее задание (по желанию)

Нарисовать профессию своего папы или дедушки, чтобы другие ребята угадали, какая у них профессия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буква потерялась _ абрика , ли_т , ал_авит , мульт_ильм , ин_орматика , не_ть , гра_ик , ор_ограмма

Слайд 2

1. Знакомство с новыми звуками и буквой. 2. Звуко -буквенный анализ слов. 3. Чтение слогов и слов. 4. Чтение предложений и текстов. План

Слайд 3

Одуванчик длинноногий Встал у краешка дороги. Днём он спит, а ночью нет! И разбрызгивает свет.

Слайд 4

Просит у меня дружок Фиолетовый цветок. Мне отдать его не жалко, Подарю дружку ...

Слайд 6

Буква потерялась _ абрика , ли_т , ал_авит , мульт_ильм , ин_орматика , не_ть , гра_ик , ор_ограмма

Слайд 7

Буква потерялась ф абрика, л ифт, а лфавит, м ультфильм, и нформатика, н ефть, г рафик, о рфограмма фламинго

Слайд 8

Фламинго опустились на озеро. Здесь они искали мелкую рыбёшку. Вдруг послашался тихий шорох. Фламинго разбежался и плавно взлетел. Фламинго очень осторожная птица. Фламинго опустились на озеро. Фламинго разбежался и плавно взлетел. Здесь они искали мелкую рыбёшку. Фламинго очень осторожная птица. Вдруг послышался тихий шорох.

Слайд 9

фламинго флаг маг манго мина гол ноги миг фон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...