Главные вкладки

    Интегрированный урок литературное чтение, окружающий мир, музыка "Народная песня"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Казакова Елена Валерьевна

    Урок в школьном музее "Русь народная"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenarii_uroka_literatury.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                      

       Учителя с учащимися с удовольствием проводят уроки в школьных музеях, созданных с любовью педагогами нашей школы. Основная задача преподавателя заинтересовать ребенка учебным  предметом, вовлечь его в активную учебную деятельность. Школьные музеи, как раз и позволяют погрузить ребенка в жизнь,в историю, в практику. На интегрированных уроках в музее «Русь народная» ученик имеет возможность прикоснуться к предметам старины, близко рассмотреть и потрогать те вещи, которые видит на страницах учебника, погрузиться в интерьер русской избы.  

     

                             Сценарий интегрированного урока

     (литературное чтение, окружающий мир, музыка)

    в 4 классе

           

    Учитель: Казакова Елена Валерьевна

      Тема урока: «Народная песня»

    Цель урока:  Познакомить учащихся с новым жанром устного народного

                          творчества песней.

    Задачи урока: Выявить жанровые особенности песни.

                            Учить выражению точки зрения, настроения.

                            Практическое освоение работы в позиции «чтеца».

                            Прививать любовь и уважение к историческим корням.

                            Расширять кругозор учащихся.

                            Воспитывать бережное отношение к историческому прошлому.

    Оборудование: Фильм «Жили - были москвичи»

                              Пластинка «Фольклор народов России»

                             СД  «Русские народные песни»

                              Тексты русских народных песен.

    Участники урока: Учащиеся 11 класса, учащиеся 4 класса.

                                 

    Место проведения: Музей «Русь народная»

                                Ход урока                                    

                                           «Беседа дорогу коротает, а песня – работу».

            -  Сегодня у нас необычный урок. Мы проводим его в нашем школьном музее «Русь народная».

         -   Скажите, пожалуйста, а причем здесь урок литературы?

           ( Мы изучаем русский фольклор.

            В музее представлены предметы связанные с народной Русью)

        -   Посмотрите, пожалуйста, на предметы, которые вас окружают. Каким понятием их можно объединить?

            (Предметы труда

            Предметы быта)

         -  Совершенно верно. Жизнь народа была тяжелая, трудовая, все приходилось делать своими руками и кормить себя и одевать и обувать и предметы домашнего обихода изготавливать и жилище свое строить!!!

    Давайте рассмотрим некоторые экспонаты поближе.

          (Учитель подходит к прялке)

        - Что это?

           (Прялка)

        -  Для чего она была нужна?

           (Шить

           Плести одежду

           Вязать)

        -  Точнее говоря получать нить – прясть. Специально обработанную шерсть или лен, а называется это кудель, клали на гребень, скручивали и вытягивали нить, которую наматывали на… ( показывает веретено)

           (Веретено)

        -  Точно, веретено. А что дальше делали?

          (Одежду вязать

          Ткань делать)

        -  Правильно. Полотно ткать. А чем пользовались?

            (Иголкой

            Спицами)

    • Специальным ткацким станком. В музее представлен мини-станок на котором вы можете видеть изготовление тканого пояса.

        - Скажите, пожалуйста, а работа эта быстро делалась? Веселая она была? Разнообразная?

           (Это было очень трудно.

           Скучно, работа однообразная.

            Много времени проходило пока одну рубаху сделаешь.)

          - А что помогало скрасить эту работу, сделать ее более приятной, быстрой?

        (Сказки рассказывали, небылицы.

         Может быть играли?

        А, наверно песни пели.)

      - Конечно. Посмотрите фрагмент фильма «Жили – были москвичи».

       ( учитель включает фрагмент (5 минут))

      - Что же интересного вы увидели?

       (Девушки сидели за работой и пели.

      А еще они гуляли и пели.)

      - Хорошо. Скажите, пожалуйста, а в избе светло было или темно?

        (Темно. Там окошечки маленькие.)

     -  А как же тогда обходились? Ведь электричества в те далекие времена не было.

        (Свечи горели

        Нет, лучины жгли.)

      - Совершенно верно, использовали лучину.

      ( учитель показывает щепку)

      -  А как ее приспосабливали? В руках держали?

         (В стену вставляли.)

      -  Посмотрите, пожалуйста – это чугунный светец. Выглядело это так: брали длинную щепку, вставляли под определенным углом в светец, его в палку втыкали (конец острый, как гвоздь), а палку приспосабливали над корытом с водой).

      -  А зачем?

     (Чтобы пожара не было.)

      -  И вот, представьте себе - горит лучина, мерно поскрипывает колесо прялки, и льется тихая песня.

         (выходят учащиеся 11 класса, в русских народных костюмах и исполняют

          Народную песню)

       - Когда еще можно было услышать песню?

         (Когда люди работали.)

       - А разве удобно петь и работать?

          (Песня помогает

          С песней веселее становится)

      - Совершенно верно, ведь первоначально песня еще не была собственно песней: ритмические выкрики помогали объединить усилия людей в труде (ритм трудовых движений).

       (демонстрация учителем картины «Бурлаки на Волге»)

      ( звучит запись фрагмента песни)

                                                             – Эх, дубинушка, ухнем!

                                                                 Эх, зеленая сама пойдет!

                                                                 Подернем, подернем,

                                                                  Да ухнем!            

         Пелась песня для координации(слаженности движений) сил артели (группы работников) в один из самых тяжелых моментов: страгивания расшивы с места после подъема якоря)

     (учитель включает пластинку Фольклор России, звучит трудовая песня)

    - А какое настроение вы услышали?

      (Грустное, печальное, спокойное, бодрое, какое-то подгоняющее)

    - Давайте еще рассмотрим экспонаты нашего музея.

    (учитель показывает туеса)

     - Что это?

     (Корзинки, короба, туеса.)

    - Да, верно, это туеса. А из чего они сделаны?

      (Из коры)

    - Да, из бересты -это тонкий слой березовой коры, покрытый растительным воском. А для чего они использовались?

      (Люди собирали в них грибы, ягоды.)

    -  А когда занимались сбором ягод и грибов песни пели?

       (Конечно)

    - Давайте послушаем песни в исполнении наших старшеклассников

    ( выходят учащиеся 11 класса и исполняют хороводную песню)

    - А какое настроение вы услышали?

       (Веселое, нежное, радостное, …)

    (учитель ставит запись песни «Коробейники»)

    -  А когда могла звучать эта песня?

      (На праздник, когда люди отдыхали….)

    - А какое настроение вы почувствовали?

      (Задорное, веселое, радостное….)

    - А теперь попробуйте прочитать тексты песен и разобраться какое настроение? Когда могли исполняться эти песни?

    ( учитель раздает детям тексты песен, парная работа)

    - Пожалуйста, давайте послушаем Сашу с Настей.

     (девочки читают колыбельную песню)

    - А можно понять какое настроение в песне и когда ее исполняют?

     (Конечно, эту песню поют маленьким детям перед сном,)

    - Пожалуйста, Максим и Илья прочитайте текст песни.

    - Можно понять какое настроение в этой песне?

      (Сложно, можно нежно петь, а можно весело.)

    - Прочитайте текст песни Никита и Сережа.

    - Когда могли исполнять эту песню?

      (Когда что-то делали…Когда гуляли..)

    - А какое настроение?

       (А как петь будут? А может быть веселым, а может грустным.)

    - А что важнее в песне текст или мелодия?

       (Наверное мелодия, мы тогда сможем понять настроение.)

    - Совершенно верно: ритм передает настроение.

    - Что можно сказать о характере русских народных песен?

       (Они разные, настроение разное, песни поются в разных случаях по-разному.)

    - На какие группы можно разбить народные песни?

     (Хороводные

     Трудовые

     Колыбельные

     Обрядовые)

    -Молодцы! Хорошо поработали.

    - Песни всегда занимали важное место в жизни каждого народа. Русский литературный критик Николай Александрович Добролюбов писал: «У нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль. Еще в колыбели дети убаюкиваются песнями; подрастая, они сами выучиваются напевать народные песни. Собирается зимой молодежь крестьянская на посиделки, и здесь раздаются песни; приходит весна, выходят поселяне встречать ее, составляют хороводы, завивают венки и при этом непременно поют песни. Едут крестьяне пахать, жать, косить в знойную пору, и здесь песня звучит между ними, освежая их среди тяжелых трудов. Провожают лето, празднуют уборку, - опять с песнями. Песня сопровождает поселянина во всех его общественных трудах, она же следует за ним и в семейную жизнь его!»      

     

                   «Песня – душа народа и трудно найти человека, который не любил бы ее».

       

               

         

       

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

    Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме:  Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...

    Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

    урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...

    Конспект интегрированного урока « Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классе

    « Литературное чтение и окружающий мир » во 2  классеЦель урока: -  создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран.Формы обучения:фронтальная, самостоят...

    Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

    Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

    Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

    Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

    Интегрированный урок. Литературное чтение - окружающий мир в 1 классе

    Тема: С. Михалков «Трезор» .  Почему мы любим кошек и собак? Цели: 1. Расширить представления детей о домашних животных, об их повадках, о способах ухода за ними....