Урок внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Никитенко Валентина Николаевна
Урок внеклассного чтения. Образовательная система "Школа-2100". Тема: "Какие вопросы задают сказки", (2-й класс).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения (2-й класс). Образовательная система "Школа-2100". Тема: "Какие вопросы задают сказки"

Никитенко Валентина Николаевна 

Цели:

  • воспитывать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения;
  • формировать интерес к самостоятельному чтению сказок разных народов;
  • развивать умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Оборудование:

  • слайды-презентации;
  • “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” 2001 в 2 дисках;
  • задания-инструкции для групп. 

Предварительная подготовка: детям даётся задание найти и прочитать сказки, в названиях которых есть вопрос.

Рекомендуемый список сказок: литовские народные сказки: “Как братья судились”,  “Откуда взялась Даугава”, молдавские народные сказки: “Кто ждёт, чтобы вишни падали в рот”, словенская народная сказка: “Кто сшил Видеку рубашку”; русские народные сказки: “Как барсук и куница судились”, “Как лиса шила волку шубу”, “Как мужик на диких гусях летал”; китайские народные сказки: “Почему собаки не любят кошек”, “Отчего вода в море солёная”;  и другие.

Ход

I.  Самоопределение к  деятельности. (Организационный момент).

- Повернитесь  лицом к гостям. Протяните навстречу им  руки   ладошками вверх. Пошлите гостям лучики добра, тепла, радости, ведь каждый хозяин рад, когда к нему приходят гости.

- Повернитесь друг к другу, положите руки на плечи и тихонько пожелайте друг другу, что необходимо  сейчас для работы уроке литературного чтения.

-  А теперь  повернитесь  ко мне, я желаю всем вам отличной работы, и чтобы мы показали гостям все  самое хорошее.

II. Повторение изученного.    (Читая через слово, вы узнаете что здесь написано)

   Что название  такое  откуда  сказка  волшебство.

              Произведение отрывок о  вместе вымышленных  красивых лицах  делах или  поступках событиях.

                Это  действительно отдельный  способ   жанр  для  в  рассказе  литературе.

III. Постановка учебной задачи. (слайд №4,5,6)

- Узнайте названия этих  сказок.  

Почемусолнцевосходит,когдакричитпетух?

Очёминдюкдумал?

КтосшилВидекурубашку?

ОткудавзяласьДаугава?

Чтодороже?

Чегонасветенебывает?

- Посмотрите, что есть   необычное в названиях этих сказок? ( в названиях есть вопрос)

-Читали вы такие сказки дома?

- Попробуйте определить тему сегодняшнего внеклассного чтения. (слайд №7)

(Какие вопросы задают сказки. Сказки в названиях которых есть вопрос)

- Продолжите предложения и определите задачи урока.

                  Вспомнить ………..

                       Прочитать ………..

                Заинтересовать…..

IV. Проверка самостоятельного домашнего чтения.

- Вы много прочитали разных сказок. Все было понятно?

-А вы не против, проверить насколько вы помните эти сказки?

Задание 1.  (слайд № 8,9,10)

Продолжите это высказывание-мораль.

(Кто ждёт, чтоб вишни падали в рот.) С той поры говорят: кто ждет, чтобы вишни падали в рот  …….до добра не доведет.

(Почему щука в море не живет)

Нет ничего милее ………..родного края.

(О чем индюк думал)

Будешь думать только о себе –  ………попадешь в беду.

Задание 2    (слайд № 11)

Посмотрите на рисунок. Вспомните все части бассейна реки.

( истоки, русло, правый и левый берега, притоки, устье)

-В какой    сказке описываются эти части?  (слайд № 12)

(Откуда  взялась Даугава?)

- Что такое Даугава? (Река в   Литве.)

- В какой сказке нарушается право персонажа сказки  на жизнь и неприкосновенность?

(Почему  заяц куцый? О чем  поют жаворонки? О чем индюк думал?  Почему совы не видят солнечного света?)

Задание 3.   По ключевым словам отгадайте сказку и  запишите  название. Взаимопроверка.  (Слайд № 13,14)

Волк, виноград, лиса, заяц, крестины, Початочек, Середышек, Поскребышек.  ( Почему заяц куцый?)

Барин, Питер, лапти,  барская загадка, топором подпоясываться.

(Чего на свете не бывает?)

Задание 4

 Работа в парах.  Дифференцированное задание. Самопроверка.

Выберите   любой отрывок из сказки, которую вы читали дома и  вспомните название этой сказки.

1.  И рассказал  барсук лисе, отчего ему на земле тесно. «Э-Э,- подумала лиса, - коль медведь на барсучий хвост позарился, то мой ведь во сто  раз краше». И  побежала она искать от медведя убежище. Пробегала целую ночь, нигде спрятаться не может. Наконец под утро вырыла себе нору, такую же, как у барсука, залезла в нее. Прикрылась своим пушистым хвостом и спокойно уснула.

(Почему барсук и лиса в норах живут?)

2. Все жаворонки, чуть завидев пастуха. То взлетают высоко-высоко, то падают камнем вниз и все время поют:

- У боярина под шапкой ума очень мало. Ну, а может быть, и сроду его не бывало!

( О чем поют жаворонки?)

Задание 5. Ответьте на вопросы так, как  объясняется в сказке.

 Разделение учащихся на группы. (Образуют группы с одинаковыми вопросами).

1. Почему у муравья кривые ноги?

2.Почему у зайца губа рассечена?

3.Почему солнце, восходит, когда кричит петух?

4. Что дороже всего?

Выслушать ответы по группам.

V. Обобщение

 Какие вопросы задают сказки? ( Разные)

– Вы  прочитали  немало сказок, которые задают вопрос, а хотите прочитать по этой теме  другие сказки?

–  Возьмите текст сказок и задания к ним. Следуйте инструкции  и выполняйте задания.

 VI Самостоятельная работа учащихся в группах.  (См. «Приложение)

VII  Проверка. Фронтальная работа по прочитанным сказкам. 

-Готовы к проверке  заданий?

 1 группа. (Слайд № 15)

-  Прочитайте сказку.

– Какое заглавие вы выбрали?

–Ваш  вопрос:

  • Чему учит эта сказка? (Терпеливо учиться. Быть благодарным за учёбу.)

Вторая группа.   (Слайд № 16)  

«Почему кот моется после еды?» 

–   Прочитайте сказку по ролям.

– А вы знаете, почему на самом деле кошачьи так тщательно вылизывают себя?

Над этим вопросам работали ребята 4 группы. Дадим им слово.

( Кошки – это хищники. Добывают себе пищу выслеживанием. Чтобы добыча не почувствовала их приближение, кошка подкрадывается бесшумно. У животных очень развито обоняние– нюх, поэтому коты вылизывают себя очень тщательно, чтобы добыча их не почувствовала.)

Третья группа.      (Слайд № 17)

Почему у месяца нет платья.?”

– Как вы расположили части по порядку? Прочитайте.

– Какое природное явление хотели объяснить люди, придумавшие эту сказку?

– А вы наблюдали, какая бывает разная луна? По научному- это называется фазы луны. Посмотрите  фильм о фазах луны из БЭКМ.

Четвёртая группа. (Слайд № 18)

– Ответьте на вопросы.

  • Как вы думаете,  какой  ответ в  сказках: научный или сказочный?
  • Где можно найти научное объяснение?
  • Найдите в энциклопедиях объяснение: почему на самом деле кошки так тщательно вылизывают себя.
  • Какой сказке подходит это нравоучение?

Надо в жизни быть сообразительными и находчивыми.

(Терпеливо учиться. Быть благодарным за учёбу.)

Обобщающая беседа.

- Чем  же интересны эти сказки? (ответы  детей)

-Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте.

 - Почему разные народы задавали столько вопросов и пытались найти объяснения предметам, животным, явлениям? ( Их интересовало то, что их окружает.)

VIII. Творческая работа.

1)  Литературная игра «А почему?» Вопрос каждой группе.

На вопрос нужно ответить   быстро, оригинально и остроумно.

Почему зайцы на мотоциклах не ездят?

Почему ежи колючие?

Почему у оленя  рога?

Почему кроты слепые?

IX. Дифференцированное домашнее задание (Слайд № 19)

1.Сочинить сказку выбрав, один из 3  вопросов.

– Почему у огурца пупырышки?

– Почему у розы шипы?

– Почему крокодила так назвали?

2.Устно .Придумать свою сказку, с ответом на вопрос.

3. Придумать свою сказку, с ответом на вопрос и оформить её на листе формата А4.

                        (Инструкция  по выполнению)  

 Как сочинить  сказку.

Начните сочинять сказку с «конца»:  придумайте ответ на вопрос.

Определите героев своей сказки. Их не должно быть много только необходимые.

Продумайте последовательность событий в сказке.

Расскажите сказку.

X.    Рефлексия деятельности. (Итог  урока).

- С какими сказками мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто желает поделиться своими впечатлениями об уроке.

-Что было на уроке интересно?

- Что было трудно?

-Что  понравилось?

-Что дал этот урок  для жизни?

-Как вы считаете, хорошо ли мы поработали на уроке, показали гостям самое лучшее?

– Я желаю вам оставаться подольше Почемучками, задавать себе вопросы обо всем, что вас интересует .И пытаться отвечать на эти вопросы, читая книги, наблюдая за окружающим, слушая других.

Приложение

Задание– инструкция  1 группы.

  • Прочитайте сказку вполголоса.
  • Выбери заглавие к сказке, посовещайся в группе, какое заглавие точнее.

Голубь и  Дрозд.

Как Голубь учился гнездо вить.

Смекалистый Голубь.

  • Прочитайте сказку всему классу.
  • Задайте вопрос всем ребятам  «Чему учит  эта сказка?»

                        Литовская сказка

Не умел голубь гнездо вить и пошел к Дрозду поучиться. Дрозд в этом деле был большой мастер. Когда прилетел Голубь, Дрозд только что начал вить свое красивое гнездо. Сначала голубь следил очень внимательно за работой Дрозда, но, когда основание гнезда было готово, и начали понемногу подниматься края, Голубю стало скучно. Он решил , что учиться ему уже нечему, и начал кричать:

-Умею! Умею! Умею!

         Взмахнул крыльями  и улетел. И даже спасибо не сказал.

  На другой день Голубь сам принялся вить гнездо. Донышко гнезда свил, а как дальше делать, и не знает.

Тогда Голубь снова полетел к Дрозду и стал упрашивать, чтобы Дрозд еще раз показал, как надо строить гнездо. Но Дрозд ответил:

-Ты же хвалился, что умеешь строить, вот и сумей без меня довести работу до конца.

        Так гнездо у Голубя до сих пор и стоит недостроенное. Однако Голубь нет- нет да и похвастается:

-Умею! Умею!

А на самом-то деле и не умеет!

Задание– инструкция  2 группы.

  • Прочитайте сказку вполголоса.
  • Подготовьтесь прочитать сказку выразительно всему классу по ролям.

        Для этого выберите, кто будет читать за автора, кота, воробья.

  • Потренируйся в выразительном чтении.
  •  Прочитайте сказку по ролям  всему классу.

                        ПОЧЕМУ КОТ МОЕТСЯ ПОСЛЕ ЕДЫ
                                       (литовская сказка)

        Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зерна. Прыгает воробей по траве. Зернышко за зернышком подбирает, а хозяйский кот на него из-за угла посматривает. Cмотрел кот, смотрел да как прыгнет на воробья! Схватил его за крыло и говорит:
-Неплохо я сейчас позавтракаю!
-Что вы, что вы, пан кот! -.Неужели вы собираетесь меня съесть?- зачирикал воробей.

-А что мне, любоваться тобой, что ли?- фыркнул кот и приготовился свернуть воробью голову.
         -Да постыдитесь же, пан кот!- опять зачирикал воробей.-

- Ведь вы забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала моются, а потом завтракают?
-И то правда!- сказал кот и поднял лапу, чтобы хорошенько потереть себе мордочку.
 А воробей, недолго думая, прыг в сторону! Взмахнул крыльями и улетел.

  Очень рассердился кот.
-Ну нет. Теперь меня не обманешь!- сказал он.- Пусть люди делают, как знают, а я сначала буду завтракать, потом умываться.
                С тех пор все коты на свете моются после еды.

Задание– инструкция  3 группы.

  • Прочитайте сказку вполголоса.
  • Что же здесь не так? Составьте  рассказ правильно. Расположите части так, чтобы получился связный рассказ. Установите, что было сначала, далее, в конце рассказа.
  • Расставь порядковые номера. Посовещайся в группе.
  • Прочитайте, какая получилась сказка.
  •  Решите, кто какой абзац будет читать.
  • Прочитайте сказку  выразительно всему классу.

        ПОЧЕМУ У МЕСЯЦА НЕТ ПЛАТЬЯ (сербская сказка)

       В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц - не месяц, а луна, да вдвое шире. Чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл.


     В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье и узко и коротко. - Видно, я ошибся,- говорит портной. И снова сел за работу.


                 Так и остался месяц без платья.    

     Снова  назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало. –Видно, и теперь я ошибся,- сказал портной. И снова стал кроить и шить.
    Решил себе месяц сшить платье. Снял с него портной мерку и сел за работу.

Задание– инструкция  4 группы.

  • Послушайте внимательно сказки 1, 2. 3 группы
  • Как вы думаете,  какой  ответ в  сказках: научный или сказочный?
  • Где можно найти научное объяснение?
  • Найдите в энциклопедиях объяснение: почему на самом деле кошки так тщательно вылизывают себя.
  • К каким сказкам подходит это нравоучение:

Надо в жизни быть сообразительными и находчивыми.

Терпеливо учиться. Быть благодарным за учёбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения "Какие вопросы задают сказки?"

Урок внеклассного чтения для 3класса в рамках раздела "Сказки народов мира"...

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100" Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обманул».).

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100".Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обм...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "Какие вопросы задают сказки"

Урок разработан по произведениям Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух  лису обманул»...

технологическая карта урока "Какие вопросы задают сказки"

1. Ознокомление учащихся с многообразием народных сказки их тематикой, научить классифицировать сказки по темам. 2. Развитие речи учащихся (умения пересказывать и составлять сказки по заданной те...

Какие вопросы задают сказки?

Урок внеклассного чтения 3 класс 2 четверть...