ПРОГРАММА «Читающие дети»
методическая разработка по чтению на тему

Главная трудность, с которой сталкивается любой современный учитель,- нежелание детей читать книги. Телевизор, компьютер отучил их от чтения. А в семье,  забыты традиции домашнего чтения. Столкнувшись с этой проблемой, обсудив его на родительском собрании нашего класса, решили вести целенаправленную систематическую работу, чтобы увлечь наших детей в прекрасный мир чтения. Лишь творческий подход к этой проблеме может увлечь детей к стремлению читать книги. Таким образом, была разработана программа      « Читающие дети»  для детей начальных классов ( с 1-4 классы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_chitayushchie_deti.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  «Читающие дети»

за 2005-2009 у.г.

Автор работы: учитель начальных классов МОУ СОШ №17 г.Якутска

 Петрова Галина Михайловна.

          Главная трудность, с которой сталкивается любой современный учитель,- нежелание детей читать книги. Телевизор, компьютер отучил их от чтения. А в семье,  забыты традиции домашнего чтения. Столкнувшись с этой проблемой, обсудив его на родительском собрании нашего класса, решили вести целенаправленную систематическую работу, чтобы увлечь наших детей в прекрасный мир чтения. Лишь творческий подход к этой проблеме может увлечь детей к стремлению читать книги. Таким образом, была разработана программа      « Читающие дети»  для детей начальных классов ( с 1-4 классы).

Педагогическая гипотеза: Содействуя возрождению традиций семейного воспитания можно добиться повышения культуры чтения.  Внедрению их в педагогическую практику, тем самым помочь эффективному развитию   педагогической культуры родителей и культуры чтения детей.

Актуальность: Речь и мышление неразрывно связаны между собой. Только при развитии связной речи развивается логическое мышление у ребенка. При овладении навыками работы с информацией, дополнительной литературой формируется творческая самостоятельность учащихся.

Цели:

     Через формирование интереса  к чтению,  развивать связную речь учащихся. Развить познавательные способности детей, путём расширения кругозора ребенка.

Задачи:

  1. Способствовать повышению интереса учащихся к детской литературе
  2. Привить навыки поисково-исследовательской деятельности
  3.  Разработать теоретические проблемы чтения детей.
  4. Сформировать умение связно рассказывать, использовать в речи художественно-выразительные средства языка.
  5.  Научить интересно и лаконично излагать свою мысль, развивать ораторские способности.

1

Методы исследования: 

1. Анализ  научной и педагогической литературы.
2. Наблюдение. Анкетирование.

3. Изучение лучших семейных традиций.
4. Анализ и изучение прочитанных книг.

Механизм реализации:

1. Организация творческой работы учащихся

2. Организация интеллектуально познавательных игр и конкурсов.

3. Организация детской исследовательской работы.

Организация работ по виду деятельности:

1.Индивидуальная

2.Парная

3.Групповая

4.Коллективная

1. Организация творческих работ учащихся.

По уровню оформления:

        1. Айар тэтэрээт (творческая тетрадь). Начиная с первого класса            с начала с помощью родителей,  затем  сами ведут творческий  дневник. К концу года у каждого ребенка получается книжка “Санаам тиhиликтэрэ”. В четвертом классе дети уже пишут сочинения на двух языках.

        2.Книжка-малютка

          3.Книжка-раскладушка

4.Выпуск  газеты «Yнyгэс», где печатаются лучшие работы учащихся. За эти годы выпустили  12 номеров газеты.

(приложение)
5.Стенгазета. Каждую неделю по группам выпускают стенгазету по разным темам на двух языках. Все ученики по очереди являются редакторами этой газеты.

6.Презентации творчества детских писателей.

1 класс- творчество А.Л.Барто,Н.Е.Мординова-Амма-Аччыгыйа

2 класс- творчество К.И.Чуковского,Д.К.Сивцева -Суорун Омоллооно

3 класс- творчество С.Я.Маршака,П.Н.Тобуруокава

4 класс- творчество Б.Н.Заходера, а также творчество  классиков якутской литературы.

Результаты:

2005-2006г. На республиканском конкурсе сочинений, посвященной 100-летию Н.Е.Мординова- Амма Аччыгыйа Горохова Айыына, Кугданов Дьулус, Охлопков Айысен отмечены сертификатами.

        2006-2007г. На республиканском конкурсе сочинений, посвященное 100-летию Д.К.Сивцева- Суорун Оммолооно приняли участие 8 учеников, работы Заболоцкой Луизы, Федотовой Кюннэй опубликованы в научно-практическом журнале для учителей начальных классов» Бастакы урдэл».

         2006-2007г. На окружном смотре сказок, посвященного юбилею К.И.Чуковского коллектив 2»в» класса занял 2 место с произведением «Тараканище» .

          2006-2007г. На городском конкурсе семейных команд « Пусть всегда будет книга семья Семеновых отмечены грамотой.

    2007-2008г. На окружном конкурсе чтецов, посвященного юбилею С.Я.Маршака, Павлов Уйусхан отмечен грамотой:

   2007-2008г. В школьном конкурсе «Волшебный мир книг»
(Книжки-малютки) 3 «в» класс занял - 1 место
Грамотами награждены:Горохова Айыына, Заболоцкая Луиза, Егорова Таня, Сорова Сайаана,Кугданов Дьулус

        2007-2008г. на городском конкурсе сочинений «Моя семья», центра для детей и юношества национальной библиотеки РС(Я) Атласов Эрчим занял – 1 место. Работы Гороховой Айыыны, Охлопкова Айсена, Кугданова Дьулус, Семенова Айысена отмечены призами.

      2007-2008г. на Республиканском конкурсе сочинений “ О.как прекрасна слово “Мама!” 12 учащихся получили сертификаты.

        2008-2009г. На Республиканском конкурсе творческих коллективов по

произведениям М.П.Эверстовой-Обутовой 4 “в” класс занял 1 место.

 Такая форма работы способствует повышению  качества  творческих работ, но и в появлении у обучающихся потребности публиковать свои работы в городских и республиканских газетах: 

  • Заболоцкая Луиза – «Собулуур суруйааччым - Суорун Омоллоон» в республиканском журнале для учителей начальных классов «Первая ступенька» 2007 г.
  • Федотова Куннэй - «Собулуур суруйааччым - Суорун Омоллоон» в республиканском журнале для учителей начальных классов «Первая ступенька» 2007 г.
  • В сборнике докладов научных работ по экологии учащихся СОШ№17 г.Якутска

        «Знай, люби и изучай родной край» опубликованы доклады учащихся Заморщикова  

         Андрея и Захарова Гоши.2008г.

Ученик, успешно справившийся с творческой деятельностью получает очень многое. Он делает шаг вперед, поднимается на высокую ступеньку саморазвития, расширяет круг своего знания. Появляется потребность чем-то заняться, узнать что-то новое, неизведанное ранее. Такое состояние помогает осознать себя, ощутить себя творческой личностью.

2. Конкурсы и викторины

1. Читающая семья

1 классе- по произведения Н.Е.Мординова Амма-Аччыгыйа

2 класс- по произведениям К.И.Чуковского

3 класс- по программным произведения за 3 класс

4 класс-по произведениям зарубежных авторов и якутских классиков

   Родитель – профессия педагогическая. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми.

  Результатом целенаправленной, системной работы приобщения детей к чтению стало проведение коллективного творческого конкурса « Лучшая читающая семья», в результате которого семья Семеновых достойно выступили на городском конкурс              « Читающая семья», где были отмечены грамотой.

2.  Викторины по прочитанным  произведениям

3.  Викторина  «Самый, самый…» по теме:

1 класс- «Растения нашего края»

2 класс- «Животные нашего края», «Птицы нашего края» (приложение)

3 класс- « Наша республика»

4 класс- « Мир вокруг нас»

    С начало 2-3 месяца ведется подготовительная работа. Дети читают, записывают интересные факты. Так у каждого ребенка появляется своя интересная книжка.  А также начиная со второго класса  дети  проводят классные часы на разные темы.

Количество призовых мест в олимпиадах

год

предмет

класс

школа

город

2006-07

Математика

2

4

-

2007-08

Математика

3

8

1

2008-09

Математика

4

4

-

2006-07

Русский язык

3

6

-

2006-07

Русский язык

4

6

-

3. Детская исследовательская работа

Детская исследовательская работа состоит:

  •  1 этап подготовительный: выбор темы исследовательской работы, знакомство с требованиями к исследовательской работе. 
  • 2 этап основной: подбор материала, наблюдение, исследование, оформление работы, обсуждение работы, советы, предложения, корректировка недочетов.
  • 3 этап заключительный: представление работы перед аудиторией.

 Ученики начиная уже с первого класса занимаются исследовательской работой. Учатся работать с необходимой литературой. Занимают призовые места в школьных НПК « Шаг в будущее» и « Кулаковские чтения».

Результаты:

Год

Класс

Ф.И.ученика

Школьная НПК «Шаг в будущее»

Результат

2003г.

1 класс

Заморщиков Андрей

Исследовательская работа «Выращивание герани».

1 место

2003г.

1 класс

Семенов Эрчим

Исследовательская работа «Влияние компьютера в моей жизни»

1 место

2004г.

2 класс

Алексеев Максим

Исследовательская работа «Влияние компьютера в моей жизни»

1 место

2004г.

2 класс

Попов Дьулусхан

Исследовательская работа «Динозавры».

2 место

2004г.

2 класс

Олесов Айдын

Исследовательская работа «Сир-дойду ааттаах сурахтаах».

3 место

2005г.

3 класс

Заморщиков Андрей

Исследовательская работа «Выращивание герани».

1 место

2005г.

3 класс

Семенов Эрчим

Исследовательская работа «Компьютер- как средство ителлектуального развития»

1 место

2005г.

3 класс

Попов Дьулусхан

Исследовательская работа «Якутская лошадь»

2 место

2005г.

3 класс

Федоров Аполлон

Исследовательская работа «Изучение санитарно-гигиенического состояния кабинета и здоровья учеников 3 «г» класса».

3 место

2006г.

1 класс

Николаева Настя

Семенов Айысен

Исследовательская работа «Выращивание соли».

1 место

2007г.

2 класс

Кугданов Дьулус

Исследовательская работа «Посуда наших предков».

1 место

2007г.

2 класс

Олесова Настя

Исследовательская работа «Хатын масс».

1 место

2007г.

2 класс

Павлов Уйусхан

Исследовательская работа « Айан суола дьиэ кэргэн экономикатыгар суолтата»

1 место

2007г.

2 класс

Алексеева Урйдаана

Исследовательская работа «Черепаханы иитии, кэтээн кору».

2 место

2007г.

2 класс

Атласов Эрчим

Исследовательская работа «Сахалыы ааттар».

2 место

2007г.

2 класс

Хамаров Айаал

Исследовательская работа «Выращивание огурцов на балконе»

2 место

2007г.

2 класс

Федотова Куннэй

Исследовательская работа «Куннэй диэн аатым ула эргийэн».

2 место

2007г.

2 класс

Егорова Таня

Исследовательская работа «П.Н.Тобуруокап оло5о,айар улэтэ»

3 место

2007г.

2 класс

Захаров Гоша

Исследовательская работа «Уунээйини кэтээн коруу».

3 место

2007г.

2 класс

Николаева Настя,

Семенов Айысен

Исследовательская работа «Изучение истории климата и геологического прошлого Западной Якутии».

3 место

2007г.

2 класс

Охлопков Айсен

Исследовательская работа «Сахалыы кээмэйдэр».

3 место

2008г.

3 класс

Кугданов Дьулус

Исследовательская работа «Сравнение и изучение трех типов домов».

2 место

2008г.

3 класс

Захаров Гоша

Исследовательская работа «Что мы едим».

Сертификат

2008г.

3 класс

Сорова Сайаана

Исследовательская работа «Модель ученик СОШ№17».

Сертификат

2008г.

3 класс

Прокопьев Тимур

Исследовательская работа «Саха аhылыга киhи доруобуйатыгар туhата».

1 место

2008г.

3 класс

Егорова Таня

Исследовательская работа «Киэн туттар аймахтарым».

2 место

5

6

Год

Класс

Ф.И.ученика

Школьная НПК «Кулаковские чтения»

Результат

2006г.

1 класс

Семенов Айысен,

Николаева Настя

Исследовательская работа «Выращивание соли».

1 место

2007г.

2 класс

Семенов Айысен

Исследовательская работа «Цеолит»

1 место

2007г.

2 класс

Захаров Гоша

Исследовательская работа «Выращивание растений из головок».

4 место

2007г.

2 класс

Амвросьев Алеша

Исследовательская работа «Выращивание экзотических растений в домашних условиях»

сертификат

2008г.

3 класс

Охлопков Айсен

Исследовательская работа

«Вторичное использование бытовых отходов»

сертификат

2008г.

3 класс

Андреева Ира

Исследовательская работа «Особенности ухода за декоративными кроликами».

Сертификат

2008г.

3 класс

Николаева Настя

Исследовательская работа «Проект школьного двора».

2 место

     Увеличение интереса к исследовательской работе проявляется не только в повышении качества творческих работ, но и в появлении у учащихся потребности участвовать со своими работами в городских и республиканских конкурсах.

Год

Класс

Ученик

Научно-практические конференции

Результат

2004

 2

Алексеев

Максим

Исследовательская работа                         « Выращивание пшеницы» на городском НПК «Шаг в будущее» в секции

Город

Диплом

2004

2

Заморщиков

Андрей

Исследовательская работа « Герань» на городском НПК «Шаг в будущее» в секции

Город

Сертификат

2004

2

Алексеев

Максим

Исследовательская работа                         « Выращивание пшеницы» на республиканском НПК «Шаг в будущее» в секции

Республика

Диплом

2 степени

2005

3

Федоров

Аполлон

Исследовательская работа « Движение воды по растениям» на республиканской ЭК «Целительная сила растений».

Республика

Грамота

2005

3

Заморщиков

Андрей

Исследовательская работа «Аквариумные рыбы» на республиканской ЭК «Целительная сила растений».

Республика

Грамота

2005

3

Неустроев

Ваня

Исследовательская работа «Насекомые озера» на республиканской НПК «Бессоновские чтения».

Республика

Диплом

2005

3

Семенов

Эрчим

Исследовательская работа « Роль компьютера в моей жизни» на на республиканской НПК «Бессоновские чтения».

Республика

Диплом

2005

3

Алексеев

Максим

Исследовательская работа «Выращивание пшеницы разными способами» на республиканской НПК

«Ителлектуальный потенциал молодежи- селу 21 века в секции «Сельское хозяйство».

Республика

Сертификат

2005

3

Попов

Дьулусхан

Исследовательская работа «Якутская лошадь» на республиканской НПК

«Интеллектуальный потенциал молодежи-селу 21 века» в секции

«Сельское хозяйство».

Республика

Сертификат

2007

3

Горохова

Айыына

Исследовательская работа «Книга-источник знания» на городской детской исследовательской конференции «Эврика 2007» в секции гуманитарные науки.

Город

1 место

2007

3

Хамаров

Айаал

Исследовательская работа «Ипомея вьющаяся» на городской детской исследовательской конференции «Эврика 2007» в секции

Город

2 место

2007

3

Семенов

Айысен

Исследовательская работа «Цеолит» на городской детской исследовательской конференции «Эврика 2007» в секции

естественные науки.

Город

1 место

2008

3

Семенов Айысен

Исследовательская работа «Цеолит и его применение» на Региональной НПК «Савиновские чтения» в секции экология.

Регион

3 место

2008

3

Охлопков Айсен

Исследовательская работа «Вторичная переработка мусора» на Региональной НПК «Савиновские чтения» в секции экология.

Регион

сертификат

2008

3

Кугданов Дьулус

Исследовательская работа «Сравнение и изучение трех типов домов» на Региональной НПК «Савиновские чтения» в секции экология.

Регион

сертификат

2008

3

Прокопьев Тимур

Исследовательская работа «Саха аhа киhи доруобуйатыгар туhата» на Региональной НПК «Савиновские чтения» в секции медицина.

Регион

3 место

2008

3

Амвросьев Алеша

Исследовательская работа «Выращивание яблони в домашних условиях» на 4 Республиканской НПК Бессоновские чтения в секции плодово-ягодные растения.

Республика

1 место

2008

3

Хамаров Айаал

Исследовательская работа «Ипомея вьющаяся» на 4 Республиканской НПК Бессоновские чтения в секции цветоводство.

Республика

3 место

2008

4

Олесова Настя

Исследовательская работа “Сомо5о номохтор”на Республиканской НПК “Кочневские чтения” в секции якутский язык.

Республика

3 место

2008

4

Николаева

Настя

Исследовательская работа “Выращивание кристаллов в домашних условиях”на Республиканской НПК “Кочневские чтения” в секции тех. Науки.

Республика

3 место

2008

4

Семенов Айысен

Исследовательская работа “Применеие цеолита в сельском хозяйстве” на Республиканской НПК “Кочневские чтения” в секции сельск. науки.

Республика

3 место

                           

                                        Городская НПК «Мир вокруг нас»

Год

Класс

Ученик

Научно-практические конференция

Округ

Город

2008

3 «в»

Хамаров Айаал

Исследовательская работа «Ипомея вьющаяся” на городской НПК «Мир вокруг нас» в секции «Эстественные науки”.

I место

I место

2008

3 “в”

Кугданов Дьулус

Исследовательская работа “Изучение трех типов домов” на городской НПК “Мир вокруг нас” в секции “Экология”

 

1 место

 

3 место

2009

4 “в”

Атласов Эрчим

Исследовательская работа “Сахалыы аат киhи оло5ор суолтата”

1 место

2009

4 “в”

Охлопков Айсен

Исследовательская рвбота “Выращивание кукурузы”

1 место

2009

4 “в”

Олесова Настя

Исследовательская работа “Сомо5о домохтор”

1 место

2009

4 “в”

Кугданов

Дьулус

Исследовательская работа “Сравнение и изучение водопроводной,дистилированной,бидис

тилированной воды”

2 место

Учебный

год

класс

Школа

(приз.мес.)

Серти

фикат

Город

(приз.мес.)

Серти

фикат

Регион

Республика

(приз.мес.)

Серти

фикат

2005-06

1

1

-

-

-

-

-

2006-07

2

15

1

-

-

-

-

2007-08

3

4

4

5

4

4

2

2008-09

4

4

-

4

-

3

8

Заключение:

Умения и навыки работы с художественной литературой помогают развивать творческую работу и тем самым ученики учатся в дальнейшем справляться с любым заданием, развивают следующие необходимые навыки работы:

  • Навыки работы с дополнительной литературой;
  • Умение составлять план работы;
  • Выделение самого главного в потоке речи;
  • Умение оценки, анализа, сопоставления, классифицирования, отбора фактов;
  • Развитие устной монологической речи;
  • Умение выступать перед аудиторией;
  • Умение высказывать свое мнение, заинтересованность слушателей;

Программа целенаправленно работает над:

1.          Формированием первичных навыков исследовательской деятельности учащихся;

2.          Формированием у детей ценностных потребностей, интересов, мотиваций;

3.         Активизацией взаимосотрудничества педагогов и родителей в дальнейшем развитии речи;

4.          Ранним выявлением способных детей.

                                        Анкета для учащихся.

 Выполнили анкету 27 учащихся 3 «в» класса.

  Цель анкеты:

           Узнать какую роль играет в жизни детей чтение книг и какой жанр художественной литературы они предпочитают читать.

Вопросы и ответы анкетирования:

  1. Как много книг ты читаешь?

Не читаю – 0                         Редко - 4

Иногда – 11                        Часто - 12

2. Читаемые тобой книги,  из каких библиотек?

Семейная – 24                        Школьная - 20

Другие библиотеки - 18

3. Книги на каком языке ты больше всего читаешь?

На русском – 24                         На якутском -17

  1. Что ты больше всего любишь читать?

Сказки – 23                                Стихи -19

Рассказы о животных – 23        Рассказы – 23

Комиксы – 22                        Классика – 15

Истории – 21                        Энциклопедии – 24

Фантастика - 22

  Данные проведенной анкеты показывают:

  • В классе нет детей, которые испытывают неприязнь к чтению, что положительно скажется в их дальнейшей жизни.
  • Есть дети, которые читают время от времени и потребности в самостоятельном чтении не испытывают. Для этих детей нужно создать условия в необходимости чтения книг.
  • Есть дети, у которых уже привита любовь к чтению. Нужно позаботиться, чтобы в репертуар их чтения вошла классика детской литературы.

Сценарий конкурса «Самый умный» по теме: «Птицы нашего края».

                           Для учащихся 2 «в» класса.

Цель:1.Развить познавательные способности детей, путем расширения кругозора                    

              учащихся.

     2.Воспитывать чувство ответственности за охрану птиц, занесенных в «Красную  

  книгу Якутии».

Оборудование: Используется мультимедиа, красивые сертификаты, медальоны.

 В начале конкурса ведется подготовительная работа. Дети изучают, какие птицы обитают в наших краях, записывают интересные факты. Делают сообщения на классных часах.

                                                   1 тур «Угадай птиц»

В первом туре участвуют все ученики класса. На экране видны рисунки птиц и дети должны угадать, какая это птица.

  1. Белая сова
  2. Орел
  3. Большая птица
  4. Дятел
  5. Рябчик (бочугурас)
  6. Ворона (тураах)
  7. Лебедь (куба)
  8. Воробей (барабыай)
  9. Кряква (ко5он)
  10. Черный дятел (киргил)
  11. Серая цапля (кутан)
  12. Озерная чайка (куол хоптото)
  13. Широконоска (халба)
  14. Трясогузка (сылгы чыычаа5а)
  15. Серый журавль (туруйа)
  16. Жаворонок (куорэгэй)
  17. Чирок свистунок (чоркой)
  18. Филин (модьугу)
  19. Ласточка (хараначчы)
  20. Шилохвост (моонньо5он)
  21. Кукушка (кэ5э)
  22. Тетерев (куртуйах)
  23. Чирок трескунок (чардыр5ас чоркой)

Дети обмениваются и проверят друг друга с экрана. Когда угадывают ту ли иную птицу, то на экране появляется изображение птицы в движении. Ученики набравшие

больше десяти баллов проходят во второй тур

                                           2 тур «Кто говорит»

В этом туре дети должны отгадывать по голосу какая птица говорит. Варианты ответов прилагаются на мониторе.

  1. Синица
  2. Глухарь
  3. Гусь
  4. Дятел
  5. Жаворонок
  6. Филин
  7. Утка чирок свстунок
  8. Серыйжуравль
  9. Тетерев
  10. Кукушка
  11. Утка кряква
  12. Ворона

Победители тура выходят на третий тур. Остальным вручаются медальоны «Победитель 1 тура».

                                                 3 тур «Набираем баллы»

В этом туре отвечают на вопросы по следующим разделам:

1. Хищные птицы                 10  20  30  40  50

2. Лесные птицы                   10  20  30  40  50

3. Водоплавающие птицы    10  20  30  40  50

4. Птицы                                10  20  30  40  50

По степени сложности вопросов набирают баллы.

1 раздел: Сиэмэх котордор ( мохсо5ол, барыллыа, модьугу, кутуйахсыт, хаар эбэ,

                суор, хотой, тойон кыыл, кырбай)

10 баллов – Ханнык котор тоботун 180 кыраадыс эргитэрий? (мэкчиргэ)

20 баллов – Уйатын смргэ туттар, киэн хонууга бултуур (кутуйахсыт)

30 баллов – Таастаах хайа5а уйаланар кус хаас аhылыктаах (тойон кыыл, беркут)

40 баллов – Саамай тургэнник котор сиэмэх котор (мохсо5ол, сапсан)

50 баллов – Улахан маска уйаланар кыhыл кинигэ5э киирбит котор (барыллыа, орлан    

                    белохвост).

 2 раздел: Тыа котордоро ( хара улар, куртуйах, бучугурас, хабдьы, тойон ымыы, суор,  тураах, киргил, тонсо5ой, кэ5э, кукаакы, хараначчы, куорэгэй)

10 баллов – Хаар анныгар утуйар котор (куртуйах, хабдьы)

20 баллов – Сурдээх улахан, урдунэн кыhыллаах котор (улар, глухарь)

30 баллов – Саха сиригэр кыстыыр, кыhыл кинигэ5э киирбит котор

40 баллов – Сылга туутун 3-4 уларытар котор (хабдьы, белая куропатка)

50 баллов – Эриэн туулээхтэр, хаhан да арахсыспат пааранан сылдьар котордор

3 раздел: Уу котордоро ( кыталык, туруйа, ко5он, моонньо5он, хабдьы, хаас, куо5ас,

               анды, ханай, куо5ас, хопто, тээкэ, куба)

10 баллов – Сахалар сугуруйэр котордоро (кыталык)

20 баллов – Кыhыл кинигэ5э киирбит кыра хопто (тээкэ, розовая чайка)

30 баллов – Ус муннуктуу котоллор (туруйалар)

40 баллов - Умсар котор (анды)

50 баллов – Саамай сыалаах котор (анды)

4 раздел : Чыычаахтар

 10 баллов – Саас кэлбитин бэлиэтиир (тулук)

20 баллов – Уйатын ырыанан комускуур (куорэгэй)

30 баллов – Кыстыы хаалар чыычаах (барабыай)

40 баллов – суоhулэри кытары сылдьар чыычаах (ынах чыычаа5а, белошапочная овсянка)

50 баллов – Саамай кыра котор (колибри)

Победителям вручаются сертификаты.

                          Викторина боппуруостара.

                              Эрчим – сана кэм о5ото.

  1. Эрчим дьоно то5о  суоhу иитэллэр эбитий?

( Ынахтар ууттэрин сыаната кинилэр эттэрин сыанатаа5ар быдан элбэх эбит)

  1. «Уулаах ынах» диэн суолтата тугуй?

( иhигэр о5олоох ына5ы этэллэр)

  1. Ынах тороон баран бастакы куннэринээ5и уутэ туох диэний?

( уоhах)

  1. Ботууктэр киирсиилэригэр ким ботуугэ кыайбытый?

( Маайыс «Каратист» диэ ботуугэ)

  1. Чоппуускалар хаhыс куннэригэр сымыыттарын тэhэллэр эбитий?

( 21 хонон баран)

  1. Эрчим тороппуттэрэ ынахтарын кун аайы хас бугул отунан аhатар эбиттэрий?

( икки бугулунан)

  1. Со5отох ынах хамнаhа урдук дуу, ийэтин пенсията дуу?

( ынах хамнаhа 20000сол.)

  1. Эрчим атыыр куруолугун аата ким диэний?

( Тойон Шиншилла)

  1. Урумэччи тугунан о5олоругар уйа онорбутуй?

( иhин туутун ургээн)

  1. Сибиинньэ тириитэ хайдах гыннахха тургэнник хоннор эбитий?

( Оргуйа турар ууну куттахха)

  1. Тустууга Эрчим хаhыс буолбутуй? ( иккис)
  2. Эрчим туhа5ар хас куобах иннибитий? ( биир)
  3. Кинигэни аа5ан баран Эрчим туох дии санаабытый? ( Кинигэни аа5ан киhи элбэ5и билэр)
  4. Кулунчук ньирэйтэн уратыта тугуй? ( ийэтин кылгас со5устук , часка хаста да эмэр)
  5. «Нобучуок» ханнык уруокка ордук эбитий? ( Саха ,нуучча тылларыгар)
  6. «Нобучуок» балыктыы баралларыгар сиэбигэр тугу уктубут эбитий? ( испиискэ, быhах, туус)
  7. Эрчимнээх сибиинньэлэрэ хас о5ону тороппутуй? ( уон икки)
  8. Улэлиир дьон дьиэлэрэ то5о ыhыллыбытый? ( эhэ киирэ сылдьыбыт )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию «Режим дня – как средство формирования у детей основ здорового образа жизни» для детей дошкольного возраста 5-6 лет

Материал предназначен для организации и проведения НОД по ЗОЖ. Направлен на привитие детям умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы, формировать мотивацию к здоровому образу жизни....

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

А.Барто Катя.Б. Заходер . Перемена.Стихи для детей и про детей.

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "начальная школа 21в"...

Тест для детей и родителей “Насколько мы знаем своих детей”.

Этот тест позволит родителям определить  насколько они знают своих детей....

Социальный проект «Инновационные подходы приобщения детей к чтению через программу «Читающая среда»»

Проект направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов д...