Урок литературного чтения в 4 классе
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Кучиева Илита Владимировна

Урок  литературного чтения  в  4 б  классе.

Тема урока:   Н. А.Некрасов « Дедушка  Мазай и зайцы».

Цели и задачи  урока:

1.    Познакомить учащихся с новым произведением, учить детей анализировать содержание  прочитанного, выразительности чтения.

2.    Развивать  умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарный запас учащихся.

3.    Создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit._chteniya_v_4_b.doc29 КБ
Файл ded_mazay_i_zaytsy.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения  в  4 б  классе.

Тема урока:   Н. А.Некрасов « Дедушка  Мазай и зайцы».

Цели и задачи  урока:

  1. Познакомить учащихся с новым произведением, учить детей анализировать содержание  прочитанного, выразительности чтения.
  2. Развивать  умение слушать художественное слово, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, обогащать словарный запас учащихся.
  3. Создавать условия для формирования познавательного интереса к чтению, бережного отношения к природе, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

                                 

Ход   урока

I. Орг. момент.

II. Беседа.

Во все времена поэты, художники, музыканты выражали свои чувства восхищения перед весенней красотой, создавая  прекрасные произведения.

Звучит музыка П. И. Чайковского  «Март».

III. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихов о весне.  Стихи  А.Майкова, Ф.Тютчева и др.

IV. Речевая  разминка.   Слайд 1.

Прочитайте стихотворения  Е.Евтушенко. Читаем все вместе, медленно.

            Берегите эти воды, эти земли,

           Даже малую былиночку любя.

            Берегите всех зверят внутри природы,

           Убивайте лишь зверей внутри себя.

     - Как вы понимаете эти строки?  Ответы детей.

     - О каких зверят говорит  автор? (это человеческие пороки: жадность, злость, зависть и т д.

     - К чему призывает автор?

  Наш девиз. Слайд 2 (Автор призывает  нас  беречь природу, все то, что нас окружает).

Читаем хором.

V. Сообщение темы урока.  Чтение авторского текста. Беседа с учащимися.          Слайд 3.

- Знакомо ли вам имя Н. А. Некрасова? Беседа об авторе.

- Читали ли вы  стихотворение  «Дед Мазай и зайцы?» Слайд 4.

- Как вы думаете, по иллюстрации, о чем будет стихотворение?

(На доске иллюстрации о весне, детские рисунки).

VI. Словарная работа:  верста, аршин, сажень, багор, зипун.

VII. Чтение стихотворения, начинает учитель, продол жают дети.

Давайте сосчитаем, сколько же км мог преодолеть дед Мазай до Костромы  через лес?  (Около 42 км)

VIII. Анализ стихотворения.  Выборочное чтение.

- С какой картины начинается стихотворение? (Описание летнего дождя).

- Чем замечательна деревня  Мазая?

- Как он говорит про деревенских охотников?

- Что наболело в душе деда Мазая? С чего начинает разговор?

- Какую находку было жаль бросать?

- Как он их спасал?

IX. Цитатная характеристика  Мазая.  Тетрадь, задание -2.

X. Физминутка. П.И. Чайковский  «Апрель».

XI. Чтение выразительное.   Слайды. Текст с иллюстрациями.

XII. Итог урока.

Краткая характеристика Мазая (добрый старый охотник, любит природу, трепетно относится ко всему живому).

- Как вы думаете, что хотел сказать автор русским детям, вам?

(Берегите природу, все что вас окружает)

- Перед вами карточки, напишите, что вам понравилось на уроке, выполните задание.

Дом.задание. Выучить отрывок наизусть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения

Слайд 2

Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко

Слайд 3

Давайте жить так, чтобы земля в округ нас оставалась щедрой и п рекрасной, чтобы журчали на ней ч истые ручьи, цвели цветы, пели п тицы.

Слайд 4

Николай Алексеевич НЕКРАСОВ

Слайд 5

«Дед Мазай и зайцы»

Слайд 6

Дети, я вам расскажу про Мазая. Каждое лето домой приезжая, Я по неделе гощу у него. Нравится мне деревенька его:

Слайд 7

Летом ее убирая красиво, Исстари хмель в ней родится красиво,

Слайд 8

Вся она тонет в зеленых садах; Домики в ней на высоких столбах

Слайд 9

(Всю эту местность вода поднимает, Так что деревня весною всплывает, Словно Венеция)

Слайд 10

Старый Мазай разболтался в сарае: «В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями её не ловили, Кабы силками её не давили;

Слайд 11

Зайцы вот тоже, - их жалко до слёз! Только весенние волны нахлынут, И без того они сотнями гибнут, -

Слайд 12

Нет! Ещё мало! Бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть?..

Слайд 13

Я раз за дровами В лодке поехал – их много с реки К нам в половодье весной нагоняет – Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Слайд 14

Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам;

Слайд 15

Уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.

Слайд 16

Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Слайд 17

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Слайд 18

Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой.

Слайд 19

То-то, - сказал я: - не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики , деда Мазая!»

Слайд 20

Этак гуторя, плывём в тишине. Столбик не столбик, зайчишко на пне Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Слайд 21

Взял и его – тягота не велика!

Слайд 22

Только что начал работать веслом, Глядь, у куста копошится зайчиха – Еле жива, а толста, как купчиха!

Слайд 23

Я её, дуру, накрыл зипуном – Сильно дрожала…Не рано уж было,

Слайд 24

Мимо бревно суковатое плыло, Сидя, и стоя, и лёжа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нём. «Взял бы я вас – да потопите лодку!»

Слайд 25

Жаль их, однако, да жаль и находку – Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок…

Слайд 26

Было потехи у баб, ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: «Глянь-ко: что делает старый Мазай!» Ладно! Любуйся, а нам не мешай!

Слайд 27

Мы за деревней в реке очутились. Тут мои зайчики точно сбесились: Смотрят, на задние лапки встают, Лодку качают, грести не дают:

Слайд 28

Берег завидели плуты косые, Озимь, и рощу, и кусты густые!..

Слайд 29

К берегу плотно бревно я пригнал, Лодку причалил – и: «С богом!» - сказал…

Слайд 30

Мигом команда моя разбежалась,

Слайд 31

Только на лодке две пары осталось – Сильно измокли, ослабли;

Слайд 32

В мешок Я их поклал – и домой приволок;

Слайд 33

За ночь больные мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись;

Слайд 34

Вынес я их на лужок: из мешка Вытряхнул, ухнул -

Слайд 35

и дали стречка!

Слайд 36

Я проводил их всё тем же советом: «Не попадайтесь зимой!» Я их не бью ни весною, ни летом: Шкура плохая – линяет косой…»

Слайд 38

Творческая работа. Составление характеристики Мазая. План: 1. Кто такой Мазай? 2. Его отношение ко всему живому. (Какие слова говорят об этом?) 3. Черты его характера, речь. 4. Отношение автора и односельчан к Мазаю.

Слайд 39

Игра-тест. Впятеро больше бы дичи велось, Кабы мешками ее не ловили... (сетями) Только осенние воды нахлынут... (весенние ) Сами ни с места: я взял одного, прочим скомандовал: плывите за нами... ( прыгайте сами ) Только уселась команда босая, весь островок пропал под водой... (косая ) Глядь, у куста копошится лосиха... (зайчиха )

Слайд 40

Игра-тест. мои зайчики точно сбесились, Смотрят, на задние лапы встают, Дружно кричат, грести не дают... ( лодку качают ) За ночь соседи мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись... ( больные )

Слайд 41

К природе надо относиться бережно, надо ее любить Что сегодня сбережешь, завтра пригодится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...