Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Игнатьева Елена Анатольевна

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;

– формируем умение выделять звук в слове;

– знакомим с понятием «суффикс»;

– формируем умение анализировать текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnaya_bukva_yu_i_ee_zvuki.doc421.5 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx64.32 КБ
Файл kartochki.docx52.08 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Урок 92 (2 ч.).

Тема: Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;

– формируем умение выделять звук в слове;

– знакомим с понятием «суффикс»;

– формируем умение анализировать текст.

Символы:

                 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

2. –  Ребята послушайте загадку:

В шляпе с круглыми полями 
И в штанишках до колен 
Занят разными делами, 
Лишь учится ему лень. 
Кто он, быстро отгадай-ка, 
Как зовут его? 
(Незнайка.)

Незнайка принес для вас букву?

Чем интересны буквы Е, Ё, Я?

– Как вы думаете, почему я о них спрашиваю?

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

     1. Работа в «Букваре».  2   5   6   2

Незнайка приготовил для вас еще одно задание, откройте «Букварь» на с. 148

– Найдите на рисунках предмет женской одежды.

1) Звуко-буквенный анализ слов.

 Звуко-буквенный анализ слова юбка.

– Скажите слово по слогам.

– Сколько слогов в слове юбка?

– Сколько гласных?

– Какие?

– Какой первый слог?

– Назовите первый звук в этом слоге.

– Второй звук.

– Назовите следующие звуки.

 транскрипция [ й' упка ] 

– Как отметим первый звук, второй звук?

– Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки? (В русском языке эти два звука обозначаются одной буквой Ю.)

– Найдите её на ленте букв.

Учитель показывает карточку со строчной буквой ю.

– Под какой буквой она стоит? Как вы думаете, почему?

– Обозначим графически остальные звуки в этом слове.

– Как называется предмет, нарисованный на второй картинке?  (Люстра.) 

– Сколько гласных, сколько слогов в слове?

– Сделаем схему этого слова, произнесём, послушаем все звуки и отметим их графически.

– Что заметили? (В слове есть буква Ю, но она обозначает один звук.)

– Какой звук обозначает буква Ю? (Звук [у], [л’устра].)

– Обозначьте соответствующий звук на схеме буквой Ю.

– А какую роль играет буква Ю  в слове люстра? (Указывает на мягкость согласного [л’].)

– Видите, как по-разному ведёт себя буква Ю. Догадались почему? (Если стоит в начале слова – обозначает два звука, а если после буквы согласного – обозначает звук [у] и указывает на мягкость предшествующего согласного.)

 2) Схема-«человечек».

– Найдите схему-«человечка». Как её необходимо раскрасить?

– Что мы сейчас делали?

– Что нового узнали? 

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙΙΙ. Применение нового знания

   1. Работа в «Букваре».  5   6   3   2

Чтение слогов и слов.

1) Чтение слогов.

– Найдите на с. 148 тот столбик, в котором написаны слоги.

– Прочитайте слоги, которые начинаются с буквы Ю.

2) Чтение слов в столбиках.

– Найдите слово, которое начинается с этого слога.

– Прочитайте слово, которое можно «найти» в кастрюле. (Пюре.) 

– Найдите слово, которого «боится» машина. (Кювет- канава идущая вдоль дороги.. Кто знает, что это?)

– Как ласково произнести слово клюв? (Клювик.) 

– Как называется тёплое место, где отдыхают в отпуске? (Юг.) 

– Веселье, радость, смех… (Юмор.) 

Юркий: как сказать по-другому? (Быстрый, увёртливый.)

– Про кого можно сказать, что он юркий? (Про мальчика, птицу, рыбку…)

– Назовите все буквы в слове союз.

– Почему? (4 буквы, 5 звуков, так как буква Ю обозначает два звука, она стоит после буквы гласного [о], начинает слог.)

– А есть ли слово, которое называет математический знак?

(Плюс.)

– Найдите слова, которые отвечает на вопрос: какой? (Любимый.) 

– Предмет, которым пользуемся каждый день. (Тюбик.) 

– Найдите слово, обозначающее устройство, которое выпускает воду в реку. (Шлюз.) 

– Какое слово обозначает предмет, которым любила баловаться няня Малыша, друга Карлсона? (Плюшки.) 

– А каким словом обозначают крепкий, сильный мороз или злого зверя? (Лютый.) 

– Назовите слово, однокоренное слову поле. (Полюшко.)

– Какое слово принадлежит хоккеисту? (Клюшка.) 

– Что можете сказать про слова третьего столбика? (Они однокоренные.)

– Выделим корень в этих словах.

– Какие слова мы не назвали? (Значение слов: дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.)

Физкультминутка.

  1. Вышли мышки как-то раз

       (ходьба на месте)

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре

             (хлопки)

Мышки дёрнули за гири

             (наклоны)

Вдруг раздался страшный звон

           (присесть)

Убежали мышки вон!

           (бег на месте)

  3. Работа в «Букваре».  1   4   7   1

Чтение грамматической сказки.

1) До чтения текста.

а) Иллюстрация, заголовок.

– Художник не нарисовал иллюстрацию, странно, почему?

– Прочитайте заглавие.

– Его нет? А что вместо него? (Знак вопроса.)

– А что бы это значило? (Значит, авторы предлагают нам озаглавить текст.)

б) Просмотровое чтение.

– Прочитайте первое слово напечатанное крупным шрифтом.

Учитель не предлагает вчитываться, а даёт установку только

прочитать выделенные слова.

Вот слово ДОМ. Что вы представили себе? Расскажите. Добавим буквы к этому слову и получим ДОМИК. А сейчас что вы представили? Каким стал ДОМ? (О чём прочитали? Так что превращается?)

А если добавим к слову ДОМ другие буквы, получим ДОМИЩЕ. (Какие другие буквы добавили?) И каким же стал ДОМ? Как он изменился? (Как интересно, всего две-три буквы, а так изменилось значение слова! Какие это буквы?)

Какие части слова изменили ДОМ и сделали из него ДОМИК и ДОМИЩЕ? (Оказывается, это не просто буквы, а части слова!) Эти части слова

-ИК- и -ИЩ- называются суффиксами. 

На доске картинки разных по размеру домов со словами: дом, домик, домище.

– К какой части слова добавили -ик-, -ищ-? (К корню дом.) Выделим, в своих карточках, корень графически.

– Выделим суффикс графически.

– Какие суффиксы встречали?

 У вас на карточках есть еще слова, какие? (Нос, носик, носище). Выделите корень и суффикс в этих словах.

Бывают суффиксы ласковые, как котята. Прибавили их к слову – слово становится ласковым. Смотрите: Надя – НадЮШа – НадЮШКа, Ваня – ВанЮШа – ВанЮШКа. (А какие имена мы сегодня уже встречали?) Назовите нежно, ласково:

Ну разве не чудесные превращения?

3) Работа с текстом.

А теперь, ребята, давайте прочитаем текст.

– Кто же совершает в русском языке чудесные превращения?

– Как назовём текст? (Суффиксы. Сказка. Чудесные превращения.) 

4)

– Сформулируйте тему сегодняшних уроков чтения и письма.

– Расскажите, что нового узнали о букве Ю.

– Какая часть слова образует новые слова?

– Какие проблемы мы решали? 4   4

– Чему новому научились?

- Давайте украсим полянку возле домиков цветочками (для этого вам нужно взять цветочек того цвета на который вы оцениваете свою работу на уроке), прикрепив цветочек на доску.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

Прочитать или пропеть песенку родителям и задать им разные вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нос Носик Носище Дом Домик Домище


Предварительный просмотр:

Дом, домик, домище.

Нос, носик, носище

C:\Users\1\Desktop\10.02\картинки\yellowlemon.net-clipart-013.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.

На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...

Урок литературного чтения для 1 класса Чтение слов с изученными буквами. И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели" Школа России

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе  И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели", Школа России. На данном уроке используется прием педагогической технологии "Развитие критического мыш...

Тема урока: Чтение слов с изученными буквами. Внеклассное чтение. Н.И.Сладков «Лесные сказки»

Создание  условий   для   формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читатель...

Урок обучения грамоте (чтения) в 1 «Б» классе на тему: «Буква Д. Чтение слов с изученными буквами»

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе на тему: "Буква Д. Чтение слов с изученными буквами"....

Урок обучения грамоте и самоанализ урока в 1 классе. «Чтение слов с изученными буквами. Закрепление изученного материала»

Тема урока: «Чтение слов с изученными буквами».Тип урока: урок рефлексии. Цель урока: закреплять знания о буквах Ее, Ёё и звуках, которые эти буквы обозначают, о роли этих букв в обоз...