Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Какие вопросы задают сказки"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок разработан по произведениям Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух  лису обманул»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu_1.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Ртищево Саратовская область»

Сценарий урока литературного чтения во 2 классе

(УМК «Школа 2100»)

«Какие вопросы задают сказки?

(Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух  лису обманул»)

Н.А.Ценина, учитель начальных классов

 МОУ СОШ №5

г.Ртищево

2014г.

Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»

Тема: Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул».)

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Оборудование:  выставка авторских и народных сказок, презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

Психологический настрой.

Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

 1   3

2. Речевая зарядка. (Индивидуальная работа по карточкам).

-Работа со скороговоркой

У ежа ежата, у ужа – ужата. (Слайд 2)

ИГРА «РАДИО»

Включаем радио:                                 Выключаем радио:

а) молча, артикулируя губами;        а) громко

б) шёпотом;                                        б) вполголоса;

в) вполголоса;                                    в) шёпотом;                                        

г) громко.                                            г) молча

-Какую картину представили?

-Какой звук выговариваем? Расскажите о нём.

- Оком говорится в скороговорке? (о животных)

3.Работа с выставкой книг.  Слайд 3. – Ребята, какую работу вы предложили выполнить? (Предложения детей. Одно из них –разбить на группы).

-Какие сказки мы сейчас читаем? (Народные)

Сказки каких народов были у нас в гостях? (Татарская, литовская, американская …) – Выставляют на доске таблички.

4.Жанры сказок разнообразны. Какие сказки вам знакомы? (отвечают те, кто работал по карточкам и проводят самооценку по алгоритму). Слайд 4.

5.Последние сказки, которые мы прочитали к какому жанру относятся? О ком эти сказки? (о животных)  

Вы читали какую сказку? (Как братец Кролик  заставил братца Лиса, братца Волка, братца Медведя ловить луну).

На ваших иллюстрациях запечатлен какой момент сказки? (Слово детям).

Проверка домашнего задания.

Оформление выставки иллюстраций.

Рассказы ребят о новых приключениях находчивого братца Кролика.

(Задание было: придумайте достойную братца Кролика хитрость и устно сочините сказку с данным сюжетом).

САМООЦЕНКА  (По алгоритму)

Поиним, что в каждой сказке есть намёк…

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Слайд 6

Скажем сказке: «Приходи!»

Это присказка ребята,

Ну, а сказка – впереди!

- Сказки любят и читают дети и взрослые. Человек любой национальности любит сказки. У всех народов нашей Земли есть свои сказки.  

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

2  1  2  3  2  1    

А теперь откройте учебники стр.76, стр.78 прочитайте название сказок

Определим тему урока. Слайд 7.

Составляем план Слайд 8

  1. Познакомиться с эстонской и латышской сказкой о животных.
  2. Найти ответы на вопрос сказки.
  3. Поразмышлять о характере и поступках героев.

Цель: Прочитать сказки, сравнить её героев с героями наших русских сказок.

Какие задачи перед собой поставим?

-Будем продолжать учиться отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного,

-отстаивать свою точку зрения

-выражать своё отношение к героям.

Что мы с вами сейчас делали? Какое умение формировали?

Работа со сказками до чтения. Слайд 9

Эстонский народ проживает в государстве Эстония, столица Таллин, на западе проходят границы с нашим государством.

1. Чтение авторского текста в учебнике.

– Что объясняется в сказках, в заглавии которых есть вопрос?

– На какие вопросы ответят сказки, которые будем читать сегодня?

2. Чтение заглавий.

– Как называется эстонская сказка? Латышская сказка?

Сравните названия сказок, которые нам предстоит прочитать, с названием сказки о братце Кролике. Что объединяет все эти сказки?

(В заглавии подразумевается вопрос.)

– Какие ответы на вопросы в заглавии мы с вами получим – серьёзные, научные или сказочные, но с намёком?

– А как бы вы сейчас, до чтения сказок, ответили на эти вопросы?

3. Рассматривание иллюстраций:

а) до текста эстонской сказки.

– Как вы думаете, над чем смеются зайцы?

– Можно ли предположить, почему же у зайца губа рассечена? (Трудно.)

б) до текста латышской сказки.

– Кто герои этой сказки?

– Какой момент изображён? (Лиса и старик ругаются.)

– Как вы думаете, из-за чего у них вышла ссора? (Из-за петуха. Петух притих, лиса про него забыла. Возможно, он убежит.)

4. Чтение ключевых слов к сказкам и придумывание задания к ним (тетрадь, с. 43, задание 1).

Чтение первой сказки самостоятельно.  (Работа в паре, читают по абзацам)

Задают друг другу вопросы и оценивают свою работу.

Две недели мы следили за спортсменами на олимпиаде, болели за них. Слушали быструю и чёткую речь комментаторов. У вас на столе «Пьедестал почёта» оцените себя (На какое место вы бы себя поставили, оценив умение выразительно читать, а на каком месте будет ваш партнёр?)

Вопросы после первичного чтения:

– О чём рассказывается в сказке? (Ученики кратко передают содержание. Например: в сказке «Почему у зайца губа рассечена» рассказывается, как у зайца от хохота лопнула верхняя губа.)

Какие бы выражения и слова вы положили в сундучок?

Чтение сказки вслух.

1. Сказка «Почему у зайца губа рассечена».

Вопросы после 1-го абзаца:

– Что горького в судьбе зайца?

После 2-го абзаца:

– Найдите и подчеркните в речи старшего зайца слова, которые говорят о трусости его собратьев. Слайд (Страшно, душа в пятки уходит, всех боишься, нас и комар не испугается.)

– Что предложил этот заяц?

После 3-го абзаца:

– Почему овцы побежали неизвестно куда?

– Как описывается овечий испуг? Слайд. (Хвостики у них дрожат, копытца стучат.)

– Почему было много шума и крика вокруг?

Чтение до конца:

– Над чем смеялись зайцы? Что они подумали? (Что их боятся овцы, собаки, пастухи.)

– Почему они передумали топиться?

Вопросы и задания после чтения:

– Какими мы традиционно привыкли представлять себе зайцев? А какими показаны они в эстонской сказке? –(несчастные, горемычные, трусливые, затем решительные, весёлые, беззаботные, смелые)

А похожи ли эти зайцы на зайцев из русских сказок?

– Чему учит эта сказка? (И МЫ СИЛЬНЫ, КОГДА ВМЕСТЕ)

Физкультминутка (Слайд 10)

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём

Руки в стороны, вперёд,

На опушке зайка ждёт.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх.

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс.

Сказка ждёт давно уж нас.

А теперь, ребята, я предлагаю вам посмотреть и послушать латыщскую сказку.

2. Сказка «Как петух лису обманул». (Слайд 11)

а) Чтение сказки по ролям или инсценирование (Заранее подготовленными детьми).

б) Вопросы и задания после чтения: (или просмотра)

– Найдите и прочитайте, какой был петух. Расскажите, каким вы представляете петуха. (Словесное рисование.)

– Почему старуха прогнала петуха?

– Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? Как он поддразнивает лису? Прочитайте.

– Как вы понимаете предложение «Так разошлась лиса, что и остановиться не может»?

– Как же петух одурачил лису?

– А на кого обижается лиса?

– Какая лисья повадка нашла объяснение в этой сказке? (Как увидит лиса человека – отвернёт морду и прочь бежит.)

Работа с иллюстрациями.

– Какой момент действия отражён на иллюстрациях? (Ученики пересказывают текст выборочно.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог.

 – Чем необычны заяц и лиса в сказках, прочитанных на уроке?

– Как бы вы ответили на вопрос в заглавии каждой сказки?

Вернёмся к пословице.

– Какой намёк есть в каждой из этих сказок?

- Чему учат эти сказки?

– Как вы думаете, какой ответ даётся в сказках: научный или сказочный?

Услышим скоро мы звонок, пора заканчивать урок.

Рефлексия: (Слайд 12)

- Я понял, что…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Мне захотелось…

- У меня получилось…

Сказка – это не только (Слайд14)

произведение, которое

интересно читать – это

 ещё и хороший учитель.

Вы молодцы! Вы не только выразительно прочитали сказку , но и правильно оценили свою работу.

Покажите с каким настроением вы уходите с урока. Откройте книжку – малышку, она вам в этом поможет. (В ней фигурки трёх зайчиков).

ΙV. Домашнее задание.

Слайд 13

  1. Постарайтесь найти научный ответ на вопрос сказки «Почему у зайца губа рассечена».
  2. Выполнить задание 2, 3 в тетради на с. 43 (творческий пересказ сказки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки?"

Урок внеклассного чтения для 3класса в рамках раздела "Сказки народов мира"...

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100" Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обманул».).

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100".Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обм...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

технологическая карта урока "Какие вопросы задают сказки"

1. Ознокомление учащихся с многообразием народных сказки их тематикой, научить классифицировать сказки по темам. 2. Развитие речи учащихся (умения пересказывать и составлять сказки по заданной те...

Какие вопросы задают сказки?

Урок внеклассного чтения 3 класс 2 четверть...

Урок внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки"

Урок внеклассного чтения. Образовательная система "Школа-2100". Тема: "Какие вопросы задают сказки", (2-й класс)....