Глагол как часть речи.
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Рубцова Марина Владимировна

Урок русского языка: Глагол как часть речи. 4 класс презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе Тема: Роль глагола в русском языке УМК «Школа России» Рубцова Марина Владимировна ГБОУ СОШ № 376 Московского района Санкт-Петербурга 2015

Слайд 2

Актуализация знаний Прочитай предложения. Определи подлежащее и сказуемое. Саша пьёт чай. Кустарник щиплет олень. Марки собирают ребята. Тучи разгоняет ветер.

Слайд 3

Чистописание 17 6 25 30 П Е Ч Ь На то и печь, чтобы блины печь. Омонимы – разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова,

Слайд 4

Раздели слова на группы . Б…седа, зап … дный , шел… ст , к… ртоф … льный , п… бедить , с… лдат , п…рог, … птека , пр…красный, … бычный , св… ркать , м… линовый .

Слайд 5

Проверка Б е седа, шел е ст, с о лдат, п и рог, а птека. Зап а дный, к а ртоф е льный, пр е красный, о бычный, м а линовый. П о бедить, св е ркать.

Слайд 6

Ребус ГЛАГОЛ ,

Слайд 7

А.К. Югов Глагол – самаяогнедышащая,самаяживаячастьречи . Вглаголеструитсясамаяалая,самаясвежаякровьязыка . Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка. Что вы можете сказать о глаголе?

Слайд 8

Что значит слово ГЛАГОЛ? В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово , речь . Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов. Одна из двух славянских азбук называлась ГЛАГОЛИЦА . Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений. Глагол обозначает действие предмета и состояние предмета.

Слайд 9

Глагол Это самостоятельная часть речи. Обозначает действие и состояние предмета. Отвечает на вопросы Ч то делать? Что сделать ? И т.д.

Слайд 10

Мозолить глаза Спилить дерево Съесть помидор Спешить на работу Прочитайте словосочетания. Есть ли среди них особое?

Слайд 11

х оть кол на голове теши Говорится об очень упрямом человеке, которому невозможно втолковать, объяснить что-то – он всё равно продолжает делать по-своему. г оворится с неодобрением История происхождения Реши задачу: Сколько кольев купил и обтесал новым топориком старик, если ему нужно б ыло подвязать 20 яблонь в своём саду, 20 яблонь в саду отца своего сына, 20 яблонь в саду дедушки своего внука?

Слайд 12

Работа в парах: Чуден лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев. Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и лисьих следов. Вот через дорогу белка. Роль глаголов в речи - о живлять речь т очно передавать смысл

Слайд 13

Мы нашли в лесу ежа. В предложении глагол обычно выполняет роль сказуемого. Что c делали?

Слайд 14

Глагол — это самая живая часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

Слайд 15

Физминутка Глагол - Существительное - Местоимение -

Слайд 16

Найдите глаголы К М Л О В И Т Ь Ф Р М Й П Е Р Е Х О Д И Т Ь К И Т С Р А Г А Ч А Н О Т Е И Т Л П Р И С О Н Ь Т Д Е И Р И С М С Й К Ь Е Т Т Л Т Н Д Т И Е С Т Ь Ь Н Ь П Т О П Е Т Ь Р И О Д Ю О Я Н Й Н О Т Д Ш М В Я Т Щ К А Н А О П Л Ы Т Ь

Слайд 17

глагол Отвечает на вопросы: что делать? что делает? что буду делать? что сделать? Обозначает д ействие и состояние предмета. В предложении чаще всего является сказуемым.

Слайд 18

Итоги. Оценки. Рефлексия Дополнительный материал 1 Дополнительный материал 2 Дополнительный материал 3 Молодцы

Слайд 19

Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы, подчеркните глаголы как члены предложения. 1) Л..сные, мурав..и, санитары. 2) По..дают, гусениц, они, вредных. 3) Кучу, не, мурав..иную, разрушайте. 4) Если, пог..бает, мурав..иная, муравейник, с..м..я, разорить.

Слайд 20

Найдите глаголы в пословицах. Месяц светит, да не греет. Что с воза упало, то пропало. Работа и мучит, и кормит, и учит. Испокон века книга красит человека. Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял

Слайд 21

Молодцы!



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык                          

Класс:

Учитель: Рубцова Марина Владимировна

УМК: «Школа России» авторы учебника В.П. Канакина  В.Г. Горецкий

Тема урока: «Роль глаголов в языке»                                                                

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие.
  • Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

Личностные.

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение  на основе работы с материалом учебника;

-  оценивать правильность выполнения действия;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе;

  • Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;.

Межпредметные связи: литературное чтение, математика.

Ресурсы: компьютер, электронная доска, презентация, карточки, учебник

Учебник: «Русский язык 4 класс» Москва «Просвещение» 2014г. Автор В.П.Канакина

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Проверка домашнего задания

Упр. 130 стр. 62

Предложить вспомнить домашнее задание. Что не удалось выполнить? С какими трудностями столкнулись?

Вспоминают как сделано домашнее упражнение. Что показалось сложным. Рассказывают как сделали упражнение. Прочитывают готовое упражнение.

Актуализация знаний

Предлагается определить подлежащее и сказуемое в предложениях:

Саша пьёт чай.

Кустарник щиплет олень.

Марки собирают ребята.

Тучи разгоняет ветер.

Читают задание. Рассуждают как определить главные члены предложения. Выполняют задание.

Организация познавательной деятельности

  • Чистописание: Предлагает расшифровать слово по порядку букв в алфавите 17 6 25 30  - печь.
  •  Предлагается поговорка «На то и печь, чтобы блины печь». Как называются одинаковые слова в этой поговорке?
  • Предлагается вспомнить. Что такое омонимы и привести ещё примеры.
  • Дети расшифровывают слово и прописывают его в тетради.
  • Дети читают поговорку. Находят одинаковые слова. Дают им название, приводят ещё примеры омонимов.
  • Дети меняются тетрадями и ставят друг другу оценки на полях.

Глагол

Подводим к теме:

  • Предлагается разделить слова на  группы.
  • Записать группы ( по обстановке ). Как можно назвать эти группы?
  • Загадка: Что без меня предметы?

               Лишь названья!

               А я приду

               Всё в действие придёт!

  • Отгадайте ребус. Постановка цели урока: вспомнить всё о глаголе, объснить роль глагола в русском языке, научиться находить глаголы в речи.
  • Предлагается прочитать высказывание А.К.Югова о глаголе )текст написан без промежутков между словами.

Глагол – самаяогнедышащая,самаяживаячастьречи.

Вглаголеструитсясамаяалая,самаясвежаякровьязыка.

  • Предлагается вспомнить все о глаголе.
  • Рассказать о слове ГЛАГОЛ

-В переводе со старославянского языка глагол – это значит слово, речь.

В каких словарях мы это можем узнать?

(показать  различные словари)

-Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов.

-Одна из двух славянских азбук называлась ГЛАГОЛИЦА.

-Без глагола не построишь предложений, не передашь собеседнику никаких сообщений.

  • Информация о глаголе. Обобщить уже известные знания.

Одного ученика вызвать  к доске

Установка: Выполни действия которые я назову!

Хлопает

Поднимает руку

Кивает головой

Мечтает

Злится

Расстраивается

Учитель произносит тихо на ухо. Ученик показывает – класс отгадывает.

!!! Вспомните последние три глагола. Они тоже обозначают действия?

Глаголы обозначают различные состояния предмета!

  • Работа с книгой: упр. 139.

  • Дети делят слова на группы. Записывают самостоятельно. Читают вслух.
  • Отгадывают ребус. Ставят цели и задачи урока.
  • Вспоминают всё о глаголе, что знают со 2-3класса.
  • Читают текст без пропусков. Рассуждают о смысле высказывания.
  • Обобщают знания о глаголе.

  • Слушают новые данные о глаголе.
  • Работают с книгой,выполняя упражнение: выписать глаголы из текста. Дети работают, комментируя свои записи.

Физминутка (для глаз)

Фразеологический оборот.

Предлагаются словосочетания: Найди лишнее!

Мозолить  глаза

Спилить  дерево

Съесть     помидор

Спешить на работу

  • Учитель предлагает новый фразеологический оборот - хоть кол на голове теши.
  • Даётся история для понимания смысла оборота.
  • Решается задание на логику (межпредметная связь с математикой). Задача связана с историей , данной

на слайде ( звуковой).

- Предлагается найти в тексте задачи глаголы.

  • Дети рассуждая, ищут словосочетание. Которое лишнее. Объясняют, что это за словосочетание, выясняют его смысл и историю происхождения.
  • Решают задачу логического содержания, связанное с этим фразеологическим оборотом.

Роли глагола

  • Работа в парах. Предлагается текст не содержащий глаголов. Востанавливаем текст.

Чуден лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев.

Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и лисьих следов. Вот через дорогу белка.

  • Выясняется роль глаголов в языке : оживляет речь, точно передаёт смысл..
  • Ребята работают с заданием в конверте, где содержится текст, который нужно поправить с помощью глаголов.
  • Думают и рассуждают о роли глагола в языке.

  • Предлагается предложение в котором нужно определить грамматическую основу.

Мы нашли в лесу ежа.

- Является в предложении сказуемым.

  • Ребята подчёркивают основу предложения, рассуждают о роли глагола в предложении.

Физминутка:

Слова: читать, снег, они, весна, моё, прыгать, веселиться, огни, гореть, ты, удивляться, окно, смеяться.

  • Если называется глагол дети хлопают, если существительное – наклон в сторону, местоимение – поднять колено вверх.

Закрепление материала

  • Предлагается найти глаголы в таблице Ландольта с буквами.
  • Закрепляем знания: что такое глагол.
  • Ребята рассматривают таблицу, ищут и записывают  глаголы.
  • Дети вспоминают и обобщают знания полученные на уроке.

Домашнее задание

  • Домашнее задание: упр. 142.

Объяснить задание как можно более точно.

  • Дети предлагают слова для выполнения упражнения, задают вопросы по заданию.

Оценки

  • Выставить оценки за активную работу на уроке.
  • Дети выставляют оценки в дневники.

Рефлексия

  • Предлагается заполнить таблицу:

  1. На уроке я работал
  1. Своей работой на уроке я
  1. Урок для меня показался
  1. За урок я
  1. Моё настроение стало
  1. Материал урока был

  1. Домашнее задание мне кажется

  • Дети оценивают своё состояние и обводят подходящие  ответы с правой стороны.

активно/пассивно

доволен/не доволен

коротким/длинным

устал/не устал

лучше/хуже

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

лёгким/трудным

интересным/ неинтересным



Предварительный просмотр:

Чуден лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев.

Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и

 лисьих следов. Вот через дорогу белка.

___________________________________

Чуден лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев.

Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и

 лисьих следов. Вот через дорогу белка.

____________________________________________

Чуден лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев.

Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и

 лисьих следов. Вот через дорогу белка.

_______________________________________________

Чуден лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев.

Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и

 лисьих следов. Вот через дорогу белка.

___________________________________________

Чуден лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев.

Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и

 лисьих следов. Вот через дорогу белка.

___________________________________

Чуден лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев.

Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и

 лисьих следов. Вот через дорогу белка.

___________________________________________

Чуден лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев.

Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и

 лисьих следов. Вот через дорогу белка.

___________________________________

Чуден лес зимой! Белый пушистый снег на ветках деревьев.

Смолистые шишки вершины елей. На сугробах узоры заячьих и

 лисьих следов. Вот через дорогу белка.

____________________________________________



Предварительный просмотр:

  1. На уроке я работал

активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким/длинным

  1. За урок я

устал/не устал

  1. Моё настроение стало

лучше/хуже

  1. Материал урока был

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

интересным/ неинтересным

  1. На уроке я работал

активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким/длинным

  1. За урок я

устал/не устал

  1. Моё настроение стало

лучше/хуже

  1. Материал урока был

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

интересным/ неинтересным

  1. На уроке я работал

активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким/длинным

  1. За урок я

устал/не устал

  1. Моё настроение стало

лучше/хуже

  1. Материал урока был

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

интересным/ неинтересным

  1. На уроке я работал

активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким/длинным

  1. За урок я

устал/не устал

  1. Моё настроение стало

лучше/хуже

  1. Материал урока был

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

интересным/ неинтересным

  1. На уроке я работал

активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким/длинным

  1. За урок я

устал/не устал

  1. Моё настроение стало

лучше/хуже

  1. Материал урока был

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным

интересным/ неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол: "Анализ глагола как части речи", 3 класс, УМК "Гармония".

Презентация выполнена к теме "Глагол" к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"....

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...