Звук [ч’]. Буквы Ч, ч
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Дивак Марина Александровна

Урок изучения нового материала в период обучения грамоте (обучение чтению). Материал содержит тренинги для развития беглости чтения, фрагмент мультфильма "Чубурашка и крокодил Гена", презентацию, песенку, сопровождающуюся видеомиатериалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Звук [ч’]. Буквы Ч, ч"43.67 КБ
Office presentation icon Презентация661 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Комсомольская СОШ»
в пос. с-за «Селезнёвский»

Урок литературного чтения (обучение грамоте)
в 1 «Б» классе

на тему:

Презентация буква ч 1 класс

Учитель – Садовова М. А.

2015 г.

Тема урока: «Звук  [ч’]. Буквы Ч, ч» 

 Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Цель урока:

  • знакомство с новым звуком  [ч’]  и буквой Ч.

Задачи урока:

  • формировать навыки чтения слов, предложений с изученными буквами;
  • учить детей правильному, сознательному, выразительному, беглому чтению;
  •  развивать речь, логическое мышление, фонематический слух, воспитывать любознательность;
  • способствовать воспитанию интереса к предмету через применение электронных образовательных ресурсов.

Ход урока:

I. Организационный момент. Настрой на урок.

Мы сегодня очень рады,
Мы приветствуем гостей:
Всех знакомых,  незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.

Мы урок начнем с разминки,
Выпрямили свои спинки,
Все друг другу улыбнулись.
Чтобы знания добывать,
Нам урок пора начать.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. - На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)
    - Какие бывают гласные звуки?
    (Ударные и безударные)
    - Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие)
  2. Чтение текста-вертушки: (слайд)

Белка.

   В лесу росла сосна. Там было дупло. В дупле жила белка. У белки были детки. Они малы!


Ответы на вопросы:

- Где росла сосна?

- Где было дупло?

- Кто жил в дупле?

- Какие были белкины детки?

- Как называют детёнышей белки?

3) Рузучивание чистоговорки:

Черной ночью
Черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота!

- Что такое дымоход? (Дымоход – канал, по которому дым проходит их печи или камина в трубу)

III. Постановка темы и цели урока.

- Подберите  к каждому названному мной слову противоположное по смыслу, найдите в них общее и сформулируйте тему сегоднящнего урока.

Белый…(чёрный)
Грязный…(чистый)
Редко…(часто)

- Как называются такие слова? (антонимы)

- Что есть общее в названных вами словах? (Все слова начинаются со звука [ч’]. Значит тема сегодняшнего урока – Звук [ч’] и буква, которая его обозначает)

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Познакомимся со звуком и буквой Ч, ч, будем учиться читать слоги и слова с буквой Ч, ч)

IV. Электронная физкультминутка.

V. Знакомство с новым звуком.

- Перед вами буква Ч. Посмотрите, на что она похожа? (слайд)

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!

- Сегодня в нашем уроке примет участие сказочный герой, а какой, вы догадаетесь сами, посмотрев фрагмент из мультфильма.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка»

- Итак, кто этот герой? (Чебурашка)Из какой сказки он к нам пришёл? (Из сказки  Э. Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка»

Давайте поработаем со словом Чебурашка и построим схему этого слова. А почему это слово написано с заглавной буквы? (Имя сказочного персонажа)

Сколько слогов в слове Чебурашка? Какой слог ударный? С какого звука начинается слово? Произнесите этот звук. Встречает ли препятствие этот звук при произношении или нет? (Да) Значит этот звук…(согласный). Что мы слышим при произношении: голос или шум? (Шум) Значит этот звук…глухой. Твёрдо или мягко произносится? (Мягко)А как думаете, почему мягко?(Рядом стоит буква Е)А если я произнесу слово что, после Ч стоит буква Т, что слышите?А в слове грач?Буква Ч здесь последняя. Придумайте слова, в которых звук [ч] был бы твёрдым. Какой можно сделать вывод из наших наблюдений? (Звук [ч’]всегда мягкий) Дайте полную характеристику звука [ч’] (Звук [ч’] согласный, глухой, всегда мягкий) А есть ли у него пара, посмотрите на ленту букв? (Нет) Значит он ещё и непарный.

Возвращаемся к построению схемы слова Чебурашка. Какого цвета вы выберете значок для звука [ч]? (Зелёного)
Дальнейшее составление схемы слова у доски детьми по желанию.

- В сказке Чебурашка и крокодил Гена построили дом. Давайте вместе пофантазируем и словами изобразим его таким образом. Чтобы этот дом был красивым и по возможности в использованных словах присутствовал новый звук.

Чебурашка и крокодил Гена построили большой и красивый дом.
У него зелёная крыша из черепицы.
На крыше – труба чёрного цвета.
Стены из коричневого кирпича.
В окнах чистые и прозрачные стёкла.
Около дома чудесные цветы и деревья.

- На новоселье они пригласили гостей. Как вы думаете, что пили гости: чай, молоко или какао? Чай пили из чашек или стаканов? Чем ещё угощали своих гостей Чебурашка и крокодил Гена? (Чипсами, чебуреками, черносливом, черешней)

VI. Физкультминутка.

Проводят дети по своему желанию.

VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

  1. Чтение слогов с буквой Ч (по карточкам на магнитной доске)
  2. Покорите вершины (чтение слов с буквой Ч) (слайд)
  3. Чтение слов с буквой Ч, составление пар слов  по значению (слайд)
  4. Измените слова так, чтобы в них была буква Ч

Таня – Танечка
мама – мамо
чка

сын – сыночек

кошка – кошечка

собака – собачка

Ваня – Ванечка

  1. Узнай героев мультфильмов (работа в парах по карточкам)

- В именах каких сказочных персонажей встречается звук [ч’] ? (Почтальон Печкин, Чебурашка, Черепаха, Щелкунчик) Сосчитайте количество слов с этим звуком (5)

      6) Фронтальная работа по карточке. Чтение учеником текста. Нахождение
          слов с буквой Ч. Озаглавливание текста. Чем питаются кролики?  
         
(Овощи, фрукты, сено, траву, зерно)

      7) Работа с учебником «Спутник Букваря» (стр. 91)
          - Почему насекомые так называются? Чтение текста «Для  
          любознательных» (стр. 92)

VIII. Итог урока.

- С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? Дайте характеристику новому звуку.

Словесное оценивание работы детей на уроке.

- Какое у вас сейчас настроение? В заключении нашего урока предлагаю немного повеселиться (слайд) Песенка «Ча-ча-ча»        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буква ч Звук [ч]

Слайд 3

Да, вы правильно решили: Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя! 4 ч

Слайд 4

ч согласный глухой мягкий непарный

Слайд 5

жи чи сы ча ту лет

Слайд 6

чай точные чудесный честный чистые чашки человек часы

Слайд 7

Измените слова так, чтобы в них была буква Ч Таня мама сын кошка собака Ваня Тане ч к а мамо ч к а сыно ч ек коше ч к а соба ч к а Ване ч к а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...