Урок литературного чтения во втором классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Лебедева Юлия Николаевна

Урок литературного чтения во втором классе по произведениям Г.Сапгира, В.Берестова, Д.Маслакова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

во 2 классе

Г.Сапгир «Яблоко»,

В.Берестов «Устный счет», Д.Маслаков «Математический диктант»

Учитель: Лебедева Ю.Н.

ГБОУ НОШ 615

Цель: способствовать полноценному восприятию стихотворений Г.Сапгира «Яблоко», В. Берестова «Устный счет», Д.Маслакова «математический диктант», развивать  интерес к поэзии, рассматриванию и анализу картин

Задачи:  создать условия для того, чтобы учащиеся:

1) развили представление о  лирическом стихотворении (предметом изображения является размышление, чувство, переживание);

2) овладевали приемами стилистического анализа;

3) учились сопоставлять близкие по теме стихотворения, содержание разные точки зрения,

4) учились «читать» картину, анализируя  композицию, художественные детали, сравнивая точки зрения персонажей литературного и живописного произведений;

5) овладевали системой читательских умений;

6) наблюдали над ролью антонимов в тексте;

7) овладевали УУД: учились сравнивать произведения разных видов искусств по выделенному критерию  (по передаче точки зрения): овладевали междисциплинарным понятием «Точка зрения».

Ход урока

Орг.момент (слайд – число, урок литературного чтения)

Постановка темы и целей урока.

Расшифруйте слова, написанные на слайде. (точка зрения)

Как у вас это получилось? ( из записи уберем цифры)

Что такое точка зрения? Как сказать по – другому? (мнение)

Какие цели мы можем поставить перед собой на уроке литературного чтения? (слайд)

Сегодня у нас несколько текстов, с которыми мы должны познакомиться.

Первое произведение написал Генрих Сапгир (слайд – портрет)        

  (слайд – выставка книг)

А о чем будет это произведение вы узнаете, если отгадаете загадку?    

(слайд – загадка – яблоко)

Расскажите о том, какое может быть яблоко?

Сейчас мы узнаем, что думают об этом фрукте герои произведения Генриха Сапгира «Яблоко»

Первичное восприятие

Генрих Сапгир

Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Hу кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А Мышонок - высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка - далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

- Кислое - зачем оно?

- Что вы? - шепчет Червячок,

- Сладкий у него бочок.

Проверка первичного восприятия

Какой предмет оценивают герои произведения?

-  Почему стихотворение называется «Яблоко»?

Чтение и анализ текста

-  Прочитай только те слова, которые характеризуют яблоко. Можно ли по ним догадаться, о чем идёт речь? Почему?

- Что необычного в названиях животных в этом стихотворении? ( они написаны с заглавной буквы)

Как называются имена существительные, которые мы пишем с заглавной буквы? ( имена собственные)

Почему же названия животных здесь пишутся с заглавной буквы, ведь это не имена собственные. (если дети не ответят – попробуем ответить на этот вопрос позже)

Можно ли подставить название любого животного или заменить именем человека? Попробуем отгадать, какое слово выбрал поэта и почему.

Генрих Сапгир

Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Hу кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только … сказал, что низко.

А …… - высоко.

….. сказал, что близко,

А ….. - далеко.

А …… озабочен

Тем, что яблоко мало.

А ……. - тем,

Что очень велико и тяжело.

А …… всё равно:

- Кислое - зачем оно?

- Что вы? - шепчет ……,

- Сладкий у него бочок.

Животные смотрят на один и тот же предмет? Докажите словами из текста. Почему же они видят его по – разному? ( у них у каждого своя точка зрения)

- Чем же обусловлена точка зрения? Почему Конь говорит про яблоко – низко?, а Мышонок – высоко? (Ростом, размером, способностью к передвижению,  вкусом – т.е. образом жизни. Значит, точка зрения – вещь не случайная, она отражает сущность персонажа, взгляд на мир, порожденный его опытом.)

Какое же яблоко на самом деле? (для каждого – свое)

- Как решить, кто из персонажей прав?

- Как бы вы определили главную мысль этого произведения? (все мы очень разные)

Возвращаемся к заглавным буквам в названиях животных

- Мы говорили с вами, что лирическое стихотворение передает чувства, переживания человека. С каким чувством вы бы прочитали это стихотворение? ( Читать его сложно. Надо передать позицию каждого персонажа, а позиции эти разные. Но есть авторская позиция, она связана не только с чувством, но и с размышлением.)

О чем же размышляет автор?

Прочитайте стихотворение выразительно.

 - Постарайтесь побудить своих слушателей задуматься и удивиться.

3.Первичое восприятие. Чтение стихотворений В.Берестова и Д. Маслакова

Валентин Дмитриевич Берестов

Устный чёт

Ну-ка в сторону карандаши.

Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.

Устный счет! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться,

И кругом только умные лица,

Потому что считаем в уме.

Денис Маслаков

Математический диктант

Не люблю считать в уме,

Нужен ум мне для другого:

Чтоб искать по жизни слово,

Подходящее вполне.

Чтобы помнить о весне,

Если дождь стучит по крыше.

Чтобы всех друзей услышать,

Не пугаться в страшном сне.

Чтобы думать, для чего

Мы живём на белом свете...

А в уме примеры эти

Только мусорят его.

Проверка первичного восприятия.

Понравились ли вам стихотворения? Как вы думаете, почему я прочитала вам сразу два стихотворения? (Выслушиваем свободные высказывания детей)

Денис Маслаков написал стихотворение «Математический диктант», когда ему было 9 лет.

Чтение и анализ текста

-Сравните стихотворения В.Д. Берестова и Дениса Маслакова. Что в них общего? Чем они отличаются?

-Чем привлекает устный счёт В.Д. Берестова?

-Что не нравится в устном счёте Д.Маслакову?

-Можно ли решить, кто прав? Почему? Обоснуйте свою точку зрения.

-Есть ли что-то общее в отношении к жизни у двух поэтов? (Да. Оба ценят умственное напряжение, творчество. Только каждый по своему понимает работу ума.)

Учимся читать картину

Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895

Николай Петрович Богданов-Бельский.

Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895.

- Рассмотрите репродукцию картины Н. П. Богданова-Бельского.

- Как бы вы назвали эту картину?

- Проверьте себя. Как назвал картину художник?

 Как вы думаете, чем привлёк художника именно этот момент? Знаете ли вы, какой именно пример устно решают дети в сельской школе ХIХ века?

102+112+122+132+142

365

Легко ли решить такой пример? Рассмотрите лица детей. Они заняты одним делом, а похожи ли выражения лиц? Почему? Сравните мальчиков, изображённых на переднем плане и на заднем.

-  Как вы думаете,  кто  из персонажей картины мог бы сказать: «Устный счет! Мы творим это дело / Только силой ума и души»?

Итоги урока

Прочитайте пословицы народов мира. Как вы думаете, какую из них можно отнести к нашему уроку. Обоснуйте свою точку зрения.

Пословицы народов мира

В присутствии многих ослу не обрежешь хвост: одни будут кричать «коротко», другие – «длинно». (Армянская пословица)

Два соседа корову доят, и то по-разному. (Адыгейская пословица)

Вы по-вашему, мы по-нашему, а они по-своему. (Украинская пословица)

Сколько людей – столько мнений. (Русская пословица)

- О чем мы говорили сегодня на уроке? Чьи стихи заставили нас задуматься о точке зрения?

Домашнее задание

Выбери, выполни, поделись с другими

  • Выучи наизусть понравившееся стихотворение.
  • Найди с помощью взрослых в Интернете другие стихи Д.Маслакова. Подготовь чтение понравившегося стихотворения.
  • Подготовь небольшой рассказ о художнике Н.П. Богданове-Бельском. Где ты сможешь найти материал?
  • Узнай, кто такой С.А.Рачинский.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

15 апреля. Урок литературного чтения. 15 апреля. Литературное чтение.

Слайд 2

Расшифруйте фразу: т 1 о 2 ч 1 к 2 а з 1 р 2 е 1 н 2 и 1 я Что это такое?

Слайд 3

15 апреля. Урок литературного чтения. Цели урока: Выразительно читать стихотворение. 2. Высказывать свою точку зрения. 3.Работать с текстом. 4 . Внимательно слушать.

Слайд 4

Генрих Сапгир

Слайд 6

Яблоко Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки.

Слайд 7

Генрих Сапгир Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко, А Мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка – далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок – тем, Что очень велико и тяжело. А Котёнку всё равно? - Кислое – зачем оно? Что вы? - шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.

Слайд 8

Генрих Сапгир Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко , А Мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка – далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок – тем, Что очень велико и тяжело. А Котёнку всё равно? - Кислое – зачем оно? Что вы? - шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.

Слайд 9

Генрих Сапгир Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко , А Мышонок – высоко . Воробей сказал, что близко, А Улитка – далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок – тем, Что очень велико и тяжело. А Котёнку всё равно? - Кислое – зачем оно? Что вы? - шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.

Слайд 10

Генрих Сапгир Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко , А Мышонок – высоко . Воробей сказал, что близко , А Улитка – далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок – тем, Что очень велико и тяжело. А Котёнку всё равно? - Кислое – зачем оно? Что вы? - шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.

Слайд 11

Генрих Сапгир Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко , А Мышонок – высоко . Воробей сказал, что близко , А Улитка – далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок – тем, Что очень велико и тяжело. А Котёнку всё равно? - Кислое – зачем оно? Что вы? - шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.

Слайд 12

Генрих Сапгир Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко , А Мышонок – высоко . Воробей сказал, что близко , А Улитка – далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало . А Цыплёнок – тем, Что очень велико и тяжело. А Котёнку всё равно? - Кислое – зачем оно? Что вы? - шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.

Слайд 13

Генрих Сапгир Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко , А Мышонок – высоко . Воробей сказал, что близко , А Улитка – далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало . А Цыплёнок – тем, Что очень велико и тяжело . А Котёнку всё равно? - Кислое – зачем оно? Что вы? - шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.

Слайд 14

Генрих Сапгир Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко , А Мышонок – высоко . Воробей сказал, что близко , А Улитка – далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало . А Цыплёнок – тем, Что очень велико и тяжело . А Котёнку всё равно? - Кислое – зачем оно? Что вы? - шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.

Слайд 15

Генрих Сапгир Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко , А Мышонок – высоко . Воробей сказал, что близко , А Улитка – далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало . А Цыплёнок – тем, Что очень велико и тяжело . А Котёнку всё равно? - Кислое – зачем оно? Что вы? - шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок .

Слайд 16

У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только сказал, что низко, А – высоко. сказал, что близко, А – далеко. А озабочен Тем, что яблоко мало. А – тем, Что очень велико и тяжело. А всё равно? - Кислое – зачем оно? Что вы? - шепчет , - Сладкий у него бочок. Конь Мышонок Воробей Улитка Телёнок Цыплёнок Котёнку Червячок

Слайд 17

Валентин Берестов

Слайд 18

Денис Маслаков

Слайд 19

Валентин Берестов Устный счет Ну – ка в сторону карандаши. Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела. Устный счёт! Мы творим это дело Только силой ума и души. Числа сходятся где – то во тьме, И глаза начинают светиться, И кругом только умные лица, Потому что считаем в уме.

Слайд 20

Денис Маслаков Математический диктант Не люблю считать в уме, Нужен ум мне для другого: Чтоб искать по жизни слово, П одходящее вполне. Чтобы помнить о весне, Если дождь стучит по крыше. Чтобы всех друзей услышать, Не пугаться в страшном сне. Чтобы думать, для чего Мы живём на белом свете…. А в уме примеры эти Только мусорят его.

Слайд 21

Николай Петрович Богданов – Бельский Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского.

Слайд 24

Пословицы народов мира В присутствии многих ослу не обрежешь хвост: одни будут кричать «коротко», другие «длинно». (армянская пословица)

Слайд 25

Пословицы народов мира Два соседа корову доят, и то по – разному. (адыгейская пословица)

Слайд 26

Пословицы народов мира Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (русская пословица)

Слайд 27

Пословицы народов мира Вы по – вашему, мы по – нашему, а они по – своему. (украинская пословица)

Слайд 28

Пословицы народов мира Сколько людей – столько мнений. (русская пословица)

Слайд 29

В присутствии многих ослу не обрежешь хвост: одни будут кричать «коротко», другие «длинно». Два соседа корову доят, и то по – разному. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Вы по – вашему, мы по – нашему, а они по – своему. Сколько людей – столько мнений.

Слайд 30

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Авторская модель урока литературного чтения во втором классе Байгазакова Саулеш Турсынбаевна, учитель начальных классов

Авторская модель урока литературного чтения во втором классеБайгазакова Саулеш Турсынбаевна, учитель начальных классов Тема:М. Алимбаев «Благословение аксакала», Ж. Кенжалиев «Дорога»Цели урока: ...

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...

Урок литературного чтения во втором классе

Ф. И. Тютчев "Зима недаром злится..."...

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 1)

Задача данного урока познакомить с содержанием рассказа с помощью технологии развития критического мышления (приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)  и освоить социокультурные кат...