Проект урока литературного чтения 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Татаринова Оксана Викторовна

Проект урока литературного чтения УМК Гармония по теме: "Сказка В.Орлова "Абрикос в лесу". 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 «СКАЗКА В. ОРЛОВА «АБРИКОС В ЛЕСУ»

УМК «Гармония»

1 класс

 

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Дидактическая цель урока :  формирование  читательской компетентности младшего школьника

                                                  познакомить учащихся с произведением "Абрикос в лесу".

Задачи:

  • Ориентироваться в тексте. Анализировать произведение с точки зрения его жанровой характеристики.
  • Развивать познавательную активность, умение слушать, наблюдать, анализировать, сравнивать, развивать способность к самооценке. Развивать коммуникативные навыки.
  • Развивать эмпатию.  Прививать стремление к толерантности.

Методы обучения:

     

      1.По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

 2. По степени педагогического управления со стороны учителя:

 метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

Педагогические технологии:

 проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

 фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные:

- читают плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); оценивают литературного героя произведения по его поступкам.

Метапредметные:

а) познавательные:

- получают возможность учиться добывать информацию;

- осуществляют сравнение и классификацию;

- строят логические рассуждения,  включая причинно-следственные связи;

б) коммуникативные:

- задают вопросы и отвечают на вопросы по тексту произведения; проявляют интерес к общению на уроке.

в) регулятивные:

- понимают цель и смысл выполняемых заданий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Личностные:

- получают возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников; имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика; способны к решению моральных проблем.

Оборудование:

 презентация к уроку, учебники литературного чтения, музыкальный фрагмент, шифровки,  карточки наблюдений, картинки и  тексты для ролевой игры.

Планируемый результат: 

в процессе урока учащиеся учатся  воспринимать сказку на слух, овладевают навыками выборочного чтения, выразительного чтения ,  определяют своё отношение к персонажам. Исполняют роль литературного персонажа. Вступают в общение, выражают свою точку зрения, учатся  аргументировать свои высказывания, учатся слушать другого, соблюдают  правила общения.

Ход урока

Этап урока

Деятельность  учителя

Ответы детей, деятельность учащихся

Теоретический

комментарий

Орг. момент

1 мин

- Ребята, начнём наш урок с доброй улыбки, посмотрите друг на друга  и улыбнитесь.

Дети получают положительный настрой на урок

Данный этап

предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Мотивация

3-4 мин

-Сегодня мы совершим путешествие в сказку. Эта сказка лесная.  Закройте глаза и постарайтесь представить себе лесную опушку  (Звучит музыкальный фрагмент «Музыка леса» )  В это время на парты детей кладутся листочки - шифровки (слоги, наклеенные на изображения листьев)

- Вот мы и  в лесу. Слайд №1. Прочитаем названия растений.

- Посмотрите, к вам прилетели листья деревьев. Отгадайте их послание. Зачеркните слоги, повторяющиеся дважды, получите слово - отгадку.

Читают хором

Ли-па,  зем-ля-ни-ка,  ли-сич-ка, ма-ли-на,  ря-би-на, клён, о-реш-ник,

 о-си-на, дуб, клён, му-хо-мор, чер-ни-ка

Кос – кас – кис – кис – тач – кас- точ –тач -ко- ка- ке- ку -ке- ко- ку

- Получилось слово «косточка». Что же это может значить?

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

(«хочу», «мне интересно»)

Актуализация знаний

1 мин

- Жизнь растения начинается с семени. Из вишнёвой косточки вырастает вишнёвое дерево, из жёлудя – дуб. А из абрикосовой косточки что вырастет?

- Кто из вас ел абрикосы? Какие они?

- А кто видел абрикосовые деревья в нашем лесу?

- Правильно. Но в сказках всё бывает. Вот и в нашей сказке в обычном лесу выросло абрикосовое дерево. Что из этого вышло, узнаете, прослушав сказку В.Орлова «Абрикос в лесу»

- Абрикос.

- Жёлтые, мягкие, спелые, сладкие, вкусные.

- Они у нас не растут. Эти деревья растут на юге, где тепло.

Повторение изученного-

установление межпредмет-ной связи

Сравнение сказочного и реального

природного явления

Этап восприя-тия (первич-

ный синтез)

4 мин

Сказка читается по ролям: учитель (слова автора), заранее подготовленные дети (слова Мухомора, Волчьих ягод и Ёжика)

- Докажите, что это сказка.

- Кто вам понравился в этой сказке? Кто не понравился?

Дети слушают

(учебники закрыты)

- Абрикос вырос в нашем лесу.

- Деревья разговаривают и  ёжик.

- Абрикос, Ёжик понравились, а Мухомор и Волчьи ягоды не понравились.

На данном этапе

развивается умение слушать

и понимать

услышанное, выражать

своё личное

мнение, развитие эстетических чувств

Физкульт-

минутка

0,5 мин

- Мы немножечко устали и поэтому мы встали…

Поднимемся на цыпочки и потянемся,  как растения тянутся к солнышку, пошевелим руками и пальчиками, как будто это листочки

Дети выполняют упражнения под тихую музыку

Эмоциональная и физическая разрядка

необходима

первокласснику

Анализ сказки

5-7 мин

- Откройте книги и найдите начало сказки. Прочитайте его. Откуда появился Абрикос в лесу?

- Это могло произойти на самом деле, не в сказке?

- Почему никто не обращал внимание на абрикосовое деревце?

- Сказочное начало или нет? А почему?

- Это произведение авторское или народное? Докажите.

- Где же, в каком месте  мы понимаем, что это всё-таки сказка?

- А ещё?

- Ищите ответ в тексте.

- Каким голосом говорят Волчьи ягоды?

- Почему автор употребил слово «шепчут», а не говорят?

- Как разговаривает Мухомор?

- Что значит «поддакивать»?

- Говорит ли он правду?

- Какие это персонажи – положительные или отрицательные?

- Кто-нибудь поверил этим лживым словам?

 - А что почувствовал Абрикос? Было ли ему приятно слушать о себе такие слова?

- Кто защитил Абрикоса? Как?

Каким голосом он говорит?

- Как Ёжик относится к Мухомору и Волчьим ягодам? Найдите в тексте его слова. Каким тоном их нужно читать?

- Кто-то обронил абрикосовую косточку.

- Да, любой мог обронить косточку.

- Мало ли в лесу деревьев всяких растёт.

- Как-то по весне это деревце расцвело. И на это никто внимание не обратил: мало ли в лесу деревьев и кустов расцветает.

- Нет, ничего сказочного пока нет. Обычная история.

- Это авторское произведение. Автор сказки придумал такое начало, чтобы нам потом интересно стало.

- Здесь нет таких слов,  как «жили – были…»

- Мы можем догадаться по картинкам – у деревьев нарисованы глаза и рот.

- Когда начнут говорить ягоды и мухомор. Ведь в жизни они не разговаривают.

- Страшные плоды! Не наши! не лесные!

- Да, да, да! Чужое это дерево! Не наше! Добра от него не жди.

- Злым, недовольным.

- Они говорят тихо и как бы сплетничают. Говорят плохие слова Рябине.

- Он поддакивает «да, да, да». Соглашается с Волчьими ягодами. Тоже говорит гадости.

- Он врёт. «Не зря из-за него, из-за этого чужака дождика нет». Дождик не может идти или нет из-за Абрикоса

- Они отрицательные персонажи. Говорят они злыми голосами. Желают Абрикосу смерти: «Отравить его! С корнем вырвать!»

- Нет. «Рябина отвернулась от этих разговоров и все соседние деревья головами закачали»

- Ему стало обидно, грустно. Он даже заплакал: «словно тяжёлые слёзы,  упали с Абрикоса на землю оранжевые плоды»

- Это Ёжик. Он попробовал спелый плод и сказал дереву: «Спасибо».

- Он сказал ещё: «Расти себе на здоровье!»

- Он подбадривает Абрикоса добрым и спокойным голосом.

- Он их ругает.  Нужно  говорить строгим голосом: «Мухомор и Волчьи ягоды – это ёщё не лес!»

«Злятся они оттого, что никому не нужны»

«Они завистливые и от зависти ядовитыми стали»

Под руководством учителя дети учатся анализу сказки. Система вопросов направлена

на повторное обращение к тексту. Используется просмотровое, выборочное , изучающее чтение.

Привлекается внимание детей к жанровым особенностям сказки.

Идёт обучение

(путём обращения к тексту)

характеристике  персонажей

Отрабатывает-

ся выразитель

ность чтения через осмысление характера персонажа

Идёт словарная работа.

Формируется эмпатия –способность переживать за героя.

Используется приём противопоставления: положитель-ный  -отрицательный персонаж

Вторичный синтез

- Какой оказался по характеру Абрикос, не смотря на то, что он чужак?

 

- А какие по характеру Мухомор и Волчьи ягоды?

- Он добрый, безобидный, не жадный. Он угостил Ёжика абрикосом.

- Они злые, лживые, завистливые. Они сплетничали, нашёптывали плохие слова, поддакивали, угрожали.

Противопоставление положительных качеств и отрицательных

Обобщение

Ролевая игра

10 мин

- А теперь давайте поиграем. Вы – персонажи сказки, разные растения и животные. Среди вас могут быть как положительные, так и отрицательные персонажи. Вскройте конверты и познакомьтесь с ролью. Подготовьтесь сказать  свою фразу нужным голосом

- Кому досталась роль Абрикоса? Выходи к доске.

- А теперь встаньте отрицательные персонажи, представьтесь и скажите свои реплики, как артисты.

- Что ты чувствуешь, Абрикос?

- Теперь пусть положительные персонажи представятся.

- Скажите, кто хочет, слова  в поддержку Абрикоса.

Это сюрприз для детей. Они вскрывают конверты и смотрят, какой персонаж им достался. Читают про себя фразу, готовятся её произнести нужным тоном

( 3 мин. на подготовку)

Выходит к доске «Абрикос»

- Я Бледная поганка.

- Я Мухомор.

- Я Ворона.

- Мы  волчьи ягоды.

- Ты не нужен нашему лесу, ты чужак!

- Да, да! Убирайся прочь к себе в южные страны!

- Кар! Кар! Прочь, прочь!

- Я бы тебя с удовольствием отравила.

- Этот чужак вас всех передушит. В нашем лесу скоро будут расти одни Абрикосы.

- Мне больно, обидно. Я никому ничего плохого не желаю.

- Я Белочка. Я Улитка. Я  Клён. Я Рябина. Я Дикая яблонька. Я Берёза. Я Малина. Я Земляника…

- Абрикос, ты нужен лесу!

- Абрикос, я за тебя!

- Мне сказал Ёжик, что твои плоды вкусные.

- Оставайся у нас жить!

- В лесу всем места хватит!

- Давай дружить!

Эмоциональная разрядка.

Смена видов деятельности.

Формируется самоорганизу-ющая деятельность детей через творческое задание – вхождение в роль

Самостоятельное определение характера персонажа, выбор тона, интонации при чтении

Физкульт

мин.

1 мин

Слушаем фрагмент песни «Дорога добра»

Переключить внимание детей

Подведе-ние итогов

5 мин

- Мы познакомились со сказкой, защитили героя. А бывает, что в жизни чужаков не любят, не хотят с ними дружить?

- Как же нужно относиться к человеку, который не похож на других, может, он даже другой национальности?

- Для чего же Владимир Орлов сочинил для вас эту сказку?

- Вы послушали песню «Дорога добра». Давайте выберем

такие качества людей, которые нужны вам, чтобы вырасти хорошими людьми. Поработайте парами. Помогите друг другу.

- Что выбрали?

- Да. В жизни так бывает.

- Нужно хорошо, по-доброму относится ко всем людям.

- Уважать их, не слушать сплетни, помогать друг другу, не обижать.

- Чтобы мы стали добрее.

Дети выбирают качества:

Доброта, забота, уважение, дружба, поддержка; зачёркивают или просто оставляют: злоба, зависть, жадность, ложь, сплетни

Выявление идеи произведения

Развитие внимания к позиции автора

Соотнесение сказочного  и реального.

Личностное осмысление качеств человека

Оценка и самооценка

Рефлексия.

5 мин

- Как вы считаете, кто сегодня на уроке работал отлично? Раскрасьте один лепесток с именем одноклассника. Оцените соседа по парте, учителя, урок. А теперь оцените себя.

Раскрасьте нужным цветом сигнал - кружок                                          Красный  -  работал отлично

           Жёлтый  -  работал хорошо

Зелёный – старайся!        

 

- Соберите цветок. Давайте наклеим его на лист.

- Влад отлично сыграл роль Мухомора. Молодец.

Рефлексия.

Цветопись.

Формирование

самооценки и оценки других детей, урока.

Творческая работа

(по желанию)

1 мин

- Кто  хочет, может проявить себя как художник – нарисуйте дерево - персонаж и представьте его  внешность, характер.

Дети выбирают из конверта названия растений

Мотивация детей к творческой проектной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс

Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...

Проект урока литературного чтения в 1 классе

Тема урока:  С. Чёрный "Живая буква", Ф. Кривин "Почему "А" поётся, а "Б" нет" (3-й урок по теме "Жили-были буквы")...

Проект урока литературного чтения во 2 классе с использованием ИКТ и Интернет - ресурсов. Школа России.

Проект- конспект урока  для защиты на курсах повышения квалификации по ФГОС  и для работы в школе....

Проект урока литературного чтения 2 класс

Составлен в соответствии с ФГОС...

Проект урока литературного чтения в 3 классе Тема: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный вечер»

Класс: третий.Система: УМК «Гармония».Тема урока: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный...

Проект урока литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»

Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».  Предмет: литературное чтение.Тип урока:  комбинированный, с применением компьютерных технологий.Учебник:  Кубасо...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....