рабочая программа по литературному чтению, 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Ирина Ананьевна Шигина

текст рабочей программы с к-т-п

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_4.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Уринская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено МО школы                Согласовано на МС школы                        Уверждено.

«___» ______ 2014                         «___»_______2014                    приказ №____ от «____»_____ 2014

Руководитель МО                         Руководитель МС                                  Директор школы

_________ Колмакова Е.Г.                 __________   Шигина И.А.                  ________ Аксентьева Г.Л.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

4класс

        Разработчик программы:

Шигина Ирина Ананьевна,

с. Уро

2014 г.

Срок действия программы 1 год


     

 Пояснительная записка

   Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования ,    на основе примерной программы начального общего образования Министерства Образования, программы по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова  .  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

Актуальность программы

      Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
    Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы и  уроки внеклассного чтения.

Цели, задачи курса

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Общая характеристика учебного курса

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 24 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

Характеристика возраста детей и ведущих видов деятельности

 С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть...                              

 С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира —ощущений и восприятии...

Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость .Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса.

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления  (запоминание, воспроизведение, припоминание).

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Место предмета в базисном учебном плане

Количество часов на изучение программы           102

Количество часов в неделю                                       3

Учебно-методический комплект:

Школа России .Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение: Учебник: 4 класс: В 2 ч.

Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение: 4 класс».

Учебный план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Форма контроля

1

Летописи. Былины. Жития.

8

Тесты, техника чтения, стихи наизусть

2

Чудесный мир классики.

16

Тесты, стих наизусть

3

Поэтическая тетрадь.

8

Тесты, стих наизусть, техника чтения

4

Литературные сказки.

12

Тесты, стих наизусть,

5

Делу время – потехе час.

7

Тесты, стих наизусть,

6

Страна детства.

6

Тесты, стих наизусть,

7

Поэтическая тетрадь.

4

Тесты, стих наизусть, техника чтения

8

Природа и мы.

11

9

Поэтическая тетрадь.

6

10

Родина.

5

Стихи наизусть

11

Страна Фантазия.

5

Тесты, техника чтения

12

Зарубежная литература.

14

Итого:

102


Календарно-тематическое планирование

Тема раздела,урока

Кол-во

часов

Вид занятия

Формы и методы контроля

Дата

По плану

Факт

1

Введение.  Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

Комбинированный

Текущий

2

«И вспомнил Олег коня своего».

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

3-5

Былины. «Ильины три поездочки»

3

Комбинированный

Текущий

6-7

«Житие Сергия Радонежского».

2

Комбинированный

Текущий

8

Обобщающий урок по разделу «Летописи. Былины. Жития».

1

Обобщение , систематизация знаний

Текущий.

9-11

П.П.Ершов «Конек-горбунок» (отрывок).

3

Комбинированный

Текущий

12

А.С.Пушкин.  Стихи.

1

Комбинированный

Текущий.

13-15

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.»

3

Комбинированный

Текущий

16

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека».

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

17-19

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».

3

Комбинированный

Текущий

20

Л.Н.Толстой «Детство».

1

Комбинированный

Текущий

21

Л. Н. Толстой. «Как мужик убрал камень».

1

Комбинированный

Текущий.

22-23

А.П.Чехов. «Мальчики».

2

Комбинированный

Текущий

24

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

1

Обобщение и систематизация знаний

Промежуточный

25

Ф.И.Тютчев. Стихи.

1

Комбинированный

Текущий

26

А.Фет. Стихи.

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

27

Е.А. Баратынский. Стихи.

1

Комбинированный

Текущий

28

М.Плещеев. Стихи.

1

Комбинированный

Текущий

29

И.С.Никитин. Стихи.

1

Комбинированный

Текущий..

30

Н.Некрасов. Стихи.

1

Комбинированный

Текущий

31

И.А. Бунин. «Листопад».

1

Комбинированный

Текущий.

32

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

Обобщение и систематизация знаний

Промежуточный

33-35

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».

3

Комбинированный

Текущий

36-38

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

3

Комбинированный

Фронтальный опрос

39-40

П.П.Бажов «Серебряное копытце».

2

Комбинированный

Текущий

41-43

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

3

Комбинированный

Текущий

44

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

1

Обобщение и систематизация знаний

промежуточный

45-47

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

3

Комбинированный

Текущий

48

В.Ю.Драгунский. «Главные реки».

1

Комбинированный

Текущий.

Пересказ

49

В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка».

1

Комбинированный

Текущий

50

В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел».

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

51

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

1

Обобщение и систематизация знаний

промежуточный

52-53

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

2

Комбинированный

Текущий

54-55

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

2

Комбинированный

Текущий. Чтение по ролям.

56

М.М.Зощенко «Елка».

1

Комбинированный

Текущий

57

Обобщающий урок по теме «Страна детства».

1

Обобщение и систематизация знаний

Промежуточный

58

В.Я. Брюсов. Стихи.

1

Комбинированный

Текущий

59

С. А. Есенин.«Бабушкины сказки».

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

60

М.И. Цветаева. Стихи.

1

Комбинированный

Текущий

61

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

Обобщение и систематизация знаний

промежуточный

62-63

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приемыш».

2

Комбинированный

Текущий. Чтение по ролям.

64-65

А.И.Куприн. «Барбос и Жулька».

2

Комбинированный

Текущий

66-67

М.И.Пришвин. «Выскочка».

2

Комбинированный

Текущий.

Пересказ

68

Е.И.Чарушин «Кабан».

1

Комбинированный

Текущий

69-71

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

3

Комбинированный

Фронтальный опрос

72

Обобщение по разделу «Природа и мы».

1

Обобщение и систематизация знаний

Текущий

73

Б.Л.Пастернак «Золотая осень».

1

Комбинированный

Текущий

74

С.А. Клычков. Стихи.

1

Комбинированный

Текущий.

75

Д.Б.Кедрин. Стихи.

1

Комбинированный

Текущий

76

Н.М. Рубцов. Стихи.

1

Комбинированный

Текущий.

77

С.А.Есенин. «Лебёдушка».

1

Комбинированный

Текущий

78

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Обобщение и систематизация знаний

Промежуточный

79

И.С.Никитин «Русь».

1

Комбинированный

Текущий

80

С.Д.Дрожжин «Родине».

1

Комбинированный

Текущий

81

А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

1

Комбинированный

Текущий.

82

Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

1

Комбинированный

Текущий

83

Обобщающий урок по теме «Родина».

1

Обобщение и систематизация знаний

Промежуточный

84-85

Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника».

2

Комбинированный

Текущий

86-87

Кир Булычев. «Путешествие Алисы».

2

Комбинированный

Фронтальный опрос

88

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

1

Обобщение и систематизация знаний

Текущий

89-90

Дж. Свифт «Путешествия Гулливера».

2

Комбинированный

Текущий

91-95

Г.Х.Андерсен. «Русалочка».

5

Комбинированный

Текущий. Чтение по ролям.

96-97

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

2

Комбинированный

Текущий

98-99

С.Лагерлеф «Святая ночь».

2

Комбинированный

Текущий.

Пересказ

100-101

С.Лагерлеф. «В Назарете».

2

Комбинированный

Текущий

102

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

1

Обобщение и систематизация знаний

Итоговый

итого

102

Содержание тем учебного курса

Название разделов и тем

 курса

Количество

часов

для изучения

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Формы занятий используемые при изучении темы

1

Летописи. Былины. Жития.

8

«Ильины три поездочки».

Летописи. Жития.

«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Житие Сергия Радонежского».

Творческие задания, практические.

2

Чудесный мир классики.

16

  1. П.П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А.С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».

Творческие задания, практические.

3

Поэтическая тетрадь.

8

1.Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад

Творческие задания, практические.

4

Литературные сказки.

12

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Творческие задания, практические.

5

Делу время – потехе час.

7

. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Творческие задания, практические.

6

Страна детства.

6

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».

Творческие задания, практические.

7

Поэтическая тетрадь.

4

В. Я. Брюсова «Опять сон»,

«Детская».

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с

бугорка», «Наши царства

Творческие задания, практические.

8

Природа и мы.

11

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».

М. М. Пришвин «Выскочка».

Е. И. Чарушин «Кабан».

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Творческие задания, практические.

9

Поэтическая тетрадь.

6

Б. Л. Пастернак «Золотая осень». С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье пето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С. А. Есенин «Лебёдушка»

Творческие задания, практические.

10

Родина.

5

И. С. Никитин «Русь», , С. ,Д. Дрожжин «Родине».

А. 3. Жигулин «О, Редина! В неярком  блеске».  Б А. Слуцкий «Лошади в океане»

Творческие задания, практические.

11

Страна Фантазия.

5

Е С. Велтистов «Приключения Электроника». ;С Булычев «Путешествие Алисы»»

Творческие задания, практические.

12

Зарубежная литература.

14

  1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен.                 «Русалочка»; 3. М. Твен.
  2. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»

Творческие задания, практические.

Итого:

102


Требования к уровню подготовки  учащихся к концу4 класса

  • Обучающиеся должны:
  • владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Перечень учебно-методического обеспечения

Программа:

 Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 Программа Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Москва, Просвещение, 2007

  1. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Родная речь. Учебник для 4 класса, в 2 частях. М.: Просвещение, 2008

  1. С. В. Кутявина .Поурочные разработки по литературному чтению. - М: Вако, 2008

  1. С. В. Кутявина. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс. М. «Вако», 2008

Контрольно-измерительные материалы

Контрольно-измерительный материал

Контрольная работа №1 по теме «Летописи, былины, сказки бытия»

 (1 чет)

Текст для проверки скорости чтения.

К. Паустовский « Прощание с летом»

…Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я / встал и подошел к окну – за стеклом все было снежно / и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла / луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Когда же выпал / первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что / ясно чернели стрелки. Они показывали два часа

Я уснул в/ полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за / два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

Через / окно я увидел, как большая серая птица села на ветку / клена в саду и улетела, а снег все сыпал, как стеклянный / дождь, падающий с ёлки. Потом снова все стихло.

Проснулся Рувим./ Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:

- Первый снег / очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую / невесту.

А утром все хрустела вокруг: подмерзшие дороги, листья на / крыльце, черные стебли крапивы, торчали из-под снега.

К чаю приплёлся/  в гости дед Митрий и поздравил с первопутком.

-Вот  и / умылась земля, -сказал он, -снеговой водой из серебряного корыта.

-Откуда / ты взял такие слова, Митрий? – спросил Рувим.

- А нешто не / верно? – усмехнулся дед.- Моя мать-покойница рассказывала, что в стародавние / годы красавицы умывались первым снегом из серебряного кувшина и потому / никогда не вяла их красота…(225с.)

Вопросы к тексту.

-Как бы ты озаглавил текст?

-С чем сравнивает писатель снег, падающий с ветки?

С кем сравнивается земля, покрытая снегом?

-Как писатель передает звуки морозного утра?

-Как ты понимаешь слово «первопуток»?

-Какую легенду рассказывала мать деду Митрию?

-Это текст – описание, рассуждение или  повествование?

Контрольная работа №2 по теме «Из русской классической литературы».

 Вариант 1

А1. Кто написал произведение «Дары Терека»?

1) А.П. Чехов

2) М.Ю. Лермонтов

3) А.С. Пушкин

4)Л.Н.Толстой

А2. Определи жанр произведения А.С. Пушкина «Няне».

1) сказка                    3) стихотворение

2)басня                      4)рассказ

АЗ. Узнай произведение по опорным словам.

 Мама, любовь, ангел, сон, Николенька.

 1) «Мальчики»                 3) «Няне»

 2) «дары Терека»             4) «детство»

В1. Найди лишнее определение характера царевны.

 1) добрая                      3) кроткая

 2) равнодушная            4) нежная

В2. Найди лишнее в перечислении дел Ивана.

 1) поймал Жар-птицу

 2) похитил Царь-девицу

 3) ездил за копьём

 4) был на небе послом

В3. Кто такой чауш?

1) сторож        3) знатный господин

2) офицер          4) мальчик

С1. К какому произведению подходит эта пословица? Мудрым никто не родился, а научился.

 1) «Как мужик камень убрал»

 2) «Дары Терека»

 3) «Детство»

4) «Мальчики»

 Вариант 2

А1. Кому принадлежит произведение «Детство»?

 1) Л.Н. Толстому

 2) М.Ю. Лермонтову

 З) А.С. Пушкину

 4) А.П. Чехову

А2. Определи жанр произведения «Дары Терека».

 1) басня                    З) стихотворение

 2) рассказ                 4) сказка

АЗ. Узнай произведение по опорным словам.

 Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери.

 1) «Детство»                    З) «Мальчики»

 2) «Ашик-Кериб»           4) «Няне»

В1. Найди лишнее в определении характера царицы.

1)кроткая                           З)жадная

 2) равнодушная                4) завистливая

В2. К кому обращался Елисей? Укажи правильный

 1) к солнцу, месяцу, ветру

 2) к солнцу, ветру, месяцу

 З) к месяцу, солнцу, ветру

 4) к ветру, месяцу, солнцу

В3. Как ты понимаешь слово пенять?

 1) толкать                    З) дарить подарки

 2) смеяться                  4) упрекать

С1. К какому произведению подходит эта пословица?

 Кто сильно хочет, тот того и добьётся.

 1) «детство»

 2) «Ашик-Кериб»

 З) «Мальчики»                                                                                                                                                              

 4) «Как мужик камень убрал»

Контрольная работа №3 по теме «Сказки русских писателей».

Вариант 1

А1. Кто написал сказку «Серебряное копытце»?

1) П.П. Бажов             З) С.Т. Аксаков

 2) В.М. Гаршин          4) В.Ф. Одоевский

А2. Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»?

1)Саша           З)Миша

2)Петя            4)Паша

АЗ. Узнай произведение по ключевым словам.

 Торговые дела, цветок, купец, дочь, лесной зверь.

 1) «Сказка о жабе и розе»

 2) «Аленький цветочек»

 З) «Городок в табакерке»

 4) «Серебряное копытце»

В1. Что роза считала самым лучшим происшествием?

 1) когда её срезали

п2) когда она распустилась

 З) когда её увидели

 4) когда слезинка сестры упала на цветок

В2. Что означает выражение покосные ложки?

 1) деревянные ложки

 2) широкие, пологие овраги, покрытые травой

 З) широкие реки

 4) широкие поля

С1. Закончи пословицу

. Всякое дело человеком ставится...

1) награды не останется

 2) от него не отмахнёшься

 З) человеком и славится

 4) тем и прославишься

Вариант 2

А1. Кто написал сказку «Сказку о жабе и розе»?

1) П.П. Бажов             З) С.Т. Аксаков

 2) В.М. Гаршин          4) В.Ф. Одоевский

А2. Как звали сиротку из сказки «Серебряное копытце»?

1)Настенька          З)Машенька

2)Даренка             4)Аленушка

АЗ. Узнай произведение по ключевым словам.

 Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг

 1) «Сказка о жабе и розе»

 2) «Аленький цветочек»

 З) «Городок в табакерке»

 4) «Серебряное копытце»

В1. Какую историю, произошедшую третьего дня, вспомнил Миша (герой  произведения «Городок в табакерке»)

 1) как папенька открыл крышку табакерки

2) как он хотел нарисовать маменьку и папеньку, но никак не удавалось это  сделать.

 З) как папенька поставил на стол табакерку

 4) как мальчик – колокольчик над ним насмехался

В2. Что означает выражение статочное дело?

 1) хорошее ли дело

 2) осталось ли дело

 З) выполненные дела

 4) невыполненные дела

С1. Закончи пословицу

. Дело не комар…..

1) от него не отмахнешься

 2) без награды не останется

 З) его не прихлопнешь

 4) делай смело

Контрольная работа №4 по теме «Поэтическая тетрадь».

Текст для проверки скорости чтения.

Вот так смешно получается в жизни! Еще вчера мы и / не думали никуда ехать, а на другой день мы уже / сидели в поезде и катили в деревню к тете Наташе. / Нам хотелось скорее привезти яиц и начать выводить цыплят.

Тетя  /Наташа оказалась дома. Она очень обрадовалась нам и даже подумала,  /что мы уже приехали к ней на дачу.

-Да ведь / у нас еще каникулы не начались, -говорит Мишка.

-Мы по /делу приехали, -говорю я, за яйцами.

-За какими яйцами?

-Ну, / за обыкновенными, за куриными. Нам нужны свежие куриные яйца.

-Только  / и всего?- сказала тетя Наташа .-Неужели в городе негде купить / яиц?

-Конечно, негде ,-говорит Мишка.- Яйца-то в магазине есть, только / они всё не свежие …У нас в книжке ясно написано, / что если яйца пролежали больше десяти дней, то из них / уже цыплята не выведутся.

- Цыплята – это другое дело, -сказала тетя / Наташа.- Для цыплят нужны самые свежие яйца, а в пищу / годятся яйца, которые лежали и месяц и два… Вы ведь  /не собираетесь выводить цыплят?

-Почему не собираемся? Мы как раз / собираемся. Затем и приехали, - говорю я.

-Как же будете  их / выводить?- спрашивает тетя Наташа.- Для этого ведь наседка нужна.

-А  /мы без наседки – мы инкубатор сделали…(220с)

Вопросы по тексту.

- Из какого произведения этот отрывок , кто его автор? «Веселая семейка» Носов.

-Зачем ребята приехали к тете Наташе?

-Зачем им понадобились свежие яйца?

-Почему они не купили их в магазине?

-Как ребята собираются выводить цыплят без курицы- наседки?

   Контрольная работа №5 по теме «Природа и мы».

Природа и мы

Вариант 1

А1. Какое произведение написал А.И. Куприн?

 1) «Яриёмыш»         3) «Варбос и Жулька»

 2) Кабан»                 4) «Стрижонок Скрип»

А2. Кто написал произведение «Кабан»?

 1) Е.И. Чарушин

 2) М.М. Пришвин

 3) Д.Н. Мамин-Сибиряк

 4) В.П. Астафьев

АЗ. Какой рассказ можно назвать юмористическим?

 1) «Стрижонок Скрип»

 2) «Приёмыш»

 3) «Кабан»

 4) «Ьарбос и Жулька»

В1. Из какого произведения данные слова? доспехи, протока, сайма, муштровать.

 1) «Приёмыш»

 2) «Барбос и Жулька»

 3) «Выскочка»

4) «Кабан»

В2. Как называют крупного сибирского и среднеазиатского

оленя с большими рогами?

 1)марал                     3)сайма

 2) фестон                  4)яр

С1. Узнай героя по его описанию.

Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. да ведь так жалобно кричит...

 1) серый журавль

 2) Жулька

3) лебедь

4) собака Вьюшка

. Природа и мы

Вариант 2

А1. Какое произведение написал Д.Н. Мамин-Сибиряк?

 1) «Кабан»           3) «Выскочка»

 2) «Приёмыш»    4) «Стрижонок Скрип»

А2. Кто написал произведение «Выскочка»?

 1) М.М. Пришвин

 2) В.П. Астафьев

 3) А.И. Куприн

 4) Е.И. Чарушин

АЗ. Герой какого произведения вызывает сострадание?

 1) «Кабан»                                  3) «Выскочка»

 2) «Стрижонок Скрип»              4) «Приёмыш»

В1. Из какого произведения эти слова?

 Приземистый, сталактит, флирт, фестон, подпалина,

 лицемерный, лавры, карьер.

 1) «Барбос и Жулька»

 2) «Выскочка»

  3)«Кабан»

 4) «Стрижонок Скрип»

В2. Что означает слово бесцеремонно?

 1)застенчиво

 2) аккуратно

 3) выходя за границы вежливости

 4) вежливо

С1. Узнай героя по его описанию.

Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.

 1) Жулька                      3) серый журавль

 2) собака Вьюшка          4) лебедь

Контрольная работа № 6 по теме « Страна « Фантазия».

Вариант 1

А1. Кто написал «Приключения Электроника»?

 1) Е.С. Велтистов                   3) С .Е. Велтистов

 2) Кир Булычёв                      4) Г.Х. Андерсен

А2. Определи жанр произведения «Путешествие Алисы».

 1) сказка

2)рассказ

 3) сказочная повесть

 4) фантастическая повесть

АЗ. Найди значение слова контрабас.

 1) струнный смычковый музыкальный инструмент

 2) наука об общих закономерностях процессов управления

и передачи информации

 3) человек, который занимается контрабандой

 4) договор, соглашение

В1. Найди причину нападения кустиков.

 1) они были агрессивны

 2) их забыли полить

 3) они питались людьми

4) надвигалась песчаная буря

В2. В данный отрывок вставь пропущенные слова.

В следующее мгновение профессор был ... . Он увидел, как мелькает между деревьями....

1) у двери, синяя кофточка

 2) у окна, синяя курточка

 3) у экрана, зелёная курточка

4) у ворот, зелёная кофточка

С1. Что ты знаешь об Алисе?

 1) она из будущего                 3) обычная девочка

 2) любит животных                 4) девочка-робот

Вариант 2

А1. Кто написал произведение «Путешествие Алисы»?

  1) Е.С. Велтистов             З) С.Е. Велтистов

   2) Кир Булычёв                  4) Г.Х. Андерсен

А2. В каком произведении рассказывается об удивительных приключениях мальчика-робота?

 1) «Путешествие Алисы»

 2) «Приключения мальчика Электроника»

 З) «Приключения робота Электроника»

 4) «Приключения Электроника»

АЗ. Определи жанр произведения Е.С. Велтистова.

 1) сказка

2) рассказ

З) фантастическая

 4) сказочная повесть

В1. Найди лишнего героя.

1) профессор         З) Громов

 2) Алиса                4) Электроник

В2. Вставь пропущенные слова в отрывок.

Сбегая по ... , профессор заметил удивлённое лицо директора и... помахал ему рукой. Сейчас было не до

 1) дорожке, дружески, улыбок

2) лестнице, успокаивающе, объяснений

 З) лестнице, доброжелательно, объяснений

 4) дорожке, успокаивающе, приветствий

С1. Кем был папа Алисы?

1)космобиологом

 2) кибернетиком

 З) директором космического зоопарка

 4)доктором

Ориентировочные показатели по темпу чтения:

1 класс – 25-30 слов в минуту

2 класс – 30- 40 слов в минуту в конце первого полугодия,

40-50 слов в минуту в конце второго полугодия.

3 класс – 50- 60 слов в минуту в конце первого полугодия,

65-75 слов в минуту в конце второго полугодия.

4 класс – 70 - 80 слов в минуту в конце первого полугодия,

85-95 слов в минуту в конце второго полугодия.

Список литературы

Для учащихся

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Родная речь. Учебник для 4 класса, в 2 частях. М.: Просвещение, 2008

Для учителя:

  1. Закон «Об образовании».
  2. Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  3. Письмо министерства образования РФ от 20.02.2004г №0351101403 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  4. Приказ министерства образования РФ от 09.08.2004 г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программ общего образования»
  5. Письмо министерства образования РФ от 07.07.2005  «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  7. Н.В. Лободина Литературное чтение.3 класс: поурочные планы по учебнику Л.Ф. Климановой и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

Литература, использованная при подготовке программы:

БУП 2004, с изменениями 2008, 2011 г.

Концепция программ для начальных классов «Школа России».-Москва, Просвещение, 2007.-157 с.

Начальная школа. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки РФ.-Москва, 2005.-56 с.
  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

Рабочая программа "Литературное чтение" 1 класс

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Литературному чтению. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки о...

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России"

Рабочая программа литературному чтению 1 класс "Школа России" 4 часа в неделю...