К О Н С П Е К Т урока литературного чтения в 4 классе.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сайгашкина Марина Алксандровна

Тема:  Е.А.Пермяк  «Некрасивая  ёлка»

Цели  урока: 

  • учить  пониманию  и  осмыслению  текста;
  • развивать  умение  выражать  свои  мысли;
  • развивать  умение  задавать  вопросы;
  • развивать  умение  анализировать  текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl_l_cht.docx90.22 КБ

Предварительный просмотр:

К О Н С П Е К Т                                                

урока  литературного  чтения   в 4 классе

Тема:  Е.А.Пермяк  «Некрасивая  ёлка»

Цели  урока:  

  • учить  пониманию  и  осмыслению  текста;
  • развивать  умение  выражать  свои  мысли;
  • развивать  умение  задавать  вопросы;
  • развивать  умение  анализировать  текст.

Оборудование:

  • технологическая  карта  урока;
  • учебник  литературного  чтения,  автор  О.В. Кубасова  «Любимые  страницы» - 2 часть;
  • портрет  писателя;
  • реквизит  гостя  урока  Г.Х.Андерсена;
  • вывески  темы  и  целей  урока;
  • определения  ёлки  для  составления  сводной таблицы  «Линии  сравнения»;
  • вывеска  «ЁЛКА»  для  составления  кластера;
  • выставка  литературных  произведений  Е.А.Пермяка  и  Г.Х.Андерсена;
  • рисунки  ёлки  учащихся.

Х О Д    У Р О К А

 Организационный  момент.

У. – Добрый  день,  друзья!  Рада  видеть  всех  на  уроке.  Надеюсь,  что  сегодня  мы  будем  работать  слаженно  и  результативно,  как  истинные  коллеги  и  партнёры.  Итак,  начинаем  наш  урок.

I.  Стадия  ВЫЗОВА

1. Игра  «Да-нет-ка» - учимся  задавать  тонкие  вопросы.  Учащиеся  задают  тонкие  вопросы,   извлекая  информацию,  получая  ответ  учителя  «Да»  или  «Нет».  

У. – Я  загадала  слово.

Дети:

-это  транспорт?  -  нет;

 - это  жильё? – нет;

 - это  мебель? – нет;

 - это  живое? – да;

 - это  имя  существительное? – да;

 - это  птицы? – нет;

 - это  звери? – нет;

 - это  растение? – да;

 - это  лиственное  растение? – нет;

 - это  хвойное  растение? – ДА!

 - это  ЁЛКА!!! – ДА!

У. – Молодцы!  Спасибо  за  цепь  качественных  вопросов.  Загаданное  слово – ёлка.  Сегодня  мы  работаем  в  парах  и  ведём  технологическую  карту  урока,  где  каждый  этап  урока  состоит  из  определённого  задания  и  графы  самооценки:  однобокая  елка – поработал  слабо;  полная  ёлка – поработал  отлично!  Распределитесь  в  парах,  кто  какую  работу  выполняет.  

2.  Составление  Кластера.

Друзья,  каждая  пара  предлагает  свою  мысль,  своё  определение,  которое  вам  приходит  в  голову,  ассоциируется  со  словом  ёлка.  Важное  условие - нельзя  повторяться.

Ребята, мы собрали ценные мысли о ёлке, которые нам пригодятся на уроке.

3.  Постановка проблемы. Сообщение темы урока. Гость урока Г. Х. Андерсен.

- Добрый  день,  друзья!  (дождаться  ответа,  учитель  выяснит,  кто  к  нам  пришел  на  урок)

Вижу,  что  сегодня  на  уроке  в  центре  внимания  моё  любимое  дерево – ёлка.  Да,  много  прекрасных  часов  и  дней  я  провёл  в  раздумьях  под  её  раскидистыми  и  тенистыми  кронами.  Это  было  так  замечательно…

 - Ребята,  а  какую  сказку  вы  прочитали?  («Некрасивая  ёлка»)

 - А  кто  автор  этой  истории?  (Евгений  Пермяк).

 - Евгений  Пермяк,  Евгений  Пермяк…  (как бы  тихонько  вспоминает)

 - Друзья,  расскажите  мне,  пожалуйста,  о  Евгении  Пермяке,  а  то  я  совсем  ничего  о  нём  не  знаю!  (умоляющим  тоном)   - Ответы  учащихся  по  биографии  автора.

 - Друзья,  помогите  мне  понять,  почему   Евгений  Пермяк,  мой  русский  коллега,  назвал  сказку  «Некрасивая  ёлка»?

 -  Учащиеся,  т.к.  она  была  некрасивая  и  зачитывают  описание  в  сказке.

 - Ребята,  вы  все  так  считаете?

  - Дети – НЕТ!

 - А  какая  она  была?  (ребята  могут  зачитать  какой  стала  Ёлка).

 - Дети,  я  теперь  в  растерянности.  Всё-таки  ёлка  была  красивая  или  некрасивая?

 - Как  понять?  Как  разобраться?

 - Учитель.  Уважаемый  господин  Андерсен  наши  дети  умные,  добрые  и  смекалистые  они  обязательно  во  всём  разберутся!

 - А  Вас  мы  приглашаем  к  нам  на  урок и  вы  во  всём  убедитесь  сами!  

4.  Составление сводной таблицы «Линии сравнения»

У. – что  появилось  на  нашем  уроке?

Д. – противоречие,  проблема

У. – Да,  на  нашем уроке возникла проблема, вопрос, противоречие, которое нам необходимо разрешить. Дойти до истинны, ёлка – красивая или некрасивая. По ходу работы с текстом мы будем заполнять таблицу, отвечая на вопрос,  какая ёлка?

ЁЛКА

НЕКРАСИВАЯ

КРАСИВАЯ

Кривая

Скромная

Однобокая

Молчаливая

Дурнушка

Задумчивая

Благородная

Добрая

Настоящая

5.  Постановка целей урока.

Друзья, какие цели урока необходимо поставить, что бы снять проблему, дойти до истинны.

Учиться выражать свои мысли

Учиться пониманию текста

Учиться задавать вопросы

?

Дети по вывескам сообщают цели урока

II.  Стадия осмысления

1.  Чтение по ролям отрывка из сказки Е.А. Пермяка «Некрасивая ёлка»

У. – Ребята, мне не дает покоя мысль от чего в лесу раздавался громкий плач?

Д. – Лесорубы срубили старый дуб.

У. – Что сделал сказочник, что бы успокоить деревья?

Д. – Сказочник рассказал историю, что будет с деревьями после того, как их срубят.

У. – Интересно, прочитаем по ролям

2.  Вопросы после чтения.

У. – Была ли интересна история сказочным деревьям?

Д. – Да.

У. – Почему сказочные деревья перевели разговор на ёлку?

Д. – потому что они её не любили.

У. – Ребята, а вы любите ёлку?

Д. – Да.

3.  Музыкально – танцевальная пауза под мелодию о ёлочке.

У. – Друзья, поддержим своим танцем ёлку.

У. – Какую мудрую мысль высказал сказочник о судьбе? Зачитайте.

4.  Работа с пословицами.  Работа  с  толстыми  вопросами.  Создание  интерактивного  диалога.

У. – Да, судьба не предсказуема, а вот линии жизни людей, прекрасно отражены в народной мудрости – Пословицах и поговорках. Работаем в парах по алгоритму.

  • Выбор  пословицы
  • Объяснение  смысла
  • Подкрепление  своих  мыслей  текстом  произведения
  • Приветствуются  толстые  вопросы

1.  Злому  -  смерть,  а  доброму – вечная  память.

2.  Никто  не  знает,  что  его  ожидает.

3.  Добрые  умирают,  да  дела  их  живут.

4.  По  одёжке  встречают,  а  по  уму  провожают.

5.  Кто  говорит,  тот  сеет;  кто  слушает – пожинает.

6.  От  судьбы  не  уйдёшь.

7.  Скромность  всякому  к  лицу.

8.  Час  терпеть,  а  век  жить.

9.  Красота  без  разума  пуста.

10.  По  заслугам  и  награда.

Ценный вариант, если удастся создать интерактивный диалог между парами участников.

Фразы – помощники  при  организации  диалога были предложены детям на предыдущих уроках.

 - Костя,  а  как  бы  ты  поступил  в  такой  ситуации?  (Ответ)

 - А  почему?

 - Я уверен,  что  ты  так  и  поступишь  в  жизни!  Я  и  сам  придерживаюсь  такой  позиции.

                 -----------------------------------

- Оля,  а  прав  ли  был ________,  поступая  именно  так?  (Ответ)

 - Почему?  (Ответ)

 - Оля  задаёт  вопрос  тому  кто  спрашивает:

 - Коля,  а  что  бы  ты  сделал  в  такой  ситуации?  Ответ.

        -----------------------------------------------------------

 - Миша,  а  как  ты  думаешь  правы  ли  были  (  те  то),  что  говорили  или  поступили  так?

 --------------------------------------------------------------

 - Миша,  а  как  ты  считаешь  это  правильная  позиция?

 - Почему?

 - А  как  надо  поступить,  что  сделать?

 --------------------------------------------------------------

 - Коля,  а  как  ты  думаешь  верны  ли  слова  автора  «………………………………………….»?

    ----------------------------------------------------------

 - Костя,  хотелось бы  услышать  твоё  мнение  по  высказыванию  надменного……….

 - А  почему  так?

 ------------------------------------------------------------------

А  заслужила  ли  …………..всего  этого?

 - Почему?

Учимся  задавать  друг  другу  толстые вопросы!!!  (эта  шпаргалка  составлена  совместно  с  детьми  по  ходу  работы  над  толстыми  вопросами  задолго  до  урока)

Вывод:  работа с пословицами, объяснением их смысла, подтверждением смысла текстом учебника, планомерно доказывает внутреннюю красоту ёлки. Сказочные деревья проявляют себя как отрицательные герои, стремящиеся только к красоте формы, но не как не содержания.

III.  Стадия рефлексии.

У. – Друзья, мы возвращаемся  к кластеру «Ёлка» и сводной таблице «Линии сравнения»:

 Какой же была ёлка?

Д. – Ёлка: добрая, скромная, благородная, настоящая, а значит -  красивая!

У. – Дети, проголосуйте за красоту ёлки своими рисунками о ней.

1.  Составление синквейна.

У. – В такой радостной атмосфере невозможно отказать себе в удовольствии в написании синквейна.

Памятка  по  составлению  синквейна:

  1. Тема – 1 слово (имя существительное)
  2. Описание темы – 2 слова (имя прилагательное)
  3. Описание действия – 3 слова (глагол)
  4. Отношение к теме – фраза из 4 слов (предложение, цитата)
  5. Суть  темы – 1 слово (синоним)

Пример синквейна (написано детьми)

1.Ёлка.

2.Мудрая, благородная.

3.Радует, согревает, возвышает.

4.Дарит свет, тепло, добро.

5.Красавица!

У. – Уважаемый господин Андерсен, скажите: дети развеяли ваши сомнения о настоящей красоте ёлки?

А. – Конечно,  да! Большое вам спасибо!

2.  Выставка  книг  Е.Пермяка  и  Г.Х.Андерсена.

У. – Друзья, познавайте истину красоты с книгами Андерсена и Пермяка. Верю, что в них вы найдете ответы на многие вопросы, волнующие вас. (Выставка книг Евгения Пермяка и  Г.Х. Андерсена)

Технологическая  карта  урока  литературного  чтения

Е.А.Пермяк  «Некрасивая  ёлка»

1. Игра  «Да – нет – ка»

Задаём  тонкие  вопросы,  извлекая  информацию,  получая  ответ  «Да»  или  «Нет»

Само-оценка

2. Составление  кластера

3. Сводная  таблица  «Линии  сравнения»

ЁЛКА

НЕКРАСИВАЯ

КРАСИВАЯ

4. Работа  с  пословицами  по  алгоритму:

  • Выбор  пословицы
  • Объяснение  смысла
  • Подкрепление  своих  мыслей  текстом  произведения
  • Приветствуются  толстые  вопросы

1.Злому  -  смерть,  а  доброму – вечная  память.

2.Никто  не  знает,  что  его  ожидает.

3.Добрые  умирают,  да  дела  их  живут.

4.По  одёжке  встречают,  а  по  уму  провожают.

5.Кто  говорит,  тот  сеет;  кто  слушает – пожинает.

6.От  судьбы  не  уйдёшь.

7.Скромность  всякому  к  лицу.

8.Час  терпеть,  а  век  жить.

9.Красота  без  разума  пуста.

10.По  заслугам  и  награда.

5. Синквейн

Памятка  по  составлению  синквейна:

  1. Тема – 1 слово (имя существительное)
  2. Описание темы – 2 слова (имя прилагательное)
  3. Описание действия – 3 слова (глагол)
  4. Отношение к теме – фраза из 4 слов (предложение, цитата)
  5. Суть  темы – 1 слово (синоним)

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________

Спасибо  за  сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...