Формирование читательского интереса в первом классе
консультация по чтению (1 класс) на тему

Дети учатьося говорить перед классом, отовечать на вопросы, пересказывать  прочитанное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon formirovanie_chitatelskogo_interesa_v_1_klasse.zip11.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие читательского интереса»

Обучение грамоте грамоте проводится в 1 классе сентября в течении шести-восьми месяцев. В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слоге и слове, устанавливать взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звуко-буквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; на уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмыслению и полно воспринимать речь слушающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное.

В 1классе дети овладевают осознанным, правильным плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

Успешность обучения ребёнка во многом определяется и тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи. Для того, чтобы усвоить буквы необходимо:

  1. Чётко ориентироваться в звуках, уметь правильно их переносить
  2. Достаточность словарного запаса
  3. Образовывать от одних слов другие
  4. Правильно оформлять предложения
  5. Владение связной речью.

Чем лучше будет развита устная речь, тем легче будет овладеть чтением.

Какое должно быть чтение?

  • Правильное, слоговое, плавное;
  •  Осознанное понимание прочитанного;
  • Скорость чтения 20-25 слов в минуту
  • Выразительное — соблюдение знаков препинания.

Как помочь ребёнку овладеть таким чтением? Это доброжелательное отношение к своему ребёнку, терпение и внимание. Попросить повторить то, что узнали на уроке. Обязательно спросить о чём прочитал, рассказать по картинке. Больше общаться с ребёнком, не отмахиваться и стараться находить ответа на вопросы ребёнка.

У многих родителей сложилась порочная практика: как только ребёнок поступает в школу, они перестают читать ему книги, рассуждая при этом так: ребёнок должен читать сам, повышать

технику чтения. Литературно познавательные тексты читаются взрослыми столько, настолько выражена у ребёнка потребность удовлетворять познавательный интерес. Чтение взрослыми побуждает этот интерес, поддерживает любознательность ребёнка. Совместное чтение обеспечивает (любознательность) единение взрослого и малыша, рождает духовную близость.

В период обучения грамоте особое значение приобретает согласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у них положительного отношения к учёбе.

Надо, чтобы в каждом доме были детские книги. И читать их вместе с детьми. Чтение должно быть вслух

Ребёнку, освоившему азбуку, требуется не менее года постоянных, ежедневных тренировок, чтобы усовершенствовать технику чтения, чтобы суметь прочесть «с листа» да несложную книжку. И вот тут-то родители, не раскрывшие ребёнку своевременно радости, которая несёт книга, могут пожать горькие плоды. Одно дело, когда ребёнок учиться читать, потому что ему очень хочется узнать, что написано в этой книге, и совсем другое дело, когда ему надо читать, чтобы получить оценку. Он нервничает, переживает, что отстаёт от сверстников, такое чтение ни столько прививает любовь, сколь отвращает от неё.

Родители должны помнить: только терпение могут помочь в первых шагах их ребёнку. Да, нужно контролировать приготовление домашних заданий, но ни в коем случае « не давить» на ребёнка, не угрожать ему лишением прогулок или телевизионных передач. Поддержка любого, пусть маленького успеха помогает и детям и родителям достойно без лишних семейных трагедий, преодолеть первую ступеньку школьной лестницы.

Больше значение для успешного обучения по всем предметам имеют его умения читать. Иногда ребёнок затрудняется решать задачу только потому что. не умеет правильно прочитать. Грамотное письмо тоже связано с навыками чтения.

Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания. Самостоятельное чтение ребёнком книг доставляет ему много впечатлений, открывает глаза

на мир. заставляет задумываться над вопросами жизни. Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребёнка, чем беседа или рассказ взрослого. В практике же воспитания детей в семьях довольно часто применяются рассказ родителей, беседа, а осознанное отношение к чтению книг встречается реже, в то время как чтение ребёнка должно занимать существенное место в воспитании.

Ребёнок в семье должен видеть любовь отца, матери и других членов семьи к чтению. Чтение вслух — вообще важный момент воспитания.   Оно   раскрепощает   ребёнка,   обучает   его   умению формировать мысль и говорить, правильно ставить ударение.

Как готовить домашнее задание по чтению?

  1. Надо чтоб ребёнок читал каждый день не менее 10-15 минут.
  2. Во время чтения выключайте свет.
  3. Нужно объяснять детям непонятные слова
  4. Спросить ребёнка: о чём прочитал или о ком?
  1. Если нужно пересказать текст, надо помочь (на первых порах,
    а потом ребёнок будет составлять план рассказа сам)
  2. Выслушивать ребёнка, его пересказ
  3. Хвалите ребёнка за чтение
  4. Дети должны высказывать своё мнение о прочитанном

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.

  1. Покупайте книги интересные по содержанию и яркие по
    оформлению
  2. Систематически читайте ребёнку - это формирует у него
    привычку ежедневного общения с книгой
  3. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи
  4. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на
    интересном эпизоде
  5. Вспомните   с   ребёнком   содержание   ранее   прочитанного
    намеренно его искажайте, чтобы проверить,  как он запомнил
    ранее прочитанное
  6. Воспитывайте бережное отношение к книге.

Решение:

Формировать любовь к чтению через домашнее чтение, совместное чтение с родителями; воспитывать культуру чтения школьника, развивать у родителей интерес к формированию у детей желание читать и интеллектуальных умений с помощью книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских интересов младших школьников

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...

Формирование читательского интереса у учеников младших классов во внеурочное время.

“Сначала было слово”. Но, как только слово начали изображать и писать, а затем печатать у человечества стало одной значительной проблемой больше. Как научить читать? Как сделать это с меньшими затрата...

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.

В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....

Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...

Мастер – класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя  не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была со...

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование читательского интереса младших школьников через нетрадиционные формы уроков литературного чтения в третьем классе"

Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материала, направленного на повышение читательского интереса младших школьников, в педагогическую ...

Формирование читательского интереса в процессе знакомства с произведениями русских классиков на уроках литературного чтения у учащихся 2 класса

Актуальность работы. В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с ...