Урок литературного чтения в 3 классе поФГОС
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Людмила Викторовна Серебрякова

План-конспект открытого урока  литературного  чтения в 3 классе

 

Тема: «Талант, мечты, безумство, храбрость в древнегреческом мифе

 «Дедал и Икар».

 Задача: развитие познавательного, коммуникативного, эстетического потенциала личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dedal_i_ikar.doc406.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока  литературного  чтения в 3 классе

 (учитель Серебрякова Л.В.)

Тема: «Талант, мечты, безумство, храбрость в древнегреческом мифе

 «Дедал и Икар».

 Задача: развитие познавательного, коммуникативного, эстетического потенциала личности ребенка.

Образовательные цели: расширить кругозор обучающихся; познакомить их  с древнегреческим мифом; с культурой Греции; показать отличие мифа от сказки; развивать навыки анализа литературного произведения; осуществлять межпредметные и межлитературные связи.

Развивающие цели: стимулировать познавательный процесс, развивать  коммуникативные способности обучающихся; раскрыть потенциальные возможности детей; развивать творческие способности и интерес к литературе,  развитие образного, логического мышления, речи.

Воспитательные цели:       воспитывать чувство любви к родине; уважения к старшим, внимание к их советам; инициативность   в построении совместной учебной деятельности;  эстетический вкус; стимулировать желание обогащать свой кругозор.

 Использованные методы и приемы:   технология интерактивного обучения, интегрированное  обучение,  игровые технологии обучения.

Оборудование:  Персональный компьютер,  мультимедийный проектор и мультимедийная доска; презентации «Путешествие по Греции», Глоссарий; компьютерная книга «Древнегреческий миф «Дедал и Икар»».

Основные понятия:  устное народное творчество, мифы.

                                               Ход урока.

I.Орг. момент:

- Рада приветствовать детей славных в стремлении пылком, знания здесь получить.

Пусть же успех вам сопутствует ныне и радость открытий. Творчество пусть не иссякнет. Вам предстоит состязаться подобно эллинам.

- Ребята, а вы знаете, кто такие эллины?

Слайд №1  Эллины – это жители одной из стран………

- Давайте догадаемся, что это за страна?

Слайд№2 (пейзажи).

Слайд №3 «Географическая карта»

 Вот эта страна!

- Что вы можете рассказать о её географическом положении?

- Какие цвета видите на карте? О чем они вам говорят?

-Как вы думаете, какой там климат?

- Разгадаем кроссворд и узнаем название страны.

1) Вот по небу мчится конь-

Из под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

             (Гром)

2)Приказало солнце стой

Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет-

Рухнул мост, и щепок нет!

          (Радуга)

3,4)Голубой платок, алый колобок

По плату катается, людям улыбается.

          (Солнце, небо)

5)И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберет.

           (Иней)

6)Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

          (Молния)

- Как же называется эта страна? (Греция)

- А с чем она ассоциируется у вас?

- Я покажу 6 признаков, которые прославили эту страну. А вы помогайте мне!

Слайд №3 «Ассоциограмма». И всё это Греция!

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в эту страну.

Прежде, чем отправиться в путь мы должны составить «Правила путешественника» (дети составляют)

- А на каком транспорте мы совершим романтический круиз? (воздушном, наземном, морском)

Слайд №3 «Географическая карта»

- Почему вы выбрали морской транспорт? (много морей)

- Итак, поплывем мы на корабле.

Слайд №4 (Триера)

- Вы когда-нибудь видели такой корабль?

- Этот корабль называется «Триера» Как вы думаете, сейчас такие корабли плавают на морях?

- Да, действительно, этот корабль приплыл к нам из далекого прошлого. И мы с вами отправляемся в древние времена.

Слайды №5 «Города Греции»

- Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем ее мы. А у самих греков она зовется Элладой. В древние времена это было большое государство. Ее история насчитывает пять тысячелетий. Все здесь: крупные города и мелкие деревушки, бесчисленные острова и высокие горы, каждый камень овеян временем, легендами. Много веков назад трудолюбивые жители – эллины создали прекрасные города: Афины, Фивы, Спарту. Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры.

- Какое впечатление произвела на вас Греция?

-  Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.

Слайд №6 «Миф» - (с греческого) это древние народные сказания, предания о легендарных героях, богах, явлениях природы.

Мифы помогали человеку жить в таинственном и сложном мире, они объясняли причины явлений природы, жизни, смерти, смены дня и ночи. В них говорилось о бессилии человека перед стихией: о борьбе его с враждебными силами, и об умении выжить, как бы то ни было трудно.

 Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аиды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племен.

- На какие жанры русской литературы похожи мифы? (Устное народное творчество, сказки).

- Сегодня на уроке я познакомлю вас с древнегреческим мифом «Дедал и Икар».

Слайд №7 «Цель урока» 

Постановка целей урока «Почему мы в 21 веке изучаем мифы?

                                                Чему нас научит миф «Дедал и Икар»?»

- Прежде, чем мы приступим к знакомству с этим мифом, давайте познакомимся с Глоссарием, т.е. познакомимся со словами, которые нам помогут лучше понять его содержание.

Слайд №8 «Глоссарий»

- Ребята, после чтения текста вам необходимо поработать и раскрыть 4 вечных проблемы.

Слайд №9 «Проблемы»

  1. «Роль искусства в жизни человека»
  2. «Проблема тоски по родине»
  3. «Проблема отцов и детей»
  4. «Проблема Судьбы»

- Сейчас мы будем знакомиться с произведением, но читать его будем не в учебнике, а в книге, нов книге не в обычной, а в электронной.

Слайд №10 «Электронная книга».

Чтение книги учителем.

- Ребята, какое ощущение у вас от прочитанного?

- Какие чувства вы испытываете? Почему?

Слайд №11 «Рефлексия» (море).

Сели удобно, Вытянули руки, потрите их так, чтобы они стали теплыми. А теперь погрейте глазки ими, а то они устали.

 III. Актуализация опорных знаний.

- А сейчас возвращаемся к проблемам, раскрыть которые нам помогут вопросы.

- Слайд №12. Итак, первая проблема: «Роль искусства в жизни человека».

- -Когда жил Дедал? ( в древние времена)

- Чем прославил себя Дедал? (строил прекрасные дома; был искусным художником; высекал статуи, изображая людей в движении; придумал и сделал инструменты, научил людей ими пользоваться; научил строителей, как проверять уровень стен; выстроил лабиринт на острове Крит; сделал крылья и полетел….)

- Назовите черты характера Дедала ( талант, трудолюбие, патриотизм, умение видеть красоту, стремление к свободе, целеустремленность, любовь к сыну, осторожность и расчетливость…..)

- Как повлияло искусство на судьбу Дедала?

- Слайд №13. Вторая проблема: «Проблема тоски по родине»

-Почему Дедалу пришлось покинуть Родину? (якобы за причастность к смерти своего талантливого ученика Талоса).

- Куда отправился Дедал? (на остров Крит к царю Миносу).

- -Как чувствовал себя Дедал на чужбине?

- О чём он думал, сидя на берегу моря?

- Почему он тосковал по родине? (чувство любви к родине, патриотизм)

- Почему он не вернулся раньше? (Минос не отпускал его)

- Как он осуществил свою мечту? (он изобрел крылья и улетел)

- Какие слова он сказал перед полётом своему сыну?

-Слайд №14. Третья проблема: «Проблема отцов и детей»

- Кем приходился Икар Дедалу? (сын)

- Любил ли Дедал своего сына? (да)

- А Икар отца? (да, они были единомышленниками, согласился вместе лететь)

- Дайте характеристику Икару. Каким он был? (любовь к воле, желание подняться высоко-высоко, непослушание, невнимательность)

- Как летел Икар?

- Как он погиб?

-Какие слова говорят об отношении  Дедала к сыну?

-Слайд №15 Четвертая проблема: «Проблема Судьбы»

- Почему Дедал бежал со своей родины?

- Как он был наказан?

- Что сделал Дедал после гибели  сына?                

- Что бы было, если бы Икар выполнил наказ отца?

- Могла ли эта история закончиться счастливо?

- Дети, вы все молодцы!

- Ребята, а как вы думаете, почему такой печальный конец у мифа? (отец и сын были наказаны за гордыню, непослушание…)

-Так, давайте снова задумаемся и ответим на наши главные вопросы:

«Почему мы в 21 веке изучаем мифы? Чему нас научил миф «Дедал и Икар»?»

(мифы учат мудрости, справедливости, добру, любви; данный миф учит любви к родине, детей и родителей; послушанию, почитанию; самое главное этот миф учит добиваться поставленной цели.)

- Листочки «Поступков»

- Перед вами лежат листы с вашими поступками, закрасьте О красным цветом напротив хороших поступков (то, к чему мы должны стремиться), а черным О напротив плохих поступков (то, что мы должны избегать)

- Ребята, зачитайте поступки, которые вы закрасили черным цветом. Почему вы их так закрасили?

- Давайте избавимся от них! Отрезаем и выбрасываем!

- И остались те качества, поступки к которым мы должны стремиться на протяжении всей жизни. Ну, а если и сделаем что-то плохое, то что нужно сделать? (покаяться, попросить прощения). Просить прощение – это не значит быть слабым, а это поступок сильного человека, думающего!

- Миф «Дедал и Икар» нас учит справедливости, любви, терпению…

-Какая мечта древних людей нашла отражение в этом мифе? (Желание покорить силы природы и, подобно птице,  оторваться от земли)

- Миф нас учит мечтать, добиваться поставленной цели. Если с древности люди мечтали об этом, то они изобретали разные летательные аппараты.

-Слайд №16 «Мечта»

- Какие вы знаете самые первые летательные аппараты из сказок? (ступа, ковер-самолет….)

- Мечта наших предков осуществилась. Сегодня мы бороздим небесное пространство на разных летательных аппаратах, а летчиков, совершивших чудеса пилота называют Икарами. А какие современные летательные аппараты вы знаете?

- Давайте представим себя в роли пилотов и проведем физминутку «Самолет»

- Руки в сторону в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

 Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Руки ставим все в разлет

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда,

Делай раз и делай два.

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

- Плохо это или хорошо быть Икаром?

- Попробуйте передать чувства, которые охватили Икара, когда он парил в «небесной лазури». (Чувство легкости, свободы и схожести с образами богов, которым все под силу, вскружило голову беспечному Икару. К тому же, он ослушался отца. За это и поплатился своей жизнью).

- Как вы понимаете содержание пословицы: «Высоко летишь –низко сядешь»?  В какой жизненной ситуации можно применить данную пословицу?

- О, юноша! Презрев земное,

К орбите солнца взнесся ты,

Но крылья растопились в зное,

 И в море вечно голубое,

Безумец рухнул ты.

- Ребята, мне кажется у нас сегодня получился интересный и поучительный разговор. Я права? Наше путешествие подошло к концу. Мы путешествовали на корабле, который сделали греки. А я предлагаю вам сделать свои кораблики. Из какого материала мы будем их делать? Перед вами лежит разноцветная бумага. Сделайте кораблик того цвета, который соответствует вашему настроению после урока.(Дети делают).

- А еще кораблик нужно украсить! Нарисуем на бортах звезды. Какую оценку вы думаете надо поставить нам за урок? Столько и нарисуйте звезд.

- Покажите ваши кораблики!

- Спасибо вам за работу. Я вами очень довольна. А в память об уроке возьмите листочки с хорошими качествами и плывите с ними на своих корабликах по рекам счастья и добра.

II. Постановка целей урока.

-Какие надежды у вас на урок?

-Почему мы начали урок именно с этого высказывания?

1) мы изучаем мифы древней Греции;

2) герои произведения, которое вы читали дома, тоже надеялись на лучшее.

Работать на уроке мы будем в различных амплуа, те выполняя различные роли.

III.Актуализация опорных знаний.

1 роль –ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ.

Мы уже познакомились с новым жанром литературы –миф.

 Каковы особенности этого жанра?       Ответы детей.

Обобщит наши ответы  Огаркова Анастасия.

Миф  - (с греческого) предание, сказание.

Мифы помогали человеку жить в таинственном и сложном мире, они объясняли причины явлений природы, жизни, смерти, смены дня и ночи. В них говорилось о бессилии человека перед стихией: о борьбе его с враждебными силами, и об умении выжить, как бы то ни было трудно.

 Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аиды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племен.

-Что из русской литературы вам напоминает это сообщение?  (Устное народное творчество).

IV. Работа по теме урока.

2 роль –ЭКСКУРСОВОДЫ.

Говорить о мифах Древней Греции и не знать, где находится Греция, как она выглядит, - невозможно. И мы отправляемся с вами на Балканский полуостров, в Грецию. Нашим экскурсоводом  сегодня в путешествии будет Мельников Владислав.

Посмотрите на карту Европы. Греция находится на юге Европейской части, состоит из материка и 3 тысяч островов. Высшая точка Греции – гора Олимп (2917м). Здесь жили боги!

Направляемся в Элладу ( так в древности  называли Грецию) – колыбель древнегреческой цивилизации и культуры. Ее история насчитывает 5 тысячелетий. Все здесь: крупные города и мелкие деревушки, бесчисленные острова и высокие горы, каждый камень овеян временем, легендами, мифами. Посмотрите на эти фото и сделайте выводы сами!        

Греция –страна необыкновенной красоты.

Можете себе представить, что мы наслаждаемся теми же видами, которыми  наслаждались  поэты и художники на протяжении столетий!

Столица Греции – город Афины, он носит имя древнегреческой богини мудрости и познания.

-Какое впечатление на вас произвела Греция? 

V. Анализ произведения.

 3 роль – ИССЛЕДОВАТЕЛИ.

Выборочное чтение:

-Когда жил Дедал?

-Чем он был знаменит?

 -Что изобрёл ученик Дедала?

-Почему Дедалу пришлось покинуть Родину?

-Как чувствовал себя Дедал на чужбине?

- О чём он думал, сидя на берегу моря?

- Какие слова он сказал перед полётом своему сыну?

- Как летел Икар?

- Как он погиб?

-Какие слова говорят об отношении  Дедала к сыну?

VI. Физминутка.    4 роль – ТАНЦОРЫ

5 роль – ЖУРНАЛИСТЫ ( ребята задают свои вопросы 1-му из учеников)

-Что почувствовал царь Минос, когда к нему прибыл Дедал?          

-Чем занимался Дедал на Крите?            

-Из чего Дедал сделал крылья?            

-Кто видел летящих сына и отца?              

- Что наблюдающие подумали?                    

-Как летел Дедал?                          

-Что сделал Дедал после гибели  сына?                

 -Могла ли эта история закончиться счастливо? Как6 роль – АРХИВАРИУСЫ –ХРАНИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ.

-Вспомните произведения, в которых главные герои летали.

 ( Ученики вспоминают произведения, в которых главные герои летали).

Кузьменков Артём обобщает ответы учащихся, демонстрируя презентацию «Летающие герои литературных произведений»  

 VII. Обобщение .

7 роль – ФИЛОСОФЫ – ЛЮДИ, РАЗМЫШЛЯЮЩИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.

Работа в группах.

1)-Как вы понимаете содержание пословицы: «Высоко летишь –низко сядешь»?  В какой жизненной ситуации можно применить данную пословицу?

2)- Почему в небе Икар забыл о совете отца? Попробуйте передать чувства, которые охватили Икара, когда он парил в «небесной лазури». (Чувство легкости, свободы и схожести с образами богов, которым все под силу, вскружило голову беспечному Икару. К тому же, он ослушался отца. За это и поплатился своей жизнью)

3)-Кого мы называем сегодня Икарами?  Плохо это или хорошо быть Икаром? (Молодых людей, стремящихся быстро достичь небывалых высот).

-Какая мечта древних людей нашла отражение в этом мифе? (Желание покорить силы природы и, подобно птице,  оторваться от земли)

VIII. Рефлексия.

-Мы познакомились со 2 мифом. Нравится ли вам этот раздел учебника? Почему?

-Вернёмся к словам Аристотеля, с которых мы начали урок:

 «Надежда - это сон наяву».

-В отличие от героев мифа, оправдались  ли ваши надежды на наш урок? В чём? Если не оправдались, то почему?

IX. Оценивание работы на уроке. Учащиеся заполняют таблицу

Самооценка

Оценка соседа по парте

Оценка учителя

Итоговая оценка

X.Домашнее задание:

-Самостоятельно выберите себе роль, которую вы исполните дома.

1) РОЛЬ ХУДОЖНИКА;

2) РОЛЬ БИБЛИОФИЛА (ЗАИНТЕРЕСОВАВШЕГОСЯ  ЧИТАТЕЛЯ);

3) РОЛЬ  СЕКРЕТАРЯ  ( выполнить задания в РТ)

                                       

 Анализ урока литературного чтения.

Учитель первой квалификационной категории Крестовникова Н. В.

    Сегодня вашему вниманию был предложен урок литературного чтения во 4 классе по теме Мифы Древней Греции. Миф «Дедал и Икар».

    Я определила следующие  цели урока:

Образовательные цели: расширить кругозор учащихся; познакомить их  с  Грецией; познакомить учащихся с героями мифа «Дедал и Икар»; раскрыть символический образ Икара.

Развивающие цели: стимулировать познавательный процесс, развивать  коммуникативные способности учащихся; раскрыть потенциальные возможности детей; развивать творческие способности и интерес к литературе,  учить использовать различные источники для поиска информации.

Воспитательные цели:       воспитывать у учащихся инициативность   в построении совместной учебной деятельности;  формировать умение работать в команде; воспитывать у учащихся эстетический вкус.

  На уроке мы работали с учебником.

Учитывая место урока в теме (это второй урок по теме «Мифы народов мира») и характер содержания урока определила тип урока – комбинированный.

    Особенности содержания урока, его тип и возрастные особенности учащихся обусловили выбор формы урока. Это урок- ролевая игра.

    В рамках выбранной формы урока я сконструировала его из следующих структурных элементов:

1.Орг. момент, основанный на работе с афоризмом.

2.Постановка целей урока.

3.Актуализация опорных знаний, в ходе которой началось выявление умения работать с информацией.

4. Работа по теме урока в форме ролевой игры.

5.Физминутка.    

6. Анализ произведения.

7.Рефлексия.

 8.Оценивание работы на уроке.  

 9.Домашнее задание.

    Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы: словесные, наглядные, практические, метод самостоятельной работы при поиске информации.

    Овладеть знаниями о мифах Древней Греции, не посетив страну, пусть даже виртуально, весьма трудно. Поэтому важной задачей учителя литературы на уроке подачи нового материала является создание ситуаций общения с использованием  различных приемов работы. Эмоциональное воздействие на учащихся  направлено  на формирование личностного отношения к увиденному и услышанному. Во время просмотра материала в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность усвоения страноведческого, литературоведческого, языкового материалов.

    Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Темп урока средний. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся. Работали активно не все учащиеся, но основная масса, у которых имеется продуктивная мотивация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...