К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".Герои произведения. Выстраивание событий в тексте.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Денисова Наталья Викторовна

Конспект урока литературного чтения для обучающихся 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korzina_s_elovymi_shishkami.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Щёлкинская СОШ №2

Учитель начальных классов

высшей категории

Денисова Н.В.

2015г.

Тема: К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Выстраивание событий в тексте.

Цели: расширить знания о творчестве К.Паустовского и Э.Грига; помочь понять смысл произведения; обучать правильному, выразительному чтению; учить характеризовать главных героев, их поступки; прививать любовь к литературе и музыке; учить видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир; воспитывать бережное отношение к природе, к чувствам людей; воспитывать умение сопереживать; развивать память, мышление, воображение, речь.

Планируемые результаты:

 предметные: умения работать с текстом ( определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, пересказ от первого лица);

метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ пословицы, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

личностные: осмысление пословицы «Жизнь дана на добрые дела»; формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми обучающиеся сталкиваются в жизненных ситуациях.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, рисунок ели и шишек, костюмы для инсценирования, задания для работы в группах.

Ход урока

І Оргмомент

Посмотрите на меня,

На друзей и, конечно, на гостей!

Повернитесь друг к другу,

Улыбнитесь и тихонечко садитесь!

Ребята, что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Продолжите предложение:

Этот урок меня научит…

Сегодня я хочу предложить вам необычный урок. Девизом этого урока станут такие слова:

(слайд 1)

Урок чтения начинаем,

Фантазию, конечно же, включаем.

Не только нужно ведь читать,

Предвидеть надо, наблюдать,

Чтоб в диалоге не теряться,

За микрофон пора нам взяться.

Эссе писать, подумав,

Буквальные и небуквальные

Вопросы задавать,

Над текстом думать, сопереживать.

И от лица любого уметь

Текст пересказать.

Мы окунемся с вами в мир литературы и музыки.

ІІ Речевая разминка

(слайд 2)

Мы идем лесной тропинкой,

А куда – не знаем сами.

За малиной?

За малиной!

За грибами?

За грибами!

Светит солнце золотое

Сквозь зеленые оконца.

Может, мы идем за солнцем?

Что же!

Может, и за солнцем!

Может, белка попадется,

Может, ежик ждет нас где-то…

Мы идем гурьбой веселой

Ясным утром

В гости к лету!

 В.Викторов

Прочитайте стихотворение способом «птичий базар» ( еще: медленно, с ускорением, выразительно).

Ребята, вы любите гулять в лесу? Чем вас привлекают эти прогулки? О чем вы думаете или мечтаете?

ІІІ Работа по теме урока

  1. Самоопределение к деятельности.

 (слайд 3)

Сколько жив на свете человек?

Ровно столько, сколько помнят люди.

Кто-то год, а кто-то целый век.

Кто-то вечно в этом мире будет.

Есть ли смерть для творческих людей?

Нет. Лишь шаг в другое измеренье.

Мир души царит в кругу друзей

И передается в поколеньях.

Тот огонь, что он зажег у нас,

Не погаснет по веленью ветра.

Где-то из глубин в нежданный час

Воспылает от искры заветной.

                                                      Л.Преображенская

Как вы думаете, о ком эти слова? С каким произведением мы будем работать на уроке? Кто его автор? (слайд 4)

Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают их произведения, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту и сами становятся добрее и лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни стать серой и скучной.

Давайте вспомним слова Дагни Педерсон. (слайд 5)

«…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»

Попробуем разобраться в смысле этих слов. Что же делает человека счастливым?

2. Работа с произведением.

Откройте учебники на с.47. Найдите и прочитайте описание природы Бергена.

Что же произошло в этом лесу?

Вспомнить момент встречи Э.Грига и маленькой девочки Дагни нам помогут ребята.

Инсценирование. (слайд 6)

Почему Григ относится к девочке с пониманием и любовью?

А еще, ребята, у музыканта была дочь Александра. Она была красивым, милым ребенком. Стоило Григу сесть за рояль, как она мгновенно замолкала. Но прожила она совсем недолго, чуть больше года. Больше детей в семье Грига не было. Через всю жизнь пронес Григ эту утрату. Смерть дочери была самым драматичным моментом в жизни композитора. В каждой девочке он видел свою дочь. Общаясь с детьми, он как бы общался с ней. Об этом знал и К.Паустовский.

Каким был Григ?

Докажите это, используя метод ПРЕСС. (слайд 7)

Я считаю, что…(позиция)

… потому, что (доказательства)

… например (пример)

… поэтому, я считаю …(вывод)

Что Григ обещает Дагни? Почему подарок она сможет получить только через 10 лет?

Всегда приятно встретиться с добрыми людьми, которые умеют дарить тепло и частичку своего сердца. Вот с таким человеком и встретилась Дагни в еловом лесу.

А что хорошего вы уже успели сделать в своей жизни? Напишите на своих еловых шишках и ими украсьте нашу ель.

(Звучит музыка. Дети работают)

Зачитывать мы не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит. Пословица гласит:
«Кто добр поистине, добро творит в молчании».

Как вы думаете, почему так говорят?

3. Где творил Э.Григ?

Найдите и зачитайте описание его дома. ( слайд 8)

Кто были его слушатели? Как они реагировали его музыку?

ІV Физминутка

Звучит музыка Э.Грига.

V Продолжение работы с произведением

Что же случилось через 10 лет?

Поработаем в группах.

Вспомним правила работы в группах. ( слайд 9)

1-я группа

Что произошло с Дагни.

  1. Какой стала Дагни? Опишите ее. (можно зачитать)
  2. Куда отправил ее отец?
  3. Куда любила ходить девушка?
  4. Какие эмоции вызывало у нее посещение театра?

Ответить на 3 и 4 вопросы, рассказав от имени Дагни.

2-я группа

Как Дагни слушала музыку.

  1. Просмотреть отрывок из рассказа на с.56-57.
  2. Рассказать как Дагни слушала музыку, используя слова-опоры.

Заболела грудь, подступившие к горлу слезы, закрыла лицо, ничего не слышала, шумела буря, пастуший рожок, струнный оркестр, плакала.

3-я группа

Как звучала музыка?

  1. Просмотреть отрывок из рассказа на с.56-57.
  2. Подготовить рассказ о том, как звучала музыка, используя слова текста.

VI Коррекция

Каждая группа рассказывает то, что подготовила.

Музыка звала. Она была живая. Такой прием в литературе называют олицетворением.

Разве может быть музыка живой?

Да, автор одушевляет музыку, наделяет ее человеческими качествами. К.Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений.

О чем жалела Дагни?

(Жалела, что не может поблагодарить Грига за подарок. Она только теперь поняла о каком подарке говорил композитор).

Понравился ей подарок? Хотели бы вы получить такой подарок?

А разве нельзя сказать, что вы его тоже получили? Вам он понравился?

( слайд 10)

«Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря…»

Прочитайте эти слова. Кого мы в данном случае называем волшебником? Почему?

Первый волшебник – это Э.Григ, сумевший написать такую восхитительную музыку, что она даже заставляет людей плакать.

Второй волшебник – это К.Паустовский, которому мы благодарны за то, что он так мастерски сумел описать звучание музыки.

Произведения этих двух мастеров – бессмертны. Вспомните слова из стихотворения, звучавшего в начале урока:

«Тот огонь, что он зажег у нас,

Не погаснет по веленью ветра…»

Обычно людей искусства принято благодарить аплодисментами. Давайте и мы поаплодируем двум великим мастерам, двум волшебникам.

Как вы думаете, почему говорят: «Жизнь дана на добрые дела»? Для чего живет человек? Что же делает человека счастливым?

( Творить добро, открывать красоту окружающего мира).

Какова главная мысль рассказа?

VII Рефлексия

А какое настроение у вас вызвали эти два произведения?

Напишите 3-х минутное эссе.

«Кресло автора» Обучающиеся зачитывают свои эссе.

VIII Итог урока

Оправдались ли ваши ожидания? Возьмите интервью у ваших одноклассников, наших гостей.

IX Домашнее задание

В ваших учебниках рассказ напечатан не до конца. На партах у вас лежит концовка. Прочитайте ее дома и ответьте на вопрос:

Почему дядюшка Нильс знал, что жизнь Дагни не пройдет даром?

Нарисуйте Дагни, как вы ее представляете.

(слайд 11)

Хочу закончить урок словами – пожеланием всем вам.

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперед иди сквозь годы,

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, свои живые всходы.

Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

 – Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни.

Теперь он знал, что ее жизнь не пойдет даром.

Почему дядюшка Нильс знал, что жизнь Дагни не пройдет даром?

Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

 – Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни.

Теперь он знал, что ее жизнь не пойдет даром.

Почему дядюшка Нильс знал, что жизнь Дагни не пройдет даром?

Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

 – Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни.

Теперь он знал, что ее жизнь не пойдет даром.

Почему дядюшка Нильс знал, что жизнь Дагни не пройдет даром?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 4 класс." Музыка Э.Грига в произведении К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Цели и задачи. Совершенствовать знания, умения и навыки по чтению и развитию речи; работать над выразительностью чтения; обеспечить эмоциональное восприятие произведения К. Паустовского с помощью музы...

Урок литературного чтения УМК "Гармония" по произведению К.Д. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Конспект урока литературного чтения  УМК "Гармония"  4 класс по произведению К.Д.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" , к уроку прилагается презентация....

Конспект урока по произведению Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Урок с использованием музыки Грига и презентацией "Норвегия"...

Интегрированный урок (чтение и музыка) по произведению К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс

Итоговый урок по произведению К. Паустовского.  Слушание симфонической музыки.. Конспект урока для проведения в музыкальном кабинете учителем музыки и чтения....

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по произведению К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» УМК «Гармония»,

Изучение творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развитие художественного вкуса, любви и интереса к чтению и к классической музыке....

Презентация к уроку литературного чтения по произведению К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс УМК "Гармония"

Презентация к уроку литературного чтения  по произведению  К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс УМК "Гармония"...

Чем должен жить человек в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Тема урока: К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками» Чем должен жить человек в произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»Идейный замысел К.Г. Паустовского в ...