Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;
– формируем умение выделять звук в слове;
– знакомим с понятием «суффикс»;
– формируем умение анализировать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnaya_bukva_yu_i_ee_zvuki.doc | 421.5 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 64.32 КБ |
kartochki.docx | 52.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Урок 92 (2 ч.).
Тема: Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.
Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;
– формируем умение выделять звук в слове;
– знакомим с понятием «суффикс»;
– формируем умение анализировать текст.
Символы:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний | Прозвенел звонок для нас. 2. – Ребята послушайте загадку: В шляпе с круглыми полями Незнайка принес для вас букву? – Чем интересны буквы Е, Ё, Я? – Как вы думаете, почему я о них спрашиваю? | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | 1. Работа в «Букваре». 2 5 6 2 Незнайка приготовил для вас еще одно задание, откройте «Букварь» на с. 148 – Найдите на рисунках предмет женской одежды. 1) Звуко-буквенный анализ слов. Звуко-буквенный анализ слова юбка. – Скажите слово по слогам. – Сколько слогов в слове юбка? – Сколько гласных? – Какие? – Какой первый слог? – Назовите первый звук в этом слоге. – Второй звук. – Назовите следующие звуки. – транскрипция [ й' упка ] – Как отметим первый звук, второй звук? – Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки? (В русском языке эти два звука обозначаются одной буквой Ю.) – Найдите её на ленте букв. Учитель показывает карточку со строчной буквой ю. – Под какой буквой она стоит? Как вы думаете, почему? – Обозначим графически остальные звуки в этом слове. – Как называется предмет, нарисованный на второй картинке? (Люстра.) – Сколько гласных, сколько слогов в слове? – Сделаем схему этого слова, произнесём, послушаем все звуки и отметим их графически. – Что заметили? (В слове есть буква Ю, но она обозначает один звук.) – Какой звук обозначает буква Ю? (Звук [у], [л’устра].) – Обозначьте соответствующий звук на схеме буквой Ю. – А какую роль играет буква Ю в слове люстра? (Указывает на мягкость согласного [л’].) – Видите, как по-разному ведёт себя буква Ю. Догадались почему? (Если стоит в начале слова – обозначает два звука, а если после буквы согласного – обозначает звук [у] и указывает на мягкость предшествующего согласного.) 2) Схема-«человечек». – Найдите схему-«человечка». Как её необходимо раскрасить? – Что мы сейчас делали? – Что нового узнали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) | |
ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. Работа в «Букваре». 5 6 3 2 Чтение слогов и слов. 1) Чтение слогов. – Найдите на с. 148 тот столбик, в котором написаны слоги. – Прочитайте слоги, которые начинаются с буквы Ю. 2) Чтение слов в столбиках. – Найдите слово, которое начинается с этого слога. – Прочитайте слово, которое можно «найти» в кастрюле. (Пюре.) – Найдите слово, которого «боится» машина. (Кювет- канава идущая вдоль дороги.. Кто знает, что это?) – Как ласково произнести слово клюв? (Клювик.) – Как называется тёплое место, где отдыхают в отпуске? (Юг.) – Веселье, радость, смех… (Юмор.) – Юркий: как сказать по-другому? (Быстрый, увёртливый.) – Про кого можно сказать, что он юркий? (Про мальчика, птицу, рыбку…) – Назовите все буквы в слове союз. – Почему? (4 буквы, 5 звуков, так как буква Ю обозначает два звука, она стоит после буквы гласного [о], начинает слог.) – А есть ли слово, которое называет математический знак? (Плюс.) – Найдите слова, которые отвечает на вопрос: какой? (Любимый.) – Предмет, которым пользуемся каждый день. (Тюбик.) – Найдите слово, обозначающее устройство, которое выпускает воду в реку. (Шлюз.) – Какое слово обозначает предмет, которым любила баловаться няня Малыша, друга Карлсона? (Плюшки.) – А каким словом обозначают крепкий, сильный мороз или злого зверя? (Лютый.) – Назовите слово, однокоренное слову поле. (Полюшко.) – Какое слово принадлежит хоккеисту? (Клюшка.) – Что можете сказать про слова третьего столбика? (Они однокоренные.) – Выделим корень в этих словах. – Какие слова мы не назвали? (Значение слов: дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.) Физкультминутка.
(ходьба на месте) Поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре (хлопки) Мышки дёрнули за гири (наклоны) Вдруг раздался страшный звон (присесть) Убежали мышки вон! (бег на месте) 3. Работа в «Букваре». 1 4 7 1 Чтение грамматической сказки. 1) До чтения текста. а) Иллюстрация, заголовок. – Художник не нарисовал иллюстрацию, странно, почему? – Прочитайте заглавие. – Его нет? А что вместо него? (Знак вопроса.) – А что бы это значило? (Значит, авторы предлагают нам озаглавить текст.) б) Просмотровое чтение. – Прочитайте первое слово напечатанное крупным шрифтом. Учитель не предлагает вчитываться, а даёт установку только прочитать выделенные слова. Вот слово ДОМ. Что вы представили себе? Расскажите. Добавим буквы к этому слову и получим ДОМИК. А сейчас что вы представили? Каким стал ДОМ? (О чём прочитали? Так что превращается?) А если добавим к слову ДОМ другие буквы, получим ДОМИЩЕ. (Какие другие буквы добавили?) И каким же стал ДОМ? Как он изменился? (Как интересно, всего две-три буквы, а так изменилось значение слова! Какие это буквы?) Какие части слова изменили ДОМ и сделали из него ДОМИК и ДОМИЩЕ? (Оказывается, это не просто буквы, а части слова!) Эти части слова -ИК- и -ИЩ- называются суффиксами. На доске картинки разных по размеру домов со словами: дом, домик, домище. – К какой части слова добавили -ик-, -ищ-? (К корню дом.) Выделим, в своих карточках, корень графически. – Выделим суффикс графически. – Какие суффиксы встречали? У вас на карточках есть еще слова, какие? (Нос, носик, носище). Выделите корень и суффикс в этих словах. Бывают суффиксы ласковые, как котята. Прибавили их к слову – слово становится ласковым. Смотрите: Надя – НадЮШа – НадЮШКа, Ваня – ВанЮШа – ВанЮШКа. (А какие имена мы сегодня уже встречали?) Назовите нежно, ласково: Ну разве не чудесные превращения? 3) Работа с текстом. А теперь, ребята, давайте прочитаем текст. – Кто же совершает в русском языке чудесные превращения? – Как назовём текст? (Суффиксы. Сказка. Чудесные превращения.) 4) – Сформулируйте тему сегодняшних уроков чтения и письма. – Расскажите, что нового узнали о букве Ю. – Какая часть слова образует новые слова? – Какие проблемы мы решали? 4 4 – Чему новому научились? - Давайте украсим полянку возле домиков цветочками (для этого вам нужно взять цветочек того цвета на который вы оцениваете свою работу на уроке), прикрепив цветочек на доску. Вот и кончился урок. | Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
ΙV. Домашнее задание (по желанию) | Прочитать или пропеть песенку родителям и задать им разные вопросы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте с презентацией. Тема: Заглавная буква М. Упражнение в чтении слов с изученными буквами.
На уроке используется игровая ситуация, дети через развивающие задания, подводящий диалог, открывают новое знание. Первоклассники имеют возможность продемонстрировать друг другу свои знания, полученны...
Путешествие в зимнюю сказку. Чтение слов с изученными буквами
Конспект урока обучения грамоте...
Урок литературного чтения для 1 класса Чтение слов с изученными буквами. И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели" Школа России
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели", Школа России. На данном уроке используется прием педагогической технологии "Развитие критического мыш...
Тема урока: Чтение слов с изученными буквами. Внеклассное чтение. Н.И.Сладков «Лесные сказки»
Создание условий для формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читатель...
Урок обучения грамоте (чтения) в 1 «Б» классе на тему: «Буква Д. Чтение слов с изученными буквами»
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе на тему: "Буква Д. Чтение слов с изученными буквами"....
Урок по литературному чтению 1 класс «Чтение слов с изученными буквами. Формирование навыков чтения»
Формирование навыков чтения, умения работать с текстом...
Урок обучения грамоте и самоанализ урока в 1 классе. «Чтение слов с изученными буквами. Закрепление изученного материала»
Тема урока: «Чтение слов с изученными буквами».Тип урока: урок рефлексии. Цель урока: закреплять знания о буквах Ее, Ёё и звуках, которые эти буквы обозначают, о роли этих букв в обоз...