технологическая карта урока "Какие вопросы задают сказки"
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

каримова наталья аркадьевна

1. Ознокомление учащихся с многообразием народных сказки их тематикой, научить классифицировать сказки по темам. 
2. Развитие речи учащихся (умения пересказывать и составлять сказки по заданной теме).
3. Воспитание интереса к чтению, внимания, наблюдательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_2_g_klass.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока внеклассного чтения.

                                                                                   2 «Г» класс. Какие вопросы задают сказки?

Учитель:

Каримова Н.А.

Предмет:

Литературное чтение

Класс

2«Г»

Дата

06.02.2015г.

Тип урока.

Урок  повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Цель:

Создать условия для получения знаний о сказках, овладения умением давать характеристику героям сказок и вести исследовательскую работу, стимулировать учащихся к самостоятельному поиску знаний через работу с текстом.

Тема урока.

Какие вопросы задают сказки?

Вид урока

Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

Организационная форма

Урок

Используемые технологии

Игровые, ИКТ, технологии активного и разноуровневого обучения, здоровьесберегающие.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с многообразием народных сказки их тематикой, научить классифицировать сказки по темам. 
2. Развитие речи учащихся (умения пересказывать и составлять сказки по заданной теме).
3. Воспитание интереса к чтению, внимания, наблюдательности.

Результаты:

    Личностные.

1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.

2.Развивать навык выразительного чтения по ролям.

3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.

    Метапредметные.

РУУД:

  • Умение выявлять проблему;
  • Умение определять и сохранять цель;
  • Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

ПУУД:

  • Умения использовать научные методы познания.
  • Умения сравнивать, делать выводы.

КУУД:

  • Умение соблюдения  позиции «понимающего»
  • Умение работать в группах

   Предметные:

  • 1.Знание видов сказки.
  • 2. Умение определять тематику сказки.
  • 3.Знание структуры сказки.

Оборудование

  • Карточки для работы в группах.
  • Музыкальное сопровождение
  • Запись пения дрозда.
  • Выставка книг по теме.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(Л- личностные,

П- познавательные,

К- коммуникативные,

ПР- предметные )

Орг. момент.

Вхождение в урок

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок внеклассного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

Я рада видеть каждого из  вас!

И пусть прохладой  зима к нам в окна  дышит,

Нам  будет здесь уютно, ведь наш  класс

Друг  друга любит, чувствует и  слышит.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

ПР- Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной

деятельности каждого учащегося.

- Вспомните,  пословицу для уроков лит чт. Мы в книге читаем не буквы, а…… ( мысли)

-Как понимаете?

- Чтоб понять мысли , которые спрятаны в произведениях ,надо работать по чёткому плану. Посмотрите на доску : Проговорите ещё раз   ( виде знаков : Выясним, что не знаем,, сделаем предположение, о чём будет речь, исследуем произведение, нам помогает ромашка вопросов. Находим мысли. Проверим, как поняли. Оценим.).

- Какой раздел изучили?

- Какое домашнее задание выполняли?

- Где вы их нашли?

Что занимало людей, сочинявших и рассказывавших такие сказки?

Ответы уч-ся.

«Сказка мудростью богата».

Читали сказки в названиях, которых содержится вопрос

Людей занимало все необычное: внешний вид животных

"Отчего у зайца длинные уши", мансийская сказка, их повадки ("Почему кот моется после еды", литовская сказка) и т.д. Очень многие сказки задают вопросы, ответ на который представляет собой как бы моральную заповедь одного поколения другому.

Познавательные УУД: умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Постановка проблемы

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.

- Ребята, а нужны ли нам такие сказки?

- Не легче ли работать с интернетом?

Давайте решим эту проблему на нашем уроке. Познакомимся с многообразием народных сказок, их тематикой и научимся делить сказки по темам.

 Ответы учащихся.

. Мотивационный:  учащиеся участвуют в диалоге-побуждении, соблюдая нормы речевого этикета.

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества.

Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.

Открытие нового знания

Познакомимся с книгами на нашей выставке.

Классифицирование сказок, которые ученики прочитали.

Выступления учащихся.

Беседа.

- Трудно ли было найти нужную сказку?
- Как вы искали сказку в сборниках?
- Есть ли иллюстрации в книге? А к сказке?
- Заинтересовали ли вас иллюстрации? Чем?
- Кто художник книги?

- Попробуйте определить тему вопроса вашей сказки. Темы на доске:
- О внешнем виде.
- О повадках животных. - О происхождении названия.
- О человеческих качествах.
- О явлениях природы.
- Об интересной ситуации.

Обращаю внимание на авторские и народные сказки.

Те сказки, названия которых особенно заинтересовали учеников, можно прочитать вслух. Можно перед чтением спросить детей, как бы они ответили на вопрос в заглавии. В ходе чтения надо проверить свои предположения.
Пересказ сказки учителем (по выбору).
Прослушивание записи пения дрозда.

- Чем же интересны эти сказки?
- Почему разные народы задавали столько вопросов и пытались найти объяснения столь разным предметам, явлениям?

- Можно ли по сказкам определить, где живут эти народы, чем занимаются, что их волнует?

- Что еще вы узнали о народах, чьи сказки читали?
- Какое объяснение дает сказка: научное или художественное?
- Где можно найти научное объяснение?

-Высказывания детей

Работа по группам.

 

Кратко ученики рассказывают сказки, показывают иллюстрации при пересказе. Сначала рассматриваются сказки 1-й группы и так по порядку. Возможно, своим пересказом дети отвечают только на вопрос сказки.
Чтение сказок по абзацам.

Чтение сказок по ролям. 

Их интересовало то, что их окружает.

Ответы учащихся.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею)

Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Творческая работа.

1.Коллективное составление сказки.

2.Самостоятельная работа.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

3. Рассказывание своих сказок.

- Хотите ли вы стать автором сказки? Попробуем сначала коллективно составить сказку с таким заглавием:

-  "Почему у огурца пупырышки?"
Начнем работу с "конца": придумаем ответ на вопрос.

А помогут нам вопросы:

- что напоминают пупырышки? Отчего они появились? Как?
Теперь определим героев сказки. Их не должно быть много, только необходимые.
Продумаем последовательность происходящих событий: что за чем следует. Расскажем сказку вслух и послушаем, что получилось.

 А вот какая уже есть сказка с таким заглавием.

Почему у огурца пупырышки.

Огурец и кочан капусты пошли вместе купаться на реку Огурец сразу бросился в воду, а кочан капусты стал раздеваться на берегу Огурец звал его много раз, а кочан отвечал: "Сейчас иду, только сниму рубашку". Так и раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал и от холода весь покрылся пупырышками.

- А сейчас вы будете работать самостоятельно.

На карточках написаны "шаги" составления сказки.
1.Придумай ответ на вопрос.
2.Определи героев сказки.
3.Продумай последовательность событий.
4.Расскажи сказку себе шепотом. Отбрось все лишнее.
Ученики составляют сказки.
Варианты заглавий: 
Отчего у розы шипы? 
Почему у березы белый ствол? 
Почему крокодила так назвали?

Отмечаю интересные ответы на вопрос в заглавии сказки.

Ответы учащихся.

Дети рассказывают сказку.

- Учащиеся работают самостоятельно.

Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

Успешно выполненные задания.

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Где можно применить новые знания?

Дополните фразы:

  • Я узнал…
  • В ходе работы удалось научиться…
  • Порадовался тому, что…

Домашнее задание.

Найти, прочитать стихотворения со сказочным сюжетом. Одно выучить наизусть. 
Рекомендательный список книг:
Ю.Владимиров "Чудаки".
М. Бородицкая "Последний день учения".
С.Маршак "Вчера и сегодня".
А.Барто "Вам не нужна сорока?"
Г. Сапгир "Чуридило".

Высказывания учащихся.

- Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки?"

Урок внеклассного чтения для 3класса в рамках раздела "Сказки народов мира"...

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100" Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обманул».).

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100".Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обм...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Какие вопросы задают сказки"

Урок разработан по произведениям Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух  лису обманул»...

Какие вопросы задают сказки?

Урок внеклассного чтения 3 класс 2 четверть...

Урок внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки"

Урок внеклассного чтения. Образовательная система "Школа-2100". Тема: "Какие вопросы задают сказки", (2-й класс)....