Статья "Я считаю себя везучим человеком"
статья по чтению на тему

Шубина Елена Владимировна

Статья посвящена внедрению природосообразного подхода к языковому образованию в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shubina_prirodosoobraznoe_obuchenie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я считаю себя везучим человеком

Елена Шубина,

учитель начальных классов

 МБОУ гимназия  ст. Азовской Краснодарского края

За тринадцать лет работы в лицее я опробовала многие известные направления традиционной и развивающих методик (В.Г. Горецкий, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков). Высшим пилотажем считается взять всё лучшее из каждой системы для получения своей собственной суперметодики и годами её совершенствовать. Чувствуешь себя дирижёром хорошо отлаженного оркестра, ведь ты всё знаешь, умеешь. Казалось, стоит только взмахнуть палочкой, и услышишь от детей заранее предполагаемые ответы. Казалось, результаты должны были зашкаливать… Но почему-то они были обычные! Да и интерес к предмету заканчивался, как только дети выходили  из кабинета.

Чего мне стоило пойти на эту «аферу» (так мне тогда казалось) после того, как выпустила три класса по традиционной методике! Помогли личные встречи с Алексеем Михайловичем Кушниром. Да вера родителей детей в меня, которые сказали: «Вы делайте как надо, а мы вас всегда поддержим». С такой верой и в огонь не страшно.

И мы начали. Во-первых «выбросили» из портфелей буквари, растягивающие период обучения грамоте почти на целый год. И это в то время, когда дети в первый класс приходят если не все читающими, то прочно знающими буквы. Мы с ребятами быстро прошли все этапы развития навыка чтения по технологии А.М. Кушнира на материале стихов А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского. Потом закупили яркие, красиво оформленные книги со сказками Александра Сергеевича Пушкина. И когда уже через месяц после начала этой работы треть детей зачитала без звукового ориентира, я поняла, что до этого времени ничего в методике чтения не смыслила. Я уже не сидела с ними и не складывала слоги, как это упорно делала раньше, а просто дала интересную книгу и веру в то, что они читают сами, а не учатся читать.

Затем была сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок», стихи о весне русских классиков, сборник рассказов Валентины Осеевой, басни И.А. Крылова. Все произведения были прочитаны целиком. И это за первый год обучения вместо «Азбуки» и «Книги для чтения»

Родители детей первое время удивлялись, рассказывая, что дети цитируют классиков. А я никак не могла привыкнуть к буре эмоций во время чтения. Текст звучит, и они живут вместе с ним, они сопереживают героям по-настоящему, плачут и смеются. Второе, что поражало во время контрольного экспресс-опроса, это грамотные, развёрнутые ответы моих учеников, которые не просто повторяли текст, а рассуждали и спорили. К концу учебного года мои первоклашки знали кучу пословиц, поговорок, потешек и  умело пользовались этим багажом в нужный момент (такого не было у прежних детей, мне есть, с чем сравнить).

Если раньше в задачах, формулируемых к уроку, чётко звучало «развивать память, мышление, речь» или «прививать любовь к чтению», то теперь я понимаю всю надуманность и искусственность проблемы. Сегодня мы просто читаем целостный красивый текст, который делает своё дело, при этом ничего специально не прививаем и не развиваем. В результате получаем любовь к книге.

Сегодня я не даю домой книги, читаемые в классе. Потому что задам дочитать главу, а дети завтра возвращают прочитанную книгу, говоря с виноватым видом: «Не удержался!» Надо бы поругать, что теперь на уроке читать нечего, а приходится хвалить. Мои дети за неделю в классе прочитывают не меньше ста страниц текста. А дома их ждут другие книги, и не менее трёх в неделю.

И ещё о любви к чтению. Удивила ученица, которая в силу своих психофизиологических особенностей так и не начала читать самостоятельно к концу первого класса. И вдруг сказала, что любит школу за то, что много читает.

Что касается грамотности, то раньше многие мои ученики и в четвёртом классе с ошибками списывали тексты. Теперь списывают безошибочно на 100%. Без знания правил грамматики вставляют буквы в слова типа «чародейство», «возвращаетесь». Только несколько слов пропустили, сказали, что с такими не встречались. И это во втором классе, когда учебник настойчиво предлагает работать со словами типа «чаще, чашка»!

Успехи на уроках чтения отразились на умении решать задачи. Половина класса моих детей стали участниками Всероссийского конкурса «Русский медвежонок». Дети с лёгкостью прочитывали и решали задачи конкурса, потому что они быстро понимали смысл задач.

Многие задают вопрос: «Вы уверены, что дети понимают, то о чём читают?» Да, уверена! Верное решение текстовых математических задач подтверждает это. А проверить понимание прочитанного текста очень просто. Для этого и существует экспресс-опрос. Но и это ещё не самое неожиданное. Во время чтения текста дети настолько увлекаются сюжетом, что никакие внешние раздражители не могут помешать пониманию содержания. Удивляло то, что во время урока, когда звучал голос учителя, записанный на магнитофон, дети, читающие самостоятельно без звукового ориентира, уходили далеко вперёд по тексту, а на мои вопросы отвечали лучше других. И, наконец, когда я включала одновременно телевизор и музыкальный центр – это не мешало детям сосредоточиться на своей книге.

Я сожалею о том, что, будучи взрослым человеком, не умею читать так вдумчиво как мои второклассники. Часто ловлю себя на мысли, что читаешь одно (особенно если вслух), а думаешь совсем не о прочитанном. Но, может быть, мои ученики помогут мне научиться читать «глазами»…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Чтение – главное умение человека в жизни.

выступление на РМО учителей начальных классов о применении методической системы Всеволода Николаевича Зайцева...

Литературный проект "Считаю ли я себя изыскателем?"

Презентация иллюстрирует урок по теме С.Голицына "Сорок изыскателей". Использовался приём - письменный ответ на вопрос "Считаю ли я себя изыскателем?" В презентации представлены примеры детского литер...

Статья Музыка в жизни человека.

Данная статья может использована в выступлении на методическом объеденении учителей музыки....

Научная статья "Главный резерв здоровья человека является его образ жизни"

Укрепление иммунной защиты организма для профилактики ОРВИ.Одним из доступных средств воздействия на здоровье является закаливание. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников.Знакомство с пон...

Статья на тему: «Остаться человеком» -духовно-нравственное воспитание личности на уроках и занятиях внеурочной деятельности

В концепции модернизации Российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников. Формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельнос...

Статья " Гармония в жизни человека и изобразительном искусстве "

В данной статье раскрывается место гармонии в жизни человека, как способ восприятия, чувствования, оценивания на примере науки и искусства.Ключевые слова: гармония, математика, музыка, изобразительное...