Буква ц и ее работа
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе по системе Эльконина- Давыдова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературное чтение в 1 «в» классе.

                                                                                                                                                                                        ( предмет)                                               (класс)                                       (дата)

Тема урок: Буква Ц и ее работа.

Тип урока:  

Урок усвоения новых знаний: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 14, 15

Урок контроля знаний и умений: 1, 3, 11, 15

Комбинированный урок: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 12, 14, 15 Урок коррекции знаний, умений и навыков: 1, 3, 13, 14, 15

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления): 1, 2, 3, 4, 5, 8, 14, 15

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения): 1, 2, 3, 4, 9, 10, 12, 14, 15

Урок систематизации и обобщения знаний и умений: 1, 3, 4, 10, 9, 12, 14, 15

Цель урока

Знать букву, звук, который она может обозначать,  уметь читать с ней слоги и слова. Создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита ц и звуками, которые эта буква обозначает [ц]; научить выполнять звуковой анализ слов «цокотуха», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и  предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.

Развивающие: - развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: Воспитываем интерес к предмету, чувство товарищества, взаимоуважения и взаимопонимание.

Планируемые результаты

Предметные

Уметь разграничивать поняние, предмет и слова строить модель слова

Личностные

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Метапредметные

Коммуникативные

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

Межпредметные связи

С окружающим миром.

Ресурсы урока

Наглядность, презентация, задания для работы  в группах.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, …

УМК

 Система Д.Б.Эльконин – В.В. Давыдов

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, _____ мин

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, ____мин

- Ребята, к нам пришло письмо, но  вот беда попало оно под дождь и буквы  в нем стерлись. Остался только адрес получателя, а от кого оно неизвестно.

- Давайте прочитаем, что внутри.

(слайд)(дети читают с доски)

Муха, Муха - …окотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

- Слышали ли вы эти строки  ранее?

- Как оно называется и кто автор?

- Правильно  это Муха-  Цокотуха и написал ее  К.Чуковский.(слайд)

Чуковский Корней Иванович русский писатель, поэт, переводчик, литературовед.

- А кто  знает  какие еще произведения он написал?(слайд)

- Скажите, был ли у мухи настоящий друг, который ее не бросил в трудную минуту? (да)

- Кто? ( Маленький комарик)

- Ребята,  давайте и мы на сегодняшнем уроке будим дружными  и обязательно будим помогать своим товарищам в трудную минуту.

Читают с доски текст

Прочитать текст догадаться какая буква пропущена. Назвать произведение и его автора

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание, участвовать в обсуждении.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из текстов;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4

Актуализация знаний, _____ мин

-Ну  давайте вернемся к нашему письму. Что вы заметили в этом письме необычного. Все ли сразу смогли прочитать текс? (нет, там нет буквы)

- В каком слове пропущена буква? (Цокотуха)

- А какой первый звук вы слышите в слове Цокотуха? (звук ц)

Можем ли мы сразу написать имя Цокотуха? (нет мы не знаем какой буквой обозначается звук ц)

- С какой проблемой мы столкнулись? (звук знаем, а слово записать не можем т. к не умеем писать букву ц)

- Кто же догадался какая тема урока? (звук ц и буква ц)

- Но чтобы решить нашу проблему, давайте составим маршрут, по которому мы будим идти.

- Что мы обычно делаем , когда знакомимся с новым звуком и буквой?

( на доску прикрепляется каждый пункт маршрута)

1. Даем характеристику звука.

2. Знакомимся с портретом буквы.

3. Место буквы в слове.

4. Чтение слов с новой буквой

 Выделяют первый звук в слове. Дают ему характеристику.

Уметь выделять первый звук в словах и давать ему характеристику.

Составление плана.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

5

Первичное усвоение новых знаний, _____ мин

Работа в парах

Предлагаю поработать в парах

-Сейчас  я предлагаю выложить у себя на партах  имя мухи Цокотуха.

- А два человека поработают у доски.

(два человека выкладывают схемы на доске)

- Давайте проверим правильность выполненного задания при помощи сигнальных карточек.

- Дайте характеристику звука ц ?(согл. Твер.глухой)

(молодцы. Дети садятся на место)

- В нашей сказке муха –Цокотуха ходила на базар зачем? (купить самовар и позвать гостей)

- Вот пришли к мухи букашки  и принесли схему слова ЦИФРЫ. Пришла бабушка – пчела и принесла свою схему.

( на доске появляется слайд с двумя схемами в одном  ц – мягкий , в другой – твердый)

- Подумайте и скажите кто из них прав?(бабушка- пчела)

- Почему? ( хоть после нее и стоит буква ,а звук ц произносится твердо)

- Ребята, какой же вывод можно сделать про звук ц? (он всегда твердый)

- Давайте вернемся к нашему маршруту.  Выполнили мы первый пункт?(да)

Умение работать в парах.

Умение давать анализ.

Работают с сигнальными карточками.

Строят схемы к словам.

Проанализировать проблемную ситуацию.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

6

Первичная проверка понимания, _____ мин

-Какой второй пункт нашего маршрута.

(портрет буквы)

- Предлагаю всем посмотреть на доску и запомнить портрет буквы ц.

( Учитель вывешивает портрет буквы ц)

- Почему изображено две буквы? Зачем нужна большая буква?

большая буква нам нужна для написания имен)

- А какое слово,  которое звучало на  урока вы бы написали с большой

буквы? Почему?

Давайте почитаем слоги на  доске.

- Давайте вернемся к нашему маршруту и посмотрим, какой пункт мы выполнили. (2)

Физминутка

Работа в группах.

Предлагаю сесть для работы в группах

(вспомним правила работы в группе.)

( на доске  слайд с правилами  работы)

- Ребята для вас муха – Цокотуха принесла задания.

У вас на столах лежат конверты со словами. Вы должны  их почитать и отобрать слова соответствующие схеме на вашем конверте. А после того как вы отобрали слова придумать еще 1-2 слова, но чтобы оно подходило к этой схеме.

(рыцарь, лицо, огурец, купец, молодец, цирк, цыпленок, цветы)

(каждая группа свои слова ищет себе на листочке)

- Просим выйти координатора группу и прикрепить на доску слова с буквой ц в  начале слова.(дети выходят по очереди и прикрепляют слова)

- Дайте характеристику звуку ц  в начале слова?(согл. ТВ.гл)

-Назовите какие слова вы подобрали.

- Просим выйти вторую группу и прикрепить слова с буквой ц в середине.

(выходят и прикрепляют)

- Дайте характеристику звуку ц в середине слова?(согл.тв.гл)

- Назовите какие слова вы придумали.

- просим выйти третью группу и прикрепить  слова с буквой ц в конце слова. (выходят и прикрепляют)

- Дайте характеристику звуку ц в конце слова?(согл. ТВ.гл)

- назовите какие слова вы придумали.

-Какой вывод можем сделать?( в каком бы месте не стояла буква, звук всегда твердый)

Ребята, а есть ли слова смыл которых вам непонятен?

(пользуясь словарем……………………………

…………………………………………………………..)

- Давайте посмотрим на наш маршрут. Выполнили мы еще один пункт ?

Научиться писать букву.

Научиться определять место буквы в слове.

Делают вывод.

Выучить портрет буквы.

Выбрать слова  подходящие к схемам.

Сделать вывод к выбранным схемам . придумать самим слова.

Умение работать с разными словами, находить характерные особенности.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

7

Первичное закрепление, _____ мин

-Ребята скажите, кого боится муха –Цокотуха в сказке? (паука)

- А  в реальной жизни,  кто является врагом для  мухи?(птицы)

- А почему? (насекомые – это основная пища птиц)

- Предлагаю посмотреть небольшое видео о птице. Внимательно смотрите может, кто знает , что это за птица?

(включается видео о скворце)

- Кто догадался, что это за птица?

        

- Ребята,  кто знает почему его назвали скворцом ?

(подготовленный ребенок)

Название скворец получил  благодаря своему пению. В песне скворца действительно много потрескивания, прищелкивания (клювом),

как жареное на горячей сковороде. Он и впрямь скворчит.

Саша скажи, а откуда ты узнал эту информацию?

(…………………………………………………………………………….)

-Кто нам может рассказать о скворце.

(  3 детям заранее даются тексты)

Взрослые скворцы окрашены в черный с металлическим отливом цвет.  Осенью на концах пера имеются белые пятнышки, как бы покрывающие тело птицы жемчужной россыпью. Клюв весной желтый, а к осени темнеет.

Весной скворцы одними из самых первых прилетают на места гнездования. В это время самцы поют свою замечательную песенку, сидя на проводах или около скворечен. Они буквально рассказывают вам о своих встречах на местах зимовки.

 Ведь скворцы хорошие имитаторы. В песне старого самца можно услышать  посвисты иволги, ржание жеребенка,  кваканье лягушек, скрип отворяемой

-А теперь давайте откроем учебники  стр.43 и прочитаем, текст о этой удивительнойптице.

.(читает учитель)

-Какие слова вам были непонятны?

- Как вы понимаете слово окреп? степенно?

Прочитайте текст самостоятельно. (жужжащее чтение)

-Когда прилетел скворец?

- Какой он был? Зачитайте?

- Где добывал пищу скворец? Что ел?

- Какая стала походка? Сколько прошло времени?

- Давайте вернемся к нашему маршруту и посмотрим все ли мы выполнили на уроке?

Просмотр фрагмента

Рассказывают доклад..

Рассказывают доклад

Отвечают на вопросы.

Смотрят фрагмент видео и отвечают на вопрос.

Ищут ответы в тексте

Умение работать с научной литературой.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

15

Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин

Подведем итог урока.

  - Что нового узнали на уроке?(

- Что вы можете  рассказать  о звуке  и о букве?

- В заключении нашего урока прошу  продолжить предложения?

- Я запомнил…….

- Я научился…….

- Я узнал…….

- Я удивился…..

- И так как у мухи – Цокотухи было день рождение дайте устроим ей салют. Поднимите зеленые звездочки – если все было понятно на уроке. , желтые – если остались вопросы. Красные если много чего не поняли на уроке.

Выделить детей, которые хорошо работали. Поблагодарить всех за работу.

Оценивают свою работу на уроке.

Работают с сигнальными карточками.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 8

ЦИФРЫ

Слайд 9

Ц а о у ы и

Слайд 10

1 . Внимательно слушай задание. 2. Говори шёпотом. 3. Записывай идеи. 4. Не бери всю инициативу на себя. 5. Не жди подсказки.

Слайд 11

Я запомнил… Я научился… Я узнал… Я удивился…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.

Цели:– формируем умение различать гласные и согласные звуки;– формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;– формируем умение выделять звук в слове;– знакомим с по...

Звуки [м] [м"], буквы М, м. Две работы буквы М

Урок по литературному чтению (обучение грамоте), 1 класс., УМК"Перспективная начальная школа"....

Звуки [м], [м], буквы М, м. Работа букв согласных М, м.

,Представлен конспект урока  обучения грамоте  (литературное чтение) по УМК ПНШ....

Проверочная работа по теме "Звуки и буквы. Буква Э" 2 класс УМК "Перспектива

Данная форма позволяет проверить уровень теоретических знаний, основааных на примерах по  теме "Зввуки и буквы"...

Буквы Ф,ф. Их работа.

Урок обучения грамоте....

Буква Т и её работа.

Урок обучения грамоте....

Звуки [н], [н’], буквы Н,н. Две работы буквы и.

Технологическая карта урока по предмету литературное чтение (период обучения грамоте) в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа"...