Развитие творческого потенциала младших школьников
методическая разработка по чтению на тему

Развитие творческого потенциала младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_lichnosti_v_obuchenii.docx186.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческого потенциала личности в обучении »

по теме:

« Выявление и развитие творческого потенциала на уроках литературного чтения в начальной школе »

Содержание

  1. Актуальность.

  1. Основные условия развития творческих способностей младших школьников.

  1. Значение уроков литературного чтения в развитии творческого потенциала младших школьников.

  1. Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников.

  1. Система упражнений способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

  1. Заключение.

  1. Список используемой литературы.

  1. Актуальность

 Проблема: Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?

Цель: обобщить опыт работы и систематизировать эффективные способы, способствующие выявлению и  развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения литературному чтению.

Задачи:

Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу.

Выявить уровень развития творческих способностей у учащихся младших школьников.

Составить систему упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Социальный заказ общества ориентирует отечественный образовательный процесс на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но способной решать задачи нового века на высоком уровне. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «независимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества.

Исследователи в области творчества выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала. Педагоги и психологи (A.C. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.Я. Лернер, Т.Д. Марцинковская, A.M. Матюшкин, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко и др.) подчеркивают, что сегодняшняя система образования испытывает острый дефицит в целом пласте человеческого опыта - опыта творческой деятельности.
Особого внимания требует решение данных проблем в начальной школе. В концепции начального образования В.В. Давыдова обосновано положение о том, что начальное звено - особый самостоятельный концентр в системе непрерывного образования, значение которого определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непреходящей ценностью для становления и развития личности ребенка, развития его творческого потенциала.

  1. Основные условия развития творческих способностей младших школьников

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

1. Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика начальной школы на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.

2. Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, особенно у детей младшего школьного возраста, т. к. им присуща повышенная эмоциональность. Важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие  творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.  

5. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.

6. Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.  

9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие  возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.

10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

   3.   Значение уроков литературного чтения в развитии творческого потенциала младшего школьника  

   

        Наиболее благоприятными для развития творческого потенциала ребёнка являются уроки литературного чтения.

      Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чтение включает творческий акт, а именно: субъективное, индивидуальное восприятие читаемого и осознание через него себя как личности. Как и любое творчество, чтение – эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении. Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие. Чтение требует определённых знаний, умений и навыков, для осуществления читательской деятельности, и вместе с тем развивает у читателя навык трудовой и художественной деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитательные функции, оно формирует отношение ребёнка к жизни, его нравственно этические идеалы, обогащает чувство, речь, творчество и воображение.

       Под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

4. Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников

 Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью использования различных методов исследования (средств измерения). Исследование проводится по определенным критериям. Одной из задач данного исследования стало определение критериев, показателей и средств измерения уровня развития творческих способностей младших школьников. Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, нами были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников:

 Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.

 Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.

 Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

 Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся, представленные в таблице 1.

 Таблица 1

Критерии

Показатели

Средства измерения

Когнитивный

1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним.

2.Наличие представлений о творчестве и творческих способностях.        

Тестирование

Методика "Наборщик".

Мотивационно-потребностный

1..Отношение к творческим упражнениям

2.Развитие творческих способностей

3.Стремление к самовыражению, оригинальности

Наблюдение.

Методика "Составь рассказ о несуществующем животном"

Деятельностный

1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности.

2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления.

3. Участие в коллективной творческой деятельности

Наблюдение

Метод проблемных ситуаций.

Методика "Три слова"

 В соответствии с выделенными критериями и показателями мы охарактеризовали уровни развития творческих способностей младших школьников в таблице 2.

Уровни развития творческих способностей младших школьников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный-        

        Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие.        

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие.

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь.

Мотивационно –потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.        

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя

Не может создавать и принимать необычные образы, решения; отказывается от выполнения творческих заданий

.        

Характеристика уровней творческих способностей младших школьников

 1.Высокий уровень.

 Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

 2.Средний уровень.

 Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

 3.Низкий уровень.

 Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

5. Система упражнений, способствующих развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Под системой я понимаю последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному. Во-первых, это воспитание у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь – в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Во-вторых, самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: отзывы о прочитанных книгах и просмотренных спектаклях, рисование кадров воображаемого кинофильма или диафильма по прочитанному. В-третьих, это элементы исследовательской деятельности учащихся.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;

задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим;

система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

Словесное развертывание образов произведения.

Театральная творческая деятельность.

Изобразительная творческая деятельность.

Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность основанная на вдумчивом анализе текста содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Что же нужно знать и уметь, чтобы научиться читать выразительно?

Необходимо владеть техникой выразительной речи, т.е. голосом, дыханием, дикцией.

Уметь определять для себя задачу чтения, т.е. точно понимать, какие чувства и мысли хотим передать слушателям.

Уметь применять интонационные средства выразительности в точном соответствии с задачей чтения.

Соблюдать законы жанра – произведения разного жанра читаются по-разному, нельзя использовать одни и те же средства речевой выразительности при чтении басни, юмористического рассказа и т.п.

Чтобы чтение учащихся было выразительным, нужно им помочь в выборе и использовании средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение) и средств звуковой выразительности (голос, интонация, темп, паузы, мелодика, логическое ударение).

Так, изучая тему «Скороговорки», предлагаю ученикам упражнения для развития силы голоса (читаем громко, еще громче, тише, еще тише), выбора интонации, логического ударения.

Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;

прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;

прочитай предложение с разной интонацией.

Возможно использовать в работе над словом следующие задания:

Задание «Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд, солома – телевизор, утюг – трамвай. Вопросы должны быть необычными или смешными.

Задание «Определение». Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

Задание «Парад домашних творческих достижений». Даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др. Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов.

Прием «Мозаика»

Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

Прием «Ассоциативные загадки» …

Задания и упражнения, направленные на развитие творческих способностей младших школьников.

Упражнения

Методика проведения

1.

Языковые игры.

«Лесенки» (букварный период)

Подбор слов на определенную букву. В каждом последующем слове должно быть на одну букву больше.

«Наборщик»

Составление слов из букв заданного слова, например, контрабас-бас, кон, раб, тон, рост, работа, кора, бант

«Шифровщик»

Кодирование слова, используя номер буквы в алфавите

«Бесконечное предложение»

Распространить предложение.

Облако.

Облако мечтает.

Прекрасное облако мечтает.

За окном мечтает прекрасное облако.

За окном, улыбаясь, мечтает прекрасное облако.

«Доскажи словечко»

Рисовать умеет наш

Деревянный … (карандаш)

Рифмы-опоры

Белая мебель в доме моем.

Чтоб не запачкать, в кухне живем.

Стихи - запоминалки

Яблоня пишется с буквой «О»,

Это запомнить очень легко.

«Словарные прятки»

Кто больше запомнит встретившихся в стихотворении словарных слов

Перевертыши

Читай справа – налево и слева – направо.

2.

Шарады, ребусы, кроссворды

Ап + пара + т = аппарат

Первый слог – сколько «Л» в столе,

Вторые два слога – мордашки смешные,

А вместе – самый главный город в стране (сто + лица = столица).

C:\Documents and Settings\User\My Documents\My Pictures\270.jpg   завод

Тематические кроссворды («Овощи», «Первый космонавт», «Ударение», «Спрятанные слова» и т.д.)

Кресс-кроссворды

Линейные

3.

«Азбука»

Подбор слов на определенную тему на каждую букву алфавита (Азбука цветов, растительная азбука, овощная азбука)

4.

Ассоциации

C:\Documents and Settings\User\My Documents\My Pictures\img269.jpg

Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.

  1. Иллюстрирование (графическое, словесное)
  2. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.
  3.  Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.
  4.  Пересказ текста с определенным заданием. (с изменением лица рассказчика , от лица одного из героев…)
  5.  Составление по тексту кроссвордов.
  6.  Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
  7.  Подбор загадок к словам из текста.
  8. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника.
  9.   Составление ребусов к словам из текста.
  10. Работа со словарем фразеологизмов.

Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.

  1. Придумывание продолжения произведения.
  2. Чтение с остановками.
  3. Составление диафильмов
  4. Инсценирование.
  5. Проба пера. (Сочинить загадку, сказку, рассказ, стих…)
  6. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме).
  7. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи: Волк и Красная Шапочка — про бабушку.
  8.  Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел.
  9. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.
  10.  Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.
  11.  Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.
  12.  Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)
  13.  «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»).
  14.  Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.
  15. ."Фантазии" по пословице, картине, звуку.
  16. "Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его исповеди, дневника и т. д.)
  17.  Рассказывание с изменением сюжета. (Что было бы если)…

6. Заключение.

Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:

1) Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

2) В результате анализа практического опыта педагогов - практиков, научно-методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.

3) Рассмотрение условий развития творческих способностей младших школьников позволяет нам выделить пути реализации их развития в процессе проведения уроков чтения. Первый - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся начальных классов. И второй путь через приобщение учащихся при изучении литературы к художественно - творческой деятельности.

4) Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;

б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.

Таким образом, мы раскрыли методику работы по развитию творческих способностей обучающихся в начальной школе на уроках литературного чтения. Хочется отметить, что систематическая деятельность в этом направлении приносит хорошие результаты, сказывающиеся на развитии речи младших школьников, на владении ими литературоведческими терминами, на внимании к слову и на овладевании навыками продуктивного чтения.

.

  1. Список используемой  литературы.

Ананьев Б. Г.  Развитие детей в процессеначального обучения и воспитания.

Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М., «Просвещение», 1977 г.

Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя.- М., «Просвещение», 1992 г.

Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 1991 г.

Потапова Е.Н. «Радость познания». - М., «Просвещение», 1990 г.

Брудная Е.Д. Учитель.- М., «Политиздат», 1991 г.

Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М., «Знание», 1980 г.

Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?- М., «Просвещение», 1986 г.

Начальная школа 1991, 1995, 1997, 1998 г.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982 г.

Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г.

 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., ИНТОР, 1996 г.

Истомина Н.Б. Подготовка учителя к уроку математики. «Начальная школа», №1 – 1984 г.

Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования. «Начальная школа», №4 – 1997 г.

Обучение и развитие. Под редакцией Занкова. Л.В. – М., 1975 г.

Лебедева Н.В. Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников. «Начальная школа», №12 – 1997 г.

Подласый И.П. Педагогика. – М., Просвещение, 1996 г.

Начальная школа. Еженедельное приложение к газете Первое сентября. - №1, 1997 г.

Начальное образование в России, инновация и практика. – М., Школа, 1994 г.

Начальная школа: поиск оптимального варианта. – М., 1992 г.

Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под редакцией Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. – М., 1986 г.

Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – 2-е изд. – М., Издательский центр «Академия», 1997 г.

Гальперин И.Я. Умственные действия как основа формирования мысли. Вопросы психологии. - №1, 1957 г.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., Сентябрь, 1996 г.

Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. – Оренбург. Изд. ООИУУ, 1997 г.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,ИНТОР, - 1996 г.

Философско –психологические проблемы развития образования. Под ред. Давыдова В.В. – М.,ИНТОР, - 1994 г.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 19990 г.

Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968 г.

Обучение и развитие. Под ред Занкова. Л.В. – М., 1975 г.

О подготовке детей к школе. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Начальная школа», №2 – 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала младших школьников.

Доклад на тему:Развитие творческого потенциала младших школьников....

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов развития творческого потенциала младших школьников

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ, один из методов  развития  творческого потенциала  младших школьников...

Развитие творческого потенциала младших школьников в рамках введения ФГОС.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития в рамках урочной и внеурочной деятельности....

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка

Включение регионального компонента в содержание уроков русского языка в начальных классах, развитие творчества учащихся на уроках....

Выступление на тему "Развитие творческого потенциала младших школьников"

Материал содержит презентацию выступления на семинаре по теме "Развитие творческого потенциала младших школьников"...