Cистема работы по формированию продуктивного способа чтения у детей 6-7 лет
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Олишевец Любовь Александровна

Данный материал является результатом многолетней работы в начальной школе. Когда учитель начальной школы может назвать себя профессионалом? Моё убеждение - только тогда, когда он в совершенстве владеет методикой и приёмами обучения любого ребёнка продуктивному чтению (плавному слоговому чтению на начальном этапе)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Данная  система формировалась мною на протяжении 15 лет. После знакомства с развивающей системой Эльконина-Давыдова появилось стойкое  убеждение, что при работе с первоклассниками учителя недооценивают добуквенный период обучения грамоте, т. е. мало работают над звуковым составом звучащей речи и слов, а торопятся быстрее закончить букварь или азбуку и перейти к урокам чтения и русского языка, т.е. работать с письменной речью, с буквами. Однако, без хорошей базы на звуковом уровне невозможно впоследствии сформировать продуктивный способ чтения первоклассников и  устойчивые морфологические действия на уроках русского языка.

Что входит в эту систему?

  1. Набор предметных картинок ко всем звукам русского языка )( 6 гласных звуков и 36 согласных звуков. Картинки систематизированы и классифицированы по классам звуков - гласные, согласные сонорные, согласные звонкие, согласные глухие)
  2. Лента памяти звуков, составленная из предметных картинок (по принципу - первый звук названия предмета должен  быть в сильной позиции, кроме звука [ы])
  3. Фишки-знаки звуков (гласные звуки, согласные твёрдые, согласные мягкие; слоги-слияния с твёрдыми согласными, слоги-слияния с мягкими согласными,)
  4. Касса букв и слогов
  5. Слоговая таблица
  6. Абак для составления и чтения слогов в 2 или 3 окошка (см далее на снимках общий вид данного пособия)
  7. Разметка слов или текстов в азбуке, букваре или подобранных текстах на слоги (ставим "." под гласными в каждом слове, затем делим его на слоги "дужечками", читая по слогам)
  8. Учебники для 1 класса: Азбука или Букварь.
  9. Набор книжек-малышек с разметкой по слогам, спутник букваря или азбуки, адаптированные тексты.

Алгоритм  работы с использованием Ленты памяти звуков.

Повторение групп звуков (гласных, согласных) и их признаки.

Противопоставление твёрдых и мягких согласных, сопровождение примерами.

Группировка картинок с опорой на Ленту звуков.

Последовательное выделение звуков в слове с опорой на картинку.

Составление схемы слов с опорой на Ленту звуков.

Обозначение звука буквой.

Место буквы на Ленте букв.

Чтение слогов с новой буквой.

Чтение слоговой таблицы.
Разметка слов и предложений: точки под гласными и деление слов "дужечками" на слоги.
Чтение слов или предложений по разметке.

Чтение дополнительного материала.
(Для затрудняющихся учащихся продумывается индивидуальная работа. Например, использование Абака, индивидуальные слоговые таблицы)

Основа данной системы - аналитико-синтетический метод обучения чтению - от звука к букве.

Алгоритм основных занятий:

Слушание  устной речи. Выделение в потоке предложений, из предложений - слов, из слов- отдельные звуки. Начинать лучше с выделения первого или последнего звука в слове. Звуки должны быть в сильной позиции.

Игры с предметными картинками.

"Магазин"

  • Купи картинку (по первому звуку; по второму звуку и т.д.)
  • Раздели картинки на 2-3 группы по определённым признакам (гласные - согласные-твёрдые-мягкие; 1 слог, 2 слога; ударение на 1 слоге, на 2 слоге и т.д.)
  • Исключи лишнюю картинку (по любому признаку) Признак выбирается в соответствии с целью урока.

Игры и задания к "Ленте памяти звуков" (См. презентацию)

  • Показываем группу картинок-гласных - дети называют первый звук. . (Какие звуки назвали? Почему это гласные? Назвать признаки гласных звуков) Показ групп звуков выбирается в соответствии с задачами и целями урока. Например, последние 6 картинок напоминают о том, что эти звуки не имеют пары по мягкости-звонкости [й'] [ч'] [щ'] [ш] [ц] [ж].
  • "Загадай словечко" Учитель, а впоследствии дети, указывают на картинки "Ленты" Из первых звуков названия картинки составляются слова.  Например, Ш-К-О-Л-А. Вариантов таких игр множество. Главное - такой подход позволяет активизировать учебную деятельность учеников, поддерживают интерес к занятиям, формируют учебные мотивы.

Лента памяти звуков занимает своё место под лентой памяти букв. И, если буквы заполняют свои  места по мере изучения данной буквы, то лента памяти звуков заполнена вся. Дети - носители языка, и если у них нет серьёзных речевых дефектов - то они слышат и выделяют все звуки родного языка. А это работа со звуковыми схемами в добукварный и дошкольный период. Дети слушают слова, выделяют звуки в порядке их следования в слове , обозначают звуки цветными фишками и составляют звуковую схему слова. Составив схемы-слова, дети их читают, т.е. овладевают способом чтения на звуковом уровне. Работа с лентой памяти звуков готовит не только к чтению, но и к овладению письменной речью. Причём такой метод намного облегчает детям переход на слоговое чтение.

Такая работа полезна не только для детей, не готовых к чтению в 1 классе. Не менее полезна такая работа и для детей читающих. Это становится для них профилактикой против распространенных ошибок при письме - пропуски, замены, искажения и перестановки. Это группа фонетических ошибок.

Примечание: ленту памяти звуков можно выводить на экран слайдом и вести обычную работу. Хорошо иметь оба варианта: бумажный и электронный.

Использованная литература:
Г.А. Цукерман. Чтение с увлечением.

В.В. Репкин. Букварь 1 и 2 части.

 



Предварительный просмотр:

СЛОГОВАЯ  ТАБЛИЦА  К  УРОКАМ  ОБУЧЕНИЯ  ГРАМОТЕ

а

о

у

ы

и

ь

н

на

но

ну

ны

ни

нь

с

са

со

су

сы

си

сь

к

ка

ко

ку

кы

ки

т

та

то

ту

ты

ти

ть

Таблица формируется в соответствии с календарно-тематическим планом и   планом индивидуальной работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»

По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...

Коррекционные приемы работы по формированию развития навыка слогослияния у детей с ЗПР в период обучения грамоте

В данной работе представлен педагогический опыт работы учителя начальных классов коррекционной школы 7 вида по формированию у детей первичного навыка чтения, а именно коррекционные приемы работы по фо...

Формирование компонентов техники чтения у детей с ЗПР.

В  статье раскрываются причины нарушения процесса чтения, выделяются этапы (направления) формирования технической и смысловой стороны чтения, даются рекомендации по совершенствованию данного проц...

Формирование компонентов техники чтения у детей с ЗПР.

В  статье раскрываются причины нарушения процесса чтения, выделяются этапы (направления) формирования технической и смысловой стороны чтения, даются рекомендации по совершенствованию данного проц...

Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".

Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Групповая работа – одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного дня.

В наши дни групповое образование уже не новшество. Но хочется ещё раз рассказать о том, что групповая работа – это одна из продуктивных форм организации сотрудничества детей в группе продленного...