Урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Роль художественной детали в портретах героев повести Льва Толстого "детство", система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Детство28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №85 имени Н.Д.Пахотищева»

Районный конкурс методических разработок уроков, внеурочных мероприятий, проведённых с использованием оборудования, полученного в рамках Комплекса мер по модернизации Иркутской области

Урок литературного чтения в 4 классе

по теме «Роль художественной детали в портретах героев повести Л. Н. Толстого «Детство». Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души»

УМК «Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»

Оборудование: мультимедийный проектор, приставка Mimio Teach, компьютер, магнитно-маркерная доска

Автор разработки:

Домрычева Светлана Владимировна-учитель начальных классов

Номинация:

«Лучшая методическая разработка урока»

2014 год

Технологическая карта урока

Тип урока

Постановка и решение частной задачи.

Цель урока

Формирование первичного представления о понятиях «портрет внешний» и «портрет внутренний» и умения выделять в художественном произведении портрет и определять его художественную роль.

Задачи

Наблюдение за художественными деталями портрета персонажа.

Развитие умения находить и выделять необходимую информацию в словарях – портрет, художественную деталь.

Развитие навыков правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.

Развитие умения ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Планируемые результаты

Создать условия для формирования УУД:

метапредметных

-сформировать опыт творческой деятельности;

-развивать интерес к художественному слову;

-развивать умение выразительно читать;

-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

личностных:

-мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;

познавательных:

-формулировать познавательную цель;

-поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков;

-синтез, как составление целого из частей;

-выбор оснований для сравнения;

-установление причинно-следственных связей;

коммуникативных:

-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

-оказывать взаимопомощь;

-осуществлять взаимоконтроль;

-высказывать собственное мнение;

-формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;

регулятивных:

-целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

Проект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Настрой на урок

Урок литературного чтения

Словно приключение.

С книгой в космосе ты побываешь,

И в сказку поверишь,

И много узнаешь:

О жизни животных,

О пользе растений.

Книга с нами всегда.

А вы урок чтения любите? ДА!

-Какой раздел книги для чтения мы изучаем? (слайд 2)

 Кто автор этого учебника? Как вы думаете, как она трактует понятие «портрет»?

Е.И. Матвеева написала стихи, послушайте: читает Маша Соколовская (Поэтическая трактовка понятия «портрет»)

Мы изучаем раздел «Штрихи к портрету».

Автор учебника чтения Елена Ивановна Матвеева.

Читает подготовленная ученица:

  Е. Матвеева «Портрет»

Портрет – души зеркало.

Он – тайн людских тайник.

Он с самого начала

К сокровищам привык.

В нём всё: лицо, манеры,

Движенья рук и взгляд

 –О странностях так смело

С твоих страниц кричат.

Мой автор, добрый гений,

Создатель вечных строк,

Портретов – откровений,

Дающих нам урок,

Ты думаешь, ты веришь,

Что тайные слова

Читателю доверишь…

А ОН… поймёт всегда!

Создание ситуации успеха

- Как мы определили особенности построения главы «Ивины»?

(слайд 3)

На прошлом уроке мы определили, что глава содержит не только повествование, т.е. цепочку событий, но и описание (портреты персонажей) и рассуждение.

Создание ситуации разрыва

-Наш сегодняшний урок назван «Три портрета в главе «Ивины» из книги Л. Толстого «Детство»

(слайд 4)

-Чем вызвано ваше недоумение?

(В классе недоумение…)

В главе, которую мы прочитали, нет 3 портретов, только 2, и мы вчера об этом говорили: портрет Серёжи Ивина и Иленьки Грапа.

Постановка частной задачи

-Возникла проблема. В чём она?

Может быть, мы не всё знаем о словесном портрете?

Анализ условий задачи

-Вспомните, что такое словесный портрет? (слайд 5)

-Какова художественная роль портрета?

-Я предлагаю вам в группах провести исследование главы повести Л.Н.Толстого. Может быть, проведя исследование и представив друг другу его результаты, вы найдёте ответ на свой вопрос (слайд 6)

Портрет в литературном произведении – это описание внешности персонажа, того, как он выглядит, во что одет, какое у него выражение лица.

Портрет характеризует персонаж, иногда портрет помогает читателю предположить, каковы будут поступки того или иного персонажа. Как бы готовит читателя к пониманию характера.

Ребята получают задания в группах по 4 человека, выбирают организатора, критика, исследователя и секретаря

Решение частной задачи

Задание для 1 и 4 группы:

Проведите исследование главы «Ивины», ответив на следующие вопросы:

1.)Каким деталям в портрете Серёжи уделяют большее внимание автор и рассказчик?

2.)Раскрывает ли портрет Серёжи его характер?

3.)Как обнаруживается характер Серёжи?

4.)В каком соотношении оказываются портрет и характер этого персонажа? Почему?

5.)Чьими глазами нарисован словесный портрет Серёжи?

Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа», его портрета и внутреннего мира. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием.

Задание для 2 и 5 группы:

Проведите исследование главы «Ивины», ответив на следующие вопросы:

1.)На какие детали портрета Иленьки обращают внимание автор и рассказчик?

2.)Какие черты характера Иленьки обнаруживает его противостояние Серёже?

3.)Готовит ли портрет Иленьки читателя к его выводу о нём?

4.)Сделайте вывод об отношении к Иленьке Николеньки и взрослого рассказчика.

Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа», его портрета и внутреннего мира. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием.

Задание для 3 и 6 группы:

Проведите исследование главы «Ивины», ответив на следующие вопросы:

1.)Кроме Серёжи Ивина и Иленьки Грапа, кого из персонажей главы вы можете легко представить?

2.)В чём отличие этого образа от портретов Серёжи и Иленьки?

3.)Что автору важно показать в этом образе?

Парная и групповая работа по созданию «образа персонажа», его портрета и внутреннего мира. Наблюдение за разными авторскими описаниями персонажей. Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием.

Электронная физминутка для глаз (слайд  7)

-Кто из представителей групп будет отвечать? (слайд 8)

Ответы групп, обсуждение

Преобразование модели

Придумайте название такому виду портрета!

Душевный портрет, внутренний портрет, описание души

Что становится предметом описания?

Чувства, мысли, устремления, идеалы персонажа, раскрывающие особенности его характера.

Уточните своё представление о словесном портрете (слайд 9).

Портрет в литературном произведении может быть и внешним и внутренним. Во внешнем портрете мы можем увидеть черты лица, облик, детали одежды, а внутренний портрет раскрывает мир души персонажа. Порой внешность обманчива и не соответствует внутреннему портрету, кА это было с персонажами повести «Детство»

Итоговая рефлексия

Кто из персонажей этой главы наиболее интересен автору?

Рассмотрите картины художника В.Серова: Кто из этих мальчиков, на ваш взгляд, мог бы быть Н.Иртеньевым? Можно ли по портрету сказать что-либо о характере человека? (слайд 10)

Николенька Иртеньев, рассказчик-главный герой всей повести «Детство» и прочитанной нами главы.

О чём хотел рассказать писатель своим читателям?

Куда девалось чувство сострадания? (слайд 11)

О формировании души человека, о признании им своих ошибок, о первенстве доброты над красивостью.

Какой приём помог нам в этом разобраться? (слайд 12)

Сопоставление портрета внешнего и внутреннего.

Домашнее задание

-Выберите себе домашнее задание по интересам или придумайте своё:

1) Выделить в тексте главы все строки, характеризующие Николеньку (рассказчика).

2) Написать мини-сочинение «Каким я представляю Николеньку Иртеньева? (слайд 13)

Выбирают домашнее задание по интересам и записывают в дневник.

Самооценка

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке (таблица самооценки слайд 14) и работу ваших товарищей. Себе можно выбрать пятёрку, а товарищу звезду.

Выбирают пятёрки на экране (слайд 15 - утилита множественного клонирования), дарят звёзды друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...