Методическая разработка урока
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Методическая разработка урока

по литературному чтению во 2а классе по теме:

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Работа над образом моря – как одного из героев сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_plany_urokov.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по литературному чтению во 2а классе по теме:

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Работа над образом моря – как одного из героев сказки.

Составила : Баширова ФаузияАбдулхамитовна, учитель начальных классов, первой категории, МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ»

Цели и задачи урока:

  1. Проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для сказки.
  2. Проследить смену эмоциональной окраски повторов.
  3. Обсудить нравственный вывод сказки.
  4. Развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенных навыков правильного, выразительного и осознанного чтения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Методы работы: проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная, в парах.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре.

Смело, чётко говорим.

И тихонечко сидим.

II. Подготовка речевого аппарата.

1. Язык, губы (оханье, язычок «лодочкой», чистим зубы.)

2. Дыхательная гимнастика.

1-2-3 глубокий вздох, «раз» - задержка дыхания, медленный выдох – за звуках [ ф], [ш],  [с].

3. Прочитайте чистоговорку. Произнесите её медленно, а потом быстро.

 Тара – тара – тараторка,

Быстрая чистоговорка,

Чистая чистоговорка,

Я её проговорю.

И пятерку получу.

III. Актуализация знаний.

(звучит музыка «Шум моря»)

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

Слайд 1. У самого синего моря…

- Итак, мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С. Пушкина.

IV. Работа со сказкой .

1. Анализ сказочных примет.

- Давайте докажем, что это произведение сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».

зачин Жил старик со своею старухой…(стр.90)

троектрактный повтор: три раза старик закидывает невод);

сказочный герой: золотая рыбка.

магическое число лет: жили 30 лет и 3 года.

чудеса: рыбка говорит.

поучительный характер сказки:

«Поделом тебе, невежа, наука:

Не садится не в свои сани».

- Почему народ над старичком насмеялся? Когда так говорят? (когда человек не соответствует месту, которое занимает).

      В сказке есть устаревшие слова. Подберите к ним современные пары.

                    Слайд (на экране)

Быть на посылках

Чупрун

Белены объелась

Царские палаты

Чуб, челка, хохол

Быть в полном подчинении

Царский дворец

Сошла с ума, обезумила.

3. Анализ произведения.

 1. Назовите главных действующих лиц сказки. (старик, старуха, рыбка, море)

2. Определите, какой сказочный герой произнёс эти слова.  ( На каждой парте лежат листочки со словами.Работа в парах.)

«Не печалься, ступай себе с Богом!» - рыбка

«Воротись, дурачина, ты к рыбке» - старуха.

«Смилуйся, государыня рыбка!» - старик.

Физминутка.

Рыбки весело играют

В чистой свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песке.

4. Давайте проследим, как менялось море с приходом старика.

Слайд. «про море»

Рассмотрите данные рисунки.- Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок?

1. Видит – море слегка разыгралось

2. Помутилось синее море. (Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.)

3. Не спокойно синее море.(т.к. знало, море что речь пойдет о том, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто и избой старуха не довольна.)

4. Почернело синее море. (Все беспокойнее оно становится, но золотая рыбка с радушием встречает старика.)

5. Видит на море чёрная буря.

Так и вздулись сердитые волны.

Так и ходят, так воем и воют

 (Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой нет пощады никому.)

6. Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде блеснула.

И ушла в глубокое море. (Ушла тем самым положить конец желанию старухи, властвовать не только на земле, но и на море.)

Почему? Потому что милость небезгранична.

- Везде ли море одинаково? Почему? (природа по-своему тоже реагирует на требования старухи) Рыбка чувствует переживания старика, беспокоится за него, поэтому её состояние переносится на море.

- Как вы считаете, попросил бы старик от золотой рыбки что-то для себя?

- Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю?

        Слайд: Новое корыто. Новую избу. Желание быть «Столбовой дворянкой», быть «вольною царицей», быть «владычицей морскою», чтоб жить в окияне – море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках.

          Творческая работа.

- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

- Любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

- Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

     Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

 - Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляет там себе на просторе. (дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)

       Работа с рисунками детей.

 - Перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке». Я предлагаю вам создать свою книжку, вот какую обложку я оформила к ней. В нашу книжку войдут ваши рисунки.

Выразительное чтение отрывков из сказки.

- Кто из вас желает прочитать понравившийся отрывок?

Рефлексия.

 - Не замечали ли вы, что иногда ваше поведение похоже на поведение старухи?

- Когда это бывает?

- Можете ли вы такие нравиться окружающим людям?

       Итог урока.

Проходят года…. Но время не властно над памятью поэта.

- Какой же урок преподал нам великий поэт? Выберите наиболее точную формулировку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...