Открытый урок литературного чтения во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Фатина Людмила Фёдоровна

 

Тема: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится».

Формируемые универсальные учебные действия:

Развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;

развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- понимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Познавательные ууд:

- Обобщать, делать выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- владеть диалогической формой речи

- ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь уроков литературного чтения и музыки.

- показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу слова;

- способствовать развитию у учащихся образы в литературе.

 

Характеристика деятельности учащихся.

Познакомиться с произведением классической литературы о весне;

Учиться выразительно читать стихи;

Видеть красоту весенней природы вокруг в стихах.

Воспитывать любовь к природе;

Активизировать чувственное восприятие художественного слова;

Способствовать образному восприятию стихотворения;

Раскрыть авторское отношение к природе;

Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыка формулирования выводов, умения анализировать;

Воспитывать чувство прекрасного;

Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

Учебные материалы: выставка книг со стихами Ф. И. Тютчева, портрет писателя, Толковый словарь В. Даля, плакат «Весна».

 

Используемые ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор; экран, аудиозапись из цикла музыки П. И. Чайковского «Времена года. Весна».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f._i._tyutchev_zima_nedarom_zlitsya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа».

Подготовила и провела

на районном этапе конкурса

 «Учитель года - 2014»

учитель начальных классов

Фатина Л. Ф.

Март

2013/2014 учебный год.

Тема: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится».

Формируемые универсальные учебные действия:

Развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;

развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- понимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Познавательные ууд:

- Обобщать, делать выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- владеть диалогической формой речи

- ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь уроков литературного чтения и музыки.

- показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу слова;

- способствовать развитию у учащихся образы в литературе.

Характеристика деятельности учащихся.

Познакомиться с произведением классической литературы о весне;

Учиться выразительно читать стихи;

Видеть красоту весенней природы вокруг в стихах.

Воспитывать любовь к природе;

Активизировать чувственное восприятие художественного слова;

Способствовать образному восприятию стихотворения;

Раскрыть авторское отношение к природе;

Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыка формулирования выводов, умения анализировать;

Воспитывать чувство прекрасного;

Оценивать свои достижения и достижения товарищей.

Учебные материалы: выставка книг со стихами Ф. И. Тютчева, портрет писателя, Толковый словарь В. Даля, плакат «Весна».

Используемые ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор; экран, аудиозапись из цикла музыки П. И. Чайковского «Времена года. Весна».

Ход урока

Организационная часть

  1. Приветствие

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Актуализация знаний

  1. Отгадывание загадки.

Пришла, улыбнулась -  затихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады.

- Когда такое бывает?

(весной)

2. Беседа

- О чём пойдёт речь на уроке?

(о весне)

- Правильно. О весне. Эмблемой нашего урока будет солнышко.

- Что делает солнышко весной?

(греет, светит, улыбается)

- У вас на партах лежат жёлтые кружочки.

За правильный ответ вы рисуете лучик на своём кружочке.

А в конце урока я посмотрю на ваши солнышки и поставлю отметки.

- А сейчас мы отправляемся во владения весны. Понаблюдайте, по каким признакам мы отличаем весну от другого времени года?

3. Слушание музыки П. И. Чайковского «Весна», просмотр слайдов.

4. Викторина «Приметы весны».

- У вас на столах лежат карточки. Внимательно прочитайте, что на них написано.

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать записями из карточек. Но будете читать ту запись, которая будет являться ответом на мой вопрос.

- Какие изменения происходят в жизни неживой природы с наступлением весны?

1. Зимние дни миновали.

    Ночи короткие стали.

  1. Уж тает снег, бегут ручьи,

На дорогах лужи.

  1. Людины звонкие разбились
  2. И поплыли по реке.

  - А какие растения расцветают весной самыми первыми?

       5. В лесу, где берёзки столпились гурьбой.

           Подснежника глянул глазок голубой.

  1. Огонёчки жёлтые

Из сухой травы.

Это мать-и-мачехи

Жёлтые цветы.

  1. Разбрелись в лесу сестрицы,

Синеглазки-медуницы.

            (Показ слайдов с цветами-первоцветами.)

- Какие изменения происходят в жизни деревьев весной?

  1. Серёжки распустились на осине и ольхе?

  1. Уж верба вся пушистая  раскинулась кругом.

  1. Она весну встречает,

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка

А платьице в полоску

Узнаешь ты берёзку.

(Показ слайдов с деревьями)

- Какие птицы прилетают весной?

  1. Грачей пролётные стада

      Кричат и весело и важно.

  1. Полюбуйся весна  наступает.

Журавли караваном летят.

  1. И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

  1. Снег лежит, ещё не тает.

Солнце сильно пригревает.

Слышен птичий шум и гам.

То скворцы явились к нам.

Беседа о пеликанах.

- Как называется эта птица?

- Где обитает эта птица?

- Прилетают ли они к нам?

- Чем питаются пеликаны?

- Каковы особенности этой птицы?

        - Какие изменения происходят в жизни зверей.

           14. Скоро выйдут муравьи

                После зимней стужи.

  1. Зайка по лесу ходил,

     шубку белую сменил

     На красивый  серый мех,

    Чтобы прятаться от всех.

  1. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь,

Этот зверь, лесной медведь.

16.Белку узнаем мы с тобой

     По двум таким приметам.

Он в шубе рыженькой зимой

И в серой шубке летом.

Обобщение: Что нового вы узнали о весенних изменениях в природе?

- Откуда вы всё это узнали?

- Чем стихи отличаются от рассказов, сказок?

(рифмой, ритмом, образными выражениями) Слайд №1.

Работа над темой урока.

  1. Вступительная беседа.

      Из стихов мы узнаём очень многое: и приметы природы, и настроения и чувства людей..

А чтобы убедиться в этом, мы познакомимся со стихотворением поэта, имя которого мы узнаем, прочитав и соединив слоги одинакового цвета.

2. Знакомство с жизнью и творчеством Ф. И. Тютчева.

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в г. Овстуге Орловской губернии. С детства он был очень одарённым мальчиком. Поэтому начальное образование он получил дома. Он очень хорошо знал французский язык и разговаривал по-французски. В 14 лет он написал первое стихотворение. А в 15 лет он уже студент московского университета. Его стихи долго не печатали. Однажды его тетрадь попала в руки А. С. Пушкину. Он разрешил печататься ему в его журнале «современник». Тютчев не писал специально для детей. Но его стихи о природе с удовольствием читают дети.

А сейчас внимательно послушайте его стихотворение «Зима недаром злится».

3. Первичное восприятие стихотворения «Зима недаром злится».

А) Чтение учителем наизусть.

4. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

5. Физкультминутка.

- Сейчас отгадайте загадку.

Снег растаял и с полей

Бежит проворливый ручей.

- А вы любите танцевать?

-  Сейчас мы с вами станцуем танец «Ручеёк».

Под музыку наш ручеёк будет бежать.

6. Словарная работа.

Фёдор Иванович Тютчев жил очень давно. В то время люди в речи употребляли такие слова, котрые мы сейчас не слышим совсем или слышим очень редко.

             Хоровое чтение по рядам.

             Объяснение значения непонятных слов.

             7. Знакомство  с художественными приёмами в поэзии.

              А) беседа

             - Какими словами автор называет зиму?

               (ведьма злая)

            - Какими словами автор называет весну?

               (прекрасное дитя)

- Какое настроение у зимы?

(ворчит, хлопочет)

- Какое настроение у весны?

(хохочет, шумит)

- Зима и весна похожи по характеру, настроению, внешнему виду?

 (Они совсем разные).

Такой  поэтический приём в литературе называется противопоставлением.

- В образе кого вы представляете зиму?

- В образе кого вы представляете весну?

- Поэт пишет  о предметах неживой природы как о живых существах.

Такой поэтический  приём в литературе называется олицетворением.

8. Самостоятельная работа по вариантам.

     Выборочное чтение.

- Мы сейчас разделимся по вариантам.

Учащиеся 1 варианта находят и подчёркивают слова, обозначающие действия зимы.

Учащиеся 2 варианта находят и подчёркивают слова, обозначающие действия весны.

Двое учащихся работают у доски по карточкам определяют действия зимы и весны.

9. Взаимопроверка.

- А сейчас сравните свою работу с работой товарища у доски.

(Учащиеся, работающие за партами проверяют работу у доски.)

10. Выразительное чтение стихотворения.

      А) Подготовительная работа.

- В стихотворении автор рад приходу весны?

- А ещё кто рад приходу весны?

- А вы сами рады, что наступает весна?

- А что главное при чтении стихов?

(выразительное чтение)

- Вы сейчас подготовьтесь читать так, чтобы передать и чувства автора и чувства природы и свои чувства.

Б) Выразительное чтение стихотворения.

- Сейчас послушайте друг друга очень внимательно и оцените.

В) Оценка учащихся.

- Понравилось ли вам чтение?...

- Почему? …

- Передал ли он свои чувства?

Рефлексия.

     - А сейчас мы нарисуем весеннюю картинку.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что бы вы себя похвалили?

- Что тебе показалось непонятным?

- Сейчас нарисуйте своё солнышко.

- Если урок вам понравился, то вы рисуете улыбающееся солнышко.

Если не очень, то рисуете солнышко без улыбки.

- Если урок совсем не понравился, то рисуете грустное солнышко.

Итог урока.

Как называется стихотворение, с которым вы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

- О каких признаках весны в нём говорится?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

Открытый урок литературного чтения 2й класс

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

открытый урок Литературное чтение 1 класс

СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....