Конспект урока по чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Распутин "Мама куда-то ушла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_chteniyu_v_3_klasse.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема: В. Распутин.

                     «Мама куда-то ушла».

         Цель: продолжить работать по развитию беглого и выразительного

                    чтения;

                    на примере произведений А.Платонова и В.Распутина дать

                    учащимся возможность почувствовать глубину чувств героев к

                    матери, учителю, родной земле;

                    развивать устную речь учащихся;

                    учить умению высказывать свои мысли, разрешать проблемные

                    ситуации.

         Оборудование: портреты писателей;

                                     сборники произведений этих авторов;

                                     рисунки учащихся на тему «Моя мама»,

                                     «Моя учительница».

                                                        Ход урока  

         I. Организационный момент.

         II. Проверка домашнего задания.

              Рассказ Платонова «Ещё мама».

  1. Беседа о жизни и творчестве Платонова.

    – Произведения какого писателя мы изучали на предыдущих уроках?

    – Что вы знаете об этом писателе?

    – Когда он родился? Когда умер?

    – Какая его настоящая фамилия?

    – Что такое псевдоним?

    – Давайте подумаем, почему Андрей Платонов взял себе такой псевдоним?

    – Чем занимался Платонов в годы войны?

    – Какие вы знаете детские произведения Платонова?

    – Мы уже читали с вами рассказ под каким названием? Какая его главная мысль?

         Вывод: главная мысль рассказов Платонова – это жизнь на земле, порой трудная, безрадостная, но все равно дорогая для любого живого существа.

    – Какой рассказ Платонова вы читали к сегодняшнему уроку?

       (Рассказ «Ещё мама»)

    – Почему он так назван?

  1. Опрос по произведению Платонова «Ещё мама».

    а) Чтение по ролям начала рассказа.

    – Почему Артём не хотел идти в школу?

    – О чём он просил мать пере уходом?

    – Какой наказ дала мать сыну?

    б) Пересказ отрывка к иллюстрации в учебнике на с. 149.

                     (близко к тексту)

    – Какое желание возникло и у Артёма, и у матери?

    – Почему они не вернулись?

    в) Выборочное чтение по заданию учителя.

    – Прочитайте отрывок текста, который показывает, что Артём в свои семь лет чувствовал ответственность за мать.

    – Прочитайте описание внешности учительницы Апол. Николаевны. Почему Артём чувствовал в ней близкого человека?

    г) Беглое чтение отрывка «В школе».

    – Почему Артём не слушал учительницу?

    – Как реагировала Апол. Николаевна на его невнимание?

    – Как сумела учительница пробудить у Артёма желание учиться?

    – С каких слов учительница начала учить Артёма грамоте?

    – Вспомните пословицу, в которой есть оба этих слова.

  Одна у человека мать, одна у него и Родина.

  1. Обобщающая беседа.

    – Какова тема этого произведения?

    – Прочитайте плакат:

«От любви к матери рождается всё прекрасное на земле».

         III. Работа над новыми произведением.

         1. Слово учителя.

    – Мы продолжаем сегодня тему «Любовь к матери» и познакомимся с новым произведением, но уже другого автора.

         Прочитайте название рассказа и фамилию автора.

      Валентин Распутин «Мама куда – то ушла»

Учитель вывешивает портрет В.Распутина.

    – Имя В.Г.Распутина мы встречаем впервые. Прочитайте в книге, в каком году он родился?

    – Сколько ему сейчас лет? Значит, это писатель современный, он жив и продолжает писать новые произведения.

         2.  Рассказ о жизни и творчестве писателя.

         3. Комбинированное чтение всего рассказа.

                      (учитель + ученики)

         4. Беседа о прочитанном.

    – Как вы думаете, куда могла уйти мать мальчика?

    – Вернётся ли она?

    – Но почему её отсутствие стало таким горем для мальчика?

    – Какое страшное чувство испытал мальчик впервые в жизни?

    – С какой целью Распутин написал этот рассказ?

    – А вот вам для чего нужна близость матери?

       Только ли для того, чтобы приготовить обед, убрать, проверить ваши уроки?

  1. Чтение стихотворения «Письмо солдата».

    Люблю тебя, тоскую и скучаю…

    Поверь, мне очень трудно без тебя.

    Я по ночам нередко вспоминаю

    Ту песню, что ты пела для меня.

                              Сказать спасибо? Это очень мало.

                              Но знай, на свете ты одна.

                              Которую люблю.

                              Родная мама…

  1. Работа с текстом рассказа В.Распутина «Мама куда – то ушла».

    а) Чтение вполголоса всеми учащимися отрывка до слов «… и заплакал ещё громче».

    – Прочитать только слова мальчика с интонацией.

    «Мама, я проснулся!» (радостно)

    «… я проснулся, а тебя нет!» (отчаянно)

    б) Чтение «цепочкой» следующего отрывка до слов «… пришла блестящая мысль».

    – Что делал мальчик, пока искал маму по всей квартире?

    – Почему он принял решение не плакать?

    в) Выделить отрывок, которому можно было бы дать название «Сцена с зайкой»

    Чтение «в лицах» этого отрывка.

                (автор и мальчик)

    – Какое чувство овладело мальчиком, когда он бил зайку?

    Выбрать ответ из ряда данных слов:

злость, грубость, отчаяние, невоспитанность, невежество.

    г) Выразительное чтение учителем последнего абзаца.

    – Выделить предложения, в которых заключается главная мысль.

   (Что такое боль, он уже знал. С одиночеством он встретился впервые.)

    – Как вы думаете, что оказалось для мальчика страшнее: боль или одиночество?

         IV. Обобщающая беседа.

    – Была ли когда–нибудь с вами подобная история?

    – Что вы чувствовали?

         V. Домашнее задание.

    – Прочитать рассказ взрослым.

    – Попробовать придумать его продолжение: как вернулась мама и что

рассказал ей сын.

               МОУ «Вырубовская средняя

              общеобразовательная школа»

           Конспект урока по

  литературному чтению в

                 3 классе

                                       Учитель

                                         Трошина Т.Н.

                     Вырубово 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"

Цель данного урока: тренироваться  в  правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко  «Развитие речи»...