Конспект урока чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б».
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Лескова Анна Вячеславовна

Открытый урок, обучение грамоте, 1 класс по программе "Школа России" для детей с ОВЗ (VII вид).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_leskova_a.v.docx192.82 КБ

Предварительный просмотр:

        

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №36

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)

1 КЛАСС

Учитель:Лескова А.В.

Санкт-Петербург

2014 год

Оглавление

  1. Введение:

Цели урока

Задачи урока

Оборудование

Форма урока

  1. Основная часть:

Конспект урока чтения 1 класс

  1. Заключение
  2. Литература

        

1.Введение.

  1. Цели урока:
  • Создать условия для ознакомления учащихся с новыми звуками [б], [б’]  и новой буквой Бб.
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков с использованием здоровьесберегающих компонентов.
  1. Задачи урока:
  • Создать условия для развития фонематического слуха, памяти, внимания, памяти
  • Создать условия для развития речи учащихся
  • Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся
  1.   Планируемые результаты:
  • Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
  • Личностные результаты:
  • Проявляют бережное отношение к окружающей природе, готовность заботится о животных.
  • УУД ( метапредметные):
  • Регулятивные: отличают верно выполненное задание от неверного.
  • Познавательные: общеучебные – отличают новое задание от уже известного; логические – характеризуют звуки [б], [б”] и буквы Б, б.
  • Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают художественный текст.
  • Основное содержание темы, понятия и термины:
  • Согласные буквы Б, б; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ.

1.4.Оборудование урока:

  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Магнитная доска
  • Магниты
  • Карточки с буквами
  • Слайды или предметные картинки с изображением животных
  • Игрушка Бабочка
  • Шнурок (нитка)
  • Слайды или картинки с разными изображениями буквы Б
  • Картинки с изображением Смайликов
  • Картинка с изображением улыбки

Учебно–методическое обеспечение: Азбука 1 класс, 1 часть, автор Горецкий В.Г. Учебник для общеобразовательных учереждений - М.: Просвещение 2012 г.

  1. Форма урока:
  • Урок – игра

  1. Основная часть.
  1. Конспект урока чтенияв 1классе по теме «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

а) Знакомство.

-Здравствуйте ребята!

- Здравствуйте!

- Что мы сделали? Поздоровались - Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу? (Здоровья).

- Как надо здороваться, желать здоровья? От чего это зависит? От настроения, от самочувствия.

- Человек может радоваться и огорчаться, веселиться. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесёт удачу. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.  Улыбнёмся друг другу.

Бабочка.

б) Настрой, психологическая установка на работу «Согреем бабочку»(релаксация через дыхательную технику).

Учитель показывает бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Учитель говорит, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдох через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

  1. Постановка целей и определение темы урока.

- Произнесите слово «Бабочка» по слогам. (БА-БОЧ-КА)

- Отгадайте какой согласный звук слышится в этом слове несколько раз? [б] (учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока)

- Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня знакомиться?

- Сегодня на уроке мы будем знакомимся со звуками [б], [б’] и буквой, которая их  обозначает.

  1. Работа по теме урока.

а) Знакомство со звуками [б],  [б’]

- Произнесите слово БАБОЧКА, выделяя в нем первый и третий  звук. Б-б-баб-б-бочка

 - Назовите выделенные звуки.

- Произнесите несколько раз звук [б] . Приложите ладонь к горлу. Произнесите звук  [б]. Дрожит горло или нет? Горло дрожит. Это звонкий согласный звук.

- Дайте короткую характеристику звука [б].

- Звук [б] согласный, звонкий, твердый.

- Как мы его обозначаем на схеме? (Синим цветом)

- А сейчас послушайте стихотворение.

б) Аналогично проводится работа по выделению звука [б’]  

Бобер в бору затеял бал.

Бобер на бал гостей созвал:

Белочки во флейты дуют,

Польку бабочки танцуют,

Даже тихий барсучок

Туфельками чок да чок!

- Отгадайте загадку:

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?

                                                                                          (Белка)

- Произнесите слово «Белка» по слогам. Произнесите слово БЕЛКА, выделяя в нем первый звук.

- Б-б-белка.

-Назовите этот звук.

-Это  звук  [б’].

-Произнесите несколько раз звук   [б’].

-При произнесении звука [б’] губы чуть-чуть растягиваются в стороны и плотнее примыкают друг к другу.

-Правильно заметили. Теперь произнесите звук еще [б’] раз и охарактеризуйте его, доказывая свои мысли.

- При произнесении звука [б’]  воздух встречает препятствие. Значит, он  согласный. В его произнесении участвует голос и шум. Значит, он звонкий. Звук [б’]   произносится мягко. Значит, он мягкий.

- Коротко охарактеризуйтезвук [б’].

- Как мы его обозначаем на схеме? (Зеленым)

- Речевая пауза. Учитель произносит слоги. Дети хлопают в ладоши, если услышат слог со звуком [б], [б’]: та-па-ба-ко-би-по-пы-би-да-но-бы-ка-то-би-ба

Дидактическая игра «Звук заблудился» ( по усмотрению учителя)

Жучка будку (булку) не доела,

Неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

  1. Знакомство с буквами «Б», «б».

- О каком представителе природы мы говорили в начале урока?

-О бабочке ( Если уч-ся не догадаются, то учитель читает стихотворение:

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

- Давайте представим, что все мы бабочки.

Двигательно-речевая пауза «Бабочка». (Проводится под руководством учителя, обязательно под музыку).

Учитель прикрепила на доску разные буквы, чтобы дети среди них нашли ту, которая обозначает звуки [б], [б’], Дети, которые знают,  показывают букву Б.

- Как называется эта буква?

- Это буква «бэ».

Буква «б» с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

-На что похожа буква «Б»?

-Буква «Б» похожа на толстяка  в кепке.

-А на что еще похожа буква «б»? (на бочонок с краном). ( Вешаются картинки или слайды).

- Изобразите букву Б из шнурка.

- В какой квадратик на ленте букв мы поместим букву «Б»? (В синий, т.к. она согласная).

  1. Чтение слогов с новой буквой.

Упражнение «Назови слоги в словах»: бегемот, кабан, баран, бурундук, белка, бычок, белка, барсук, бизон.

- Работа по учебнику стр. 97. Выделение звуков из слов «зебра» и «голуби»

- Чтение слогов – слияний стр.97

  1. Чтение слов и текста с новой буквой.

- Чтение слов в столбиках.

- Как назвать эти слова одним словом? (животные)

- Какое слово лишнее? Почему?

- Белка (Звук  согласный, мягкий, а в остальных словах твердый).

- Чтение «цепочкой» текста на стр. 97 (внизу). Пересказ (продолжите рассказ: Мы были в парке…..)

- Рассмотрите иллюстрацию стр.96

- Иллюстрация к какой сказке здесь помещена?

- Кто автор данной сказки? (А.С. Пушкин)

- Назовите слова с буквой «Б». (Белка,  корабль, берег)

- Чтение отрывка из сказки.

- Заучивание отрывка наизусть.

- Стр. 98 Игра «Соотнесение слов и рисунков».

- Чтение и сопоставление слогов с буквами «Б» и «П» по таблице стр. 98.

- Чтение скороговорки, отрабатывается ее произнесение.

- Разгадывание ребусов на стр. 98.

- Предлагаю вам прочитать текст. В нем рассказывается о животном, название которого состоит из четырех букв и четырех звуков. Все согласные звуки звонкие. О ком мы будем читать?

- Мы будем читать о бобре.

- Во время чтения попытайтесь сосчитать слова с буквой «Б». Чтение текста на стр.99.

- Какое дерево использовали бобры для строительства? (осина)

Составление и чтение слов со слогом « -ка- ». Стр. 99.

  1. Итоги. Рефлексия.

- С какими новыми  звуками и новой буквой вы познакомились на уроке? Дайте характеристику звукам[б] и  [б’].

Игра «Собери слово». На доске буквы, в разном порядке (У,Ы,А,К,Л,Б).

- УЛЫБКА. Ведь улыбка означает хорошее настроение. Так мы дарим друг другу здоровье и радость

- Понравился ли вам урок? (Перед уч-ся картинки Смайлики). Если Да, то рисуем веселую улыбку, если нет, то грустную.

- Молодцы! Спасибо за урок! Вы отлично потрудились.

3. Заключение.

З.1.Самоанализ урока.

Кто на себя глядит, свой видит лик,        

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе - тот истинно велик!

Пьер Гренгор

Урок проводился 1 декабря  2014 года в 1 классе. В классе присутствовали 12  человек.

Тема урока:« Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б».

Тип урока:Создать условия для ознакомления учащихся с новыми звуками [б], [б’] и   новой буквой Б, б.

   Урок был построен с учётом критериев здоровьесбережения (Приложение 1).

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в кабинете

Чистый, проветренный кабинет. Естественное    освещение кабинета и доски. Отсутствие монотонных неприятных звуковых раздражителей

Количество видов учебной деятельности

Речевая разминка,чтение (работа по учебнику), слушание, рассказ (рассказы детей о белочке), ответы на вопросы (диалоги), игры («Звук заблудился», «Найди букву»), рассматривание картинок в учебнике, на доске,  конструирование (в парах, дети изображают букву из шнурка), рисование

Количество видов преподавания

Словесный, наглядный, практическая работа (составление слова из букв, и т.д.)

Наличие и место методов, способствующих активизации

Методы свободного выбора: беседа, творчество, рассказ.

Активные методы: игры, упражнения, дискуссияв начале урока.

Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта (постановка цели), эмоций (театрализация с куклой,речевая разминка),общение (работа в парах), самооценка

Место и длительность применения ТСО

Использование музыки для релаксации и двигательно – речевой разминки

Поза ребёнка, чередование позы

Психологическая установка на работу, правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы (передвижение, вставание)

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Двигательная разминка, речевая пауза,пальчиковаякукла для театрализации и релаксации, игры (для отдыха, положительных эмоций, лёгкости, удовольствия), гимнастика для глаз (поиск игрушки)

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка.

Стимуляция внутренней мотивации: радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт, сотрудничество, учёт возрастных особенностей); ученик – ученик (сотрудничество, дружелюбие, активность, заинтересованность)

Эмоциональные разрядки на уроке

Улыбка, юмористическая картинка (Смайлик, песня

Основная задача урока:создание условийдля психологически благоприятной атмосферы, для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Данный урокможно разделить на три этапа:

I. Начальный этап:была создана положительная эмоциональная настроенность на урок, так как положительные эмоции способствуют снятию отрицательных воздействий на детский организм, была проведена речевая подготовка.

II. Основной этапбыл посвящен знакомству учащихся с новыми звуками [б], [б’] и новой буквой Б, б.

III. Заключительный этап включал в себя подведение итогов и рефлексию.

На уроке были использованы формы работы: фронтальная, парнаяи индивидуальная. Учащиеся вспоминали знания из окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

 На мой взгляд, были созданы все необходимые условия на уроке,  атмосфера во время урока была доброжелательная, темп занятия соответствовал возрасту ребят, кабинет был чистый и проветренный. Урок был продуман  с точки зрения рационального использования времени на каждом этапе урока.Были использованы электронные ресурсы: музыка для релаксации и двигательно-речевой разминки.Применение на уроке ИКТ позволяет разрядить высокую эмоциональную напряженность, оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим) и повышает мотивацию обучения.

Подведены итоги урока, осуществлена рефлексия: учащиеся оценили свое эмоциональное состояние на уроке и высказали мнение, были ли, по их мнению, достигнуты поставленные для себя цели.Отклонений от плана урока не было. Задачи, поставленные перед уроком, были реализованы. Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в различные виды деятельности).  Кроме этого, были использованы в достаточном количестве здоровьесберегающие технологии: релаксация (для настроя, психологической установки на работу.После такой установки работа на уроке проходит в быстром темпе), игры (для эмоционального спокойствия),двигательно-речевая пауза «Бабочка» под музыку (тренировки памяти, снятия утомления (снятия умственного утомления, развития слухового восприятия, вызов положительных эмоций,),   исполнение куплета песни (воздействие на чувство и эмоции детей), для профилактики нарушений осанки: необходимо научить ребенка следить за осанкой. От нее зависит не только стройность фигуры, но и здоровье. При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положении, что является одним из важных условий их нормальной работы), конструирование (развитие мелкой моторики, эмоциональное воздействие на кору головного мозга, положительное влияние на работу внутренних органов), игрушка «Бабочка» (снятие психологических трудностей в общении),  исполнение куплета песни (воздействие на чувство и эмоции детей), рисование (по выбору цвета карандаша можно определить эмоциональное состояние ребёнка), конструирование (для развития мелкой моторики, для общения в парах).

   На уроке использовался элемент цветотерапии: доска зелёного цвета, запись жёлтым цветом. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

   Я использовала на уроке игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.Беседы о животных снимают нервное напряжение.

Также были рассмотрены некоторые вопросы, связанные со здоровьем. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы. Однообразность урока способствует утомлению школьников.В целом урок прошел на высоком уровне.

В заключение  самоанализа проведённого урока мне хотелось бы всем, кто меня видит, кто читает мой представленный материал, дать несколько советов,  которые помогут избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову):

  • Смотрите на вещи оптимистично;
  • Стремитесь побороть страх;
  • Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно;
  • Не оказывайте давление на своих детей;
  • Не говорите: «Я этого не могу сделать»;
  • Самое главное: «Не забывайте, что вы красивы!».

   Спасибо за внимание и терпение! Удачи всем и творческих успехов!

4.Литература.

  1. Базарный В.Ф. Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях/ М., 1983.
  2. Гоникман Э.И. Как вытащить себя из стресса/ М., 1996.
  3. Журавлёва Е.Л. Целительные пальчики/ Кемерово, 1996.
  4. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе/ М., 2003.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе/ М., 2004.
  6. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся/ Завуч начальной школы № 1, 2004.
  7. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолениюперегрузки учащихся/ М., 2008.
  8. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников/ М., 1999.
  9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе/ М., 2002.

Приложение 1

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в кабинете

Температура и свежесть воздуха,  освещение кабинета и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

Активные методы: ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия.

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза ребёнка, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т.д.

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интереса к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель – ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество – авторитарность, учёт возрастных особенностей); ученик – ученик (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, активность – пассивность, заинтересованность – безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Приложение 2

Результаты исследований Института  возрастной  физиологии  РАО

80-90  %  

детей  шести  -  семи  лет  имеют  те  или  иные  отклонения  в физическом здоровье;

18-20 %

пограничные нарушения психического здоровья;

около 60%

нарушения речевого развития;

около  35%  

несформированность  зрительно-пространственного восприятия;  

более  30%

несформированность  сложно-координированных  движений руки и графических движений;

более  70%

несформированность  интегративных  функций  (зрительно- моторных, слухо-моторных и сенсо-моторных координаций);

примерно у 13%

отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;

около 25 %

имеют  замедленный темп деятельности  (медлительные дети) и др.

Приложение 3

Смайлик

C:\Users\leskoFF\Desktop\Картинки\post-11-1333083183.jpg

C:\Users\leskoFF\Desktop\Картинки\грустный смайлик.jpeg

Приложение 4

Смайлик для рефлексии своей деятельности

C:\Users\leskoFF\Desktop\Картинки\смайлик без).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»

«План-конспект  урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»...

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Согласные звуки [д], [д`], буква д». 1класс

Планируемые результаты:Познавательные УУД: формировать умение:- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,- представлять информацию в виде схемы,- выявлять сущность, особенности объектов,...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...