Конспект урока чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока чтения по теме "Рассказ К.Г. Паустовского "Прощание с летом". 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie._k.paustovskiy_proshchanie_s_letom._3_kl.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс. Конспект урока чтения.

Составила: Дмитриева О. Ю.

Тема: Рассказ К. Г. Паустовского «Прощание с летом».

Цель: познакомить учащихся с рассказом К. Г. Паустовского.

Задачи:

Обучающие:

  • напомнить учащимся некоторые факты биографии писателя;
  • учить видеть в тексте приёмы олицетворения и объяснять их значение;
  • сравнить на примере данного рассказа и стихотворения Д. Самойлова, как поэт и прозаик описывают одно и то же состояние природы;

Развивающие:

  • развивать мышление, речь, воображение;
  • раскрыть детям красоту родной природы;

Воспитывающие:

  • воспитывать вкус к прекрасному;
  • через систему художественных описаний и образов подчеркнуть необходимость бережного отношения к природе.

Литература:

  • Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве. Книга для чтения  в 3 кл. Часть 1. – М.: С-Инфо, Баллас, 1994.
  • Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988.

Оборудование:

  • портрет писателя В. Бианки;
  • карточки с именем и фамилией писателя, с датами его жизни;
  • книги для книжной выставки;
  • карточки с новыми словами:
  • * можно использовать музыкальное сопровождение чтения – Антонио Вивальди Adagio molto «Осень» из цикла «Времена года».

Эскиз оформления доски:

Портрет писателя.

Книжная выставка.

Константин Георгиевич Паустовский

1892 – 1968

«Прощание с летом»

карточки с новыми словами:

распутица

распутье

стрехи

гравюра

первопуток

плотица

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Подготовительная работа.
  1. Слово об авторе.
  2. Работа с книжной выставкой.
  3. Чтение стихотворения Д. Самойлова.
  4. Словарно-лексическая работа перед прочтением рассказа.
  1. Первичное чтение и проверка читательского восприятия.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Повторное чтение рассказа детьми и анализ.
  4. Обобщающая беседа.
  5. Итоги. Оценки. Домашнее задание.
  6. Орг. момент.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Проверка готовности к уроку. На партах – книга для чтения, дневник, ручка.

  1. Подготовительная работа.
  1. Слово об авторе.
  • Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов замечательного русского писателя Константина Григорьевича Паустовского. Вы уже знакомы с этим писателем. Я вам лишь напомню, что жил Константин Георгиевич в XX веке. Родился он в Москве, в творческой семье. Учился и вырос в Киеве, на Украине. Сменил много профессий – был вагоновожатым (т. е. водителем трамвая), матросом, санитаром, журналистом. Много путешествовал по стране, и каждая поездка писателя заканчивалась написанием новой книги. Для детей Паустовский написал немного, но многие его произведения с удовольствием читают и дети.
  • Вспомните, с какими рассказами Константина Георгиевича вы уже познакомились на уроках чтения. (Кот Ворюга, Жильцы старого дома, Мой дом).
  • О чём чаще всего писал Паустовский? (о красоте родной природы, о бережном к ней отношении).
  1. Книжная выставка.
  • Действительно, К.Г. почти все свои рассказы написал о природе. (Демонстрация книг). К таким рассказам относятся «Михайловские рощи», «Золотой линь», «Заячьи лапы», «Сивый мерин», «Снег», «Ночь в октябре», «Воронежское лето», «Шиповник», «Приточная трава», «Наедине с осенью». Даже судя по названиям рассказов можно понять, что К.Г. писал в них о природе. Например, в рассказе «Сивый мерин» автор размышляет над судьбой старого коня, который всю жизнь работал на людей и для людей, а когда состарился – стал никому не нужен. Простой, лёгкий для восприятия, и, в то же время, очень красивый язык автора как бы завораживает читателя и заставляет глубоко задуматься над вопросом ненужности и забытости старых животных и даже старых людей. Рассказ очень красивый и легко читается. Советую вам его прочитать.
  • Посмотрите, какие яркие, красочные иллюстрации выполнили разные художники к рассказам К.П.. Так художник воспринял этот рассказ, по рисунку можно определить, какое настроение навеял художнику этот рассказ.
  1. Чтение стихотворения.
  • Перед тем как приступить к изучению следующего рассказа Паустовского, послушайте стихотворение Давида Самуиловича Самойлова (1920 – 1990). Оно тоже о природе. Слушайте внимательно и старайтесь ответить на вопросы: какое время года описывается в стихотворении, и какое настроение вызвало стихотворение.
  • Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в стихотворении. Распутица – время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи. Распутье перекрёсток двух или нескольких дорог. (На доске – карточки с новыми словами).
  • Итак, Давид Самойлов, «Перед снегом». (Учитель читает стихотворение).
  • Какое время года описывается? (осень).
  • Какую осень вы увидели в этом стихотворении – раннюю или позднюю? (позднюю осень).
  • Откройте учебники на стр. 184 и найдите в самом тексте стихотворения слова, которые дали вам понять, что это поздняя осень. (вода устала, близость снега, низкое небо, воде предстоит заледенеть, кустов безлиственные прутья, вот-вот повалит первый снег).
  • Как вы понимаете поэтический образ «вода устала»? (начала успокаиваться, уже не бурлит в ручьях и реках, а застыла, готовится заледенеть).
  • Как вы думаете, возможно ли прозаическое произведение написать таким же образным поэтизированным языком, как стихи? Что для этого необходимо?
  • Сейчас мы это проверим на примере рассказа К. Паустовского.
  1. Словарно-лексическая работа.
  •      - Сейчас мы будем читать рассказ К. Г. Паустовского «Прощание с летом». Но перед тем, как начать чтение, необходимо уточнить значения некоторых слов. (Карточки со словами на доске). Стрехи (мн. ч . от стреха)  нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы. Бывает, что птицы устраивают под стрехами гнёзда. Гравюра – рисунок, выгравированный на дереве, на металле, на камне. Гравировать – значит выполнять рисунок или надпись, вырезая их на каком-нибудь твёрдом материале. Первопуток – первый зимний путь по свежему снегу. Плотица (уменьшит. от плотва) – небольшая пресноводная рыба из семейства карповых.

  1. Первичное чтение и проверка читательского восприятия.

  • Я прочитаю вам рассказ К. Г. Паустовского «Прощание с летом». Постарайтесь ответить на вопрос: как писателю-прозаику удалось описать природу так же красочно и эмоционально, как и поэту. (Учитель читает рассказ).
  • Какое время года описывается? Какой месяц?
  • Какое настроение создалось от прочитанного?
  • Какую картину вы ясно себе представили?
  • Кто герои рассказа?
  • Кто из героев рассказа уже знаком вам по другим произведениям Паустовского?
  • От чьего имени идёт рассказ?
  • Почему произведение так называется?

  1. Постановка учебной задачи.
  • Наша с вами задача сегодня – попытаться сравнить прочитанные стихотворение и рассказ, сравнить, как поэт и прозаик описали одно и то же состояние природы.

  1. Повторное чтение рассказа детьми и анализ.

(Дети читают первую часть рассказа).

  • Давайте попробуем проследить по тексту, как Паустовскому удаётся так точно передать своё настроение читателю, свои ощущения; какие слова и выражения он использует в своей речи
  • Найдите в первом абзаце приём олицетворения. (глухие туманы, неуёмная темень и стужа).
  • Как вы понимаете выражение «глухие туманы»? Почему туманы «глухие»? (когда над землёй стелится туман, всё замирает, животные сидят в норах, птицы не поют, человек сидит дома, нет ни единого шороха).
  • Почему темень и стужу автор называет «неуютными»? (нам неудобно, неприятно находиться на холоде или в темноте, что-то тревожит).
  • Перечитайте второй абзац. Почему коней ноября – самое грустное время года? (дождливая погода, мрачное небо, ночь становится длиннее и темнее, всё время хочется спать).
  • Посмотрите на начало третьего абзаца. Как вы понимаете выражение «дороги размыло»? (от того, что постоянно идёт дождь, вода не успевает впитываться в землю или высыхать, земля и глина превращаются в грязь, слякоть. Вода разрушает дороги, и по ним невозможно ходить и ездить).
  • Почему автор сравнивает пену на реке со взбитым яичным белком? (они очень похожи, и то, и другое белого цвета и состоит из мелких пузырьков).
  • Стр. 186, второй абзац. Чарльз Диккенс – это английский писатель, сочинявший приключенческие романы. Почему длинными холодными вечерами такие романы читать интереснее всего? (эти романы очень интересные и длинные, читая их забываешь о плохой погоде, унылом настроении; ты увлекаешься чтением и коротаешь время).
  • Итак, о чём рассказывается в первой части рассказа? (идёт описание дома).
  • Что мы знаем об этом доме, какой он? (это старый и очень уютный домик в деревне, в котором есть множество интересных предметов).
  • Какие именно предметы? (керосиновая лампа, старое кресло, портрет, старый самовар, печка).
  • Как вы думаете, как автор относится к этому дому и вещам? (он их любит, они привычны, это старые приятели, с которыми связаны какие-то воспоминания).

  • Прочитаем вторую часть. Прочитайте первый абзац. Какое предложение сразу бросается в глаза? («Умер дождь…»). Что в нём интересно? (олицетворение и однородные члены – тавтология). Для чего автору понадобилось повторять одно слово «умер» несколько раз»? (чтобы сделать на этом акцент). Что значит «умер дождь»? (стих, успокоился, прекратился). Всё стихло, наступила полная тишина. Стало так тихо, что «было только слышно, как посапывает во сне кот».
  • Второй абзац. Эту картину можно легко себе представить. Особенно красиво последнее предложение. Что значит «на головокружительной высоте»? (на очень большой высоте). Проведём эксперимент: заменим слово «головокружительная» словом «большая», что получится? Что изменилось? (смысл немного изменился, потерялась красота предложения). Именно слово «головокружительная» очень точно сюда подходит, т. к. мы точнее представляем себе эту высоту – так высоко, что кружится голова.
  • Последний абзац. «Заворожила» - как вы понимаете это слово? (очаровала, околдовала). Попробуем заменить словом «заколдовала», «изменила», «переделала» - что опять изменилось? (изменился смысл). «Заворожила» - значит не просто изменила, а волшебно, сказочно изменила, произошло что-то сказочное и таинственное.
  • Абзац на стр. 187. Легко можно представить: ветка клёна, с которой сыплется стеклянный дождь. Получается очень красивая картина. Почему автор сравнил падающий снег со стеклянным дождём? (лёгкий, полупрозрачный, сверкающий, есть что-то волшебное). Сравнение со стеклянным дождём, падающим с ёлки, не случайно – в рассказе описывается поздняя осень, значит, уже не за горами праздник Нового года, символом которого является ёлка. Тем более, ощущение приближающегося праздника усиливает выпавший снег.
  • «Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту». Почему такое сравнение? (невеста вся в белом; застенчивая – смущающаяся, закрыла лицо фатой).
  • Теперь составим цитатный план второй части (по абзацам).

Примерный план:

«Мёртвая тишина».

«Всё было снежно и бело».

«Когда не выпал первый снег?»

«Поля, леса и сады заворожила стужа».

«Большая серая птица села на ветку клёна».

«Первый снег очень к лицу земле».

  • Что есть в третьей части, чего не было в двух предыдущих? (диалог). Автор вложил в уста деда Митрия элементы фольклора. Где этот фольклор в тексте? («…в стародавние годы…»). Посмотрите, простой деревенский мужик, очарованный красотой природы, так резко изменившейся за ночь, говорит такие красивые слова: «Вот и умылась земля снеговой водой из серебряного корыта». Он под впечатлением, и у него в голове само собой родилось такое красивое предложение.

  • Четвёртая часть. «Одинокие снежинки». Почему нельзя было сказать «снежинки падали по одной»? (появился бы другой смысл). «Одиноким» снежинкам грустно, скучно летать в одиночестве, они медленно и лениво падают на землю. А если бы их было много, им бы не было скучно, они бы играли, кружились, догоняли друг друга. Автор каждое слово в тексте использует с определённой целью – передать конкретный смысл произведения. Он не использует случайных слов, а каждое тщательно подбирает, чтобы мы, читатели, могли воспринять текст таким, каким его задумал автор, чтобы мы почувствовали его настроение, его отношение к происходящему.
  • Не «ходили», а «бродили», т. е. ходили долго, не торопясь, без определённой цели и направления.
  • Прочитайте четвёртое предложение в третьем абзаце (стр. 188). Сравните: «Камень упал на лёд, плотицы уплыли в глубину, а на льду остался белый след от удара». В чём почувствовали разницу? Какое предложение лучше? (предложение в тексте). Какая разница между «плотица уплыла» и «плотица метнулась»? (метнулась – быстро, стремительно уплыла). Почему «зернистый» след от удара камня? (лёд от удара раскрошился на мелкие осколки, как зёрнышки).
  • «Снег порошил серым дымом леса». Почему серым, ведь снег белый? (если снега много, то через густую пелену всё видно смутно, всё становится одинаково серым).
  • Каким же выводом заканчивается рассказ? («…зима показалась…»).
  • По ходу рассказа, по ходу действия изменилось настроение. Каким оно было в начале? Почему? (грустным, т. к. была хмурая, пасмурная, дождливая погода). Каким настроение стало в конце, почему? (радостным, т. к. выпал снег, и началась зима, хорошее настроение, близость праздника, зимой даже бывает солнце).

  1. Обобщающая беседа.
  • Итак, сегодня мы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Прощание с летом». А перед этим мы познакомились со стихотворением. Что общего в этих произведениях и чем они отличаются?
  • по настроению?
  • есть ли эпитеты? Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности: низкое небо, усталая вода, безлиственные прутья, глухие туманы, неуютная темень.
  • авторы жили в одном веке – XX веке;
  • рассказ поэтичен, т. е. проникнут поэзией, полон поэзии;
  • названия произведений. Описания одного и того же состояния природы названы по-разному, названия противоположны: «Перед снегом» и «Прощание с летом». Описано переходное состояние природы, осень – переход от лета к зиме.
  • И то, и другое произведения очень красивые. Рассказ ничем не уступает стихотворению. Как же писателю-прозаику Паустовскому удалось написать рассказ, по красоте похожий на стихотворение? Что ему помогло? (приём олицетворения, приём сравнения, яркие эпитеты).
  • Вернёмся к вопросу: возможно ли прозаическое произведение написать таким же образным поэтизированным языком, как стихи. Мы увидели на примере рассказа и стихотворения, что, оказывается, возможно. Для этого писатель-прозаик должен находиться под впечатлением от увиденного и должен любить то, о чём пишет. К. Г. Паустовский очень любил русскую природу, поэтому все его произведения поэтичны.

  1. Итоги. Оценки. Домашнее задание.
  • Домашнее задание: нарисовать две картинки. Первая - к началу рассказа, «Поздняя осень». Вторая – к концу рассказа, «Начало зимы».

  1. Орг. конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...