Урок по литературному чтению И. С. Соколов-Микитов "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Колупаева Татьяна Николаевна

Вашему вниманию представлен план-конспект урока, презентация и самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока по  литературному  чтению в 3 классе по теме

 «Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек»,

 учитель Колупаева Татьяна Николаевна

Тема:  Иван Сергеевич Соколов – Микитов «Листопадничек».

Цели:

  1. Познакомить с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», формировать умение анализировать текст, высказывать свои мысли.
  2. Развивать память, мышление, речь, творческие способности, умения понимать поступки героев.
  3. Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.

Ход урока:

Анализ урока

Наглядность

I.Организационный момент.

  1. Приветствие.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Цель: настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

   II. Введение в тему.

1. Предварительная беседа.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением известного писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова. Он писал о природе, жизни животных.  Главная мысль его произведений - бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле. Произведение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке,  приведёт нас в осенний лес, познакомит с жизнью животных.

2. Погружение в тему

- Послушайте стихотворение, мысленно нарисуйте картинку. (Стихотворение «Осень»).

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья

- Какая картина предстала перед вами во время прослушивания стихотворения?

(О каком времени года говорится в стихотворении?)

- Назовите признаки осени.

- Какие животные и как готовятся к зиме?

3. Речевая разминка

        Бобры добры идут в боры;

        Бобры для бобрят добры.

-  Прочитайте медленно.

-  Подготовьтесь читать скороговорку:

  • – с вопросительной интонацией;
  • – с восклицательной интонацией;
  • -  с ускорением;
  • – быстро.

4. Беседа

 - Ребята, а что вы знаете о бобрах? Расскажите

- Сегодня на уроке вы узнаете больше о жизни бобров, прочитав произведение И.С. Соколова-Микитова.

Цель: сообщение темы и цели урока.

Цель: развитие мышления, воображения.

Цель: расширение и углубление знаний и наблюдений детей об окружающей природе, работа над развитием речи (словесное рисование)

Цель: развитие интонационной выразительности речи

Цель: расширение общего кругозора уч-ся, актуализация знаний;

Слайд 1 (тема)

Слайд 2 (цель урока)

Слайд 3 (портрет писателя)

Слайд 4 (картина осени)

Слайд 5,6 (текст, бобры)

III.  Изучение новой темы

  1. Постановка проблемы

-  Ребята, посмотрите на экран, прочитайте название произведения.

- Как вы думаете, о ком или о чём  будет произведение с таким названием?    (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком)

- Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

- Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

           Вывод: мы попытались предположить, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

      2. Физминутка.

              Клён.

Ветер тихо клён качает:

Влево, вправо наклоняет.

Раз наклон, два наклон –

Зашумел листвою клён.

  1. Работа над текстом

- Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение.

  1. Чтение    «Листопадничек», 1 часть
  • чтение (с учителем)

        Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка. Называют охотники осенних зайчат листопадничками.

            Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зелёному болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

        — Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый маленький зайчонок.

        -Не   говори   глупости! - строго  ответила  старая зайчиха. — Разве зайцам полагается летать?

        Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зелёной родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

        -Прощайте,  прощайте, бедные листопаднички!

  • чтение по цепочке

          Улетели   в далёкие  страны   крикливые  журавли.  Залегли  в тёплых берлогах лежебоки-медведи;   свернувшись   в   клубочки,   заснули   колючие  ежи;  спрятались   в   глубокие   норы   змеи. Стало ещё   скучнее   в  лесу.   Заплакали   листопаднички-зайчата:

        -Что-то  будет с  нами?  Замёрзнем  зимой  на  болоте.

        -Не говорите глупости!— ещё строже сказала зайчиха. - Разве замерзают зайцы зимой?

            Скоро вырастет на вас густая, тёплая шёрстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

        Успокоились зайчата. Только один, самый маленький Листопадничек-зайчонок, никому покоя не даёт.

        -Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. - А   я   один   побегу   за   журавлями   в   тёплые  страны.

        И убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок искать журавлиные тёплые страны.

  1. Беседа по прочитанному.

- Что же подтвердилось из наших предположений?

- Каков жанр произведения? (сказка) Докажите.

- Как вы думаете, кто будет главным героем сказки? (зайчонок) Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, что будет дальше?

-  Проверим ваши предположения.

          c)  Чтение второй части.

  • чтение за «диктором»

        Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят - на речке плотину.

Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадёт дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

        — Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? - спрашивает Листопадничек бобров.

        -Мы для того валим деревья,- говорит старый Бобр - чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

        -А тепло в вашей хатке зимой?

        -Очень тепло,- отвечает седой Бобр.

        -Пожалуйста,  возьмите меня в вашу хатку, просит маленький зайчонок.

    Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

        -Взять   тебя    можно.    Наши   бобрятки   будут  рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

        -Нет, зайцы плавать и нырять не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

        -Ладно, - говорит    Бобр, - вот    наша    новая хатка.   Она  почти  готова,   осталось  только  крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.  

        Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм для бобряток - мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

        Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.        Поставили бобры крышу, стало в хатке темно.

        Вспомнил Листопадничек своё светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

- Каким вы увидели зайчонка?  (на слайде:

  • Мечтатель, фантазёр (мечтал улететь в тёплые страны)
  • Непослушный  (убежал из дома, ослушался маму)
  • Смелый (не побоялся убежать из родного дома)
  • Любознательный (интересуется жизнью бобров).

Цель: создание проблемной ситуации,  

формирование умения высказывать свои мысли,

развитие мышления, воображения.

Цель: в результате чтения, найти ответы на поставленные вопросы.

Цель: формирование навыка беглого чтения, развитие внимания.

Цель: формирование умения анализировать текст, высказывать свои мысли.

Цель: развитие воображения, творческих способностей (на основе развития устной речи).

Цель: формирование навыка выразительного чтения.

Цель: развитие умения понимать поступки героев, воспитание наблюдательности.

Слайд 7 «Корзина идей».

Слайд 8 (вопросы)

Слайд (характеристика)

V. Заключительный этап урока

  1. Подведение итогов

- Сегодня мы прочитали с вами только 2 части сказки.

- Как вы думаете, чем закончится сказка?

- Вернётся ли зайчонок с наступлением весны к своим родственникам?

- Давайте напишем свои пожелания зайчику на осенних листочках и положим их в корзину, а на следующем уроке вы узнаете, сбылись ли ваши пожелания.

  1. Домашнее задание

- Придумать свой конец  к этой сказке (устно или письменно)?

  1. Рефлексия

- У вас на столе лежат симпатичные мордашки. Если вам понравился урок – поднимите оранжевую, если нет синюю.

- В знак благодарности Листопадничек хочет подарить вам свою фотографию.

Цель: формирование умения высказывать свои мысли через развитие письменной речи.

Цель: развитие творческих способностей уч-ся, умения высказывать свои мысли.

Слайд 10,11 домашнее задание, спасибо за урок

Осенние листья

Зайчата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...