Открытый урок по литературному чтению. 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Мелещенко Елена Александровна

 

Обобщающий урок по теме

"Устное народное творчество"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме

"Устное народное творчество"

Цели урока:

- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям устного народного творчества;

- Развивать любознательность, смекалку, уметь догадываться, строить предположения, делать выводы, слушать товарищей, работать в группах;

- Воспитывать любовь к чтению, к русским народным сказкам, устному народному творчеству, умению любить свою Родину.

-Совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

- Продолжать работу по сплочению коллектива.

I. Организация. Начало урока.

-Добрый день дорогие гости. Нам приятно видеть Вас на нашем уроке литературного чтения. Это обобщающий урок и Вы увидите заключительную часть работы над темой.

-Ребята, пришло время поздороваться с нашими гостями.

Дети:

-Здравствуйте, скажем руками.

-Здравствуйте, скажем глазами.

-Здравствуйте, скажем в дом.

-Здравствуйте, станет радостей кругом.

Девочка:    (в русском сарафане и платке с кистями):
Мир вам, гости дорогие,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную мы готовили для вас...
Хлебосольством да радушием
Знаменит наш русский край -
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
И места для них приметные
За обеденным столом...
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом!
В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом-солью встретить вас!

II.Мотивация учебной деятельности.

-Начинаем наш урок.

-Сегодня у нас урок, на  котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания и смекалка.

-Отгадайте загадку.

Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная:

В нём ты увидишь море и тайгу,

Жирафов, близко Солнце и Луну.

Вот Скрудж Магдак нас всех заворожил,

Рекламой Якубович рассмешил.

-Что же это? (Телевизор)

-Ребята, а почему я начала урок с этой загадки. (Сегодня Всемирный день телевидения)

-А кто из вас любит смотреть детские передачи, мультфильмы по телевизору?

-Давайте сегодня попробуем провести урок телепередачи «Карусель». Но, одно условие! Зрителями будут наши гости, а вы участниками передачи. Мне позвольте быть главной ведущей.

- Итак, что такое карусель? Это аттракцион, вращающаяся платформа, на которой установлены сиденья, в виде лошадок и других животных.

II. Постановка темы урока.

- На нашей весёлой карусели мы отправимся в интересную, чудесную страну, название которой вы отгадаете, послушав выступление детей.

Выступление детей:

Э. Успенский «Память» (Перевёртыши)
Частушка

Потешки

-Ребята, что за произведения мы услышали? (Произведения УНТ)

-Так как же называется эта удивительная страна? (УНТ)

-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд 1

- УНТ – это удивительная страна, но ей можно дать и другое название, какое? (Фольклор) Слайд 2

Ш. Этап актуализации знаний.

- Ребята, вспомним, какие жанры фольклора мы уже изучили? Слайд 3

-Давайте вспомнить определение каждого жанра.

                          1.   Жанры русского фольклора

Потешки – игры взрослого с ребёнком ( с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к  явлениям природы  (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребёнка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Сказка- бытовые, волшебные, о животных.

-Как вы думаете, почему эти жанры называются народными? (Потому что не известны их первые авторы, люди ещё не знали письма и они передавались из «уст в уста»)

-А почему люди придумали сказки, считалки, потешки, поговорки, скороговорки? Для кого они были придуманы? (Для маленьких детей)

-Правильно, ребята! Ведь раньше не было детских садов, школ, не было книг, учебников. Родители сами обучали своих детей. А для того, чтобы им было интересно, взрослые придумали «весёлую школу».

2. Отгадывание жанров.

-Итак, ребята, мы отправляемся в путь на нашей весёлой карусели. Клип «Карусель».

-Ипервая наша остановка называется «Викторина». Слайд 4

-А поможет нам её провести «Сказительница», Кто же это? Слайд 5

Определение  слова «Сказитель».

 - Сегодня мы работаем в группах. Первая группа поднимите руки, вторая, третия. Слайды 6-17 по пороядку.

- Молодцы! Я вижу, что вы знаете произведения УНТ.

3. Музыкальная пауза. Физминутка.

-Отправляемся дальше на нашей карусели. Клип «Карусель».

-Мы останавливаемся на музыкальной паузе. (Выступление девочки, частушки).

- Какой жанр фольклора мы услышали? (Частушки)

IV. Развитие умений – применение знаний.

Запускаем  карусель.  Клип «Карусель».

-Наша карусель привезла нас в театр. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали произведения УНТ, делали выставку рисунков, на уроках технологии лепили из пластилина Дымковские игрушки, выполняли работу Городецкая роспись — русский народный художественный промысел, защищали проекты. А  сегодня мы инсценируем сказку. Скажите, пожалуйста, какую сказку вы готовили дома для прочтения по ролям? (русская народная сказка «Заюшкина избушка»). О чём эта сказка?

1. Назовите героев сказки.

2. Где жили Лиса и Заяц? Найдите отрывок в тексте.

3. Что значит «ледяная»? А «лубяная»? Лубяная избушка – это избушка, сделанная из лубков. Лубок- это кора липы.

4. Что изменилось в природе? И что сделала Лиса? Что стало с домиком Лисы? Найдите отрывок в тексте.

5. Ребята, посмотрите на доску и выберите слова, которые помогут представить Лису:

         - Хитрая, находчивая, подлая.

6. А кто был в сказке добрым? Выберите слова, которые помогут представить Зайку:

        -  Добрый, трусливый, грустный, заботливый.

7. Кто из героев сказки хотел помочь Зайчику? (Собака, Бык, Медведь, Петух).

8. Прочитайте, кто гнал Лису первым? Кто гнал Лису потом? Кто еще?

9. Смогли Собака, Бык и Медведь выгнать Лису? (НЕТ). Почему?

10. Как Лиса всех пугала? Что она кричала? Найдите и прочитайте в тексте.

- Кто в сказке оказался самым храбрым и помог Зайчику? (Самым храбрым оказался Петух).

        - Прочитайте, как Петушок грозил Лисе? (Ку-ка-ре-ку….).

11. А как Лиса в лес убегала? (Без оглядки, быстро).

12. Ребята, а что всегда побеждает зло? (Добро).

Молодцы, ребята, хорошо знаете сказку. А сейчас вы превратитесь в героев сказки, а для этого нам необходимо правильно передать характер героев. Как это сделать? (С помощью интонации, мимики, жестов).

Каждая группа – это маленький театр. Посоветуйтесь, кого вы выберите режиссером своего маленького театра. Режиссеры могут встать, чтобы я вас увидела. У меня несколько вопросов к вам, уважаемые режиссеры. Какой роли вы должны уделить особое внимание? (роли зайчика).  Как нужно будет сыграть роль зайчика? (чтобы зайчика пожалели). Уважаемые режиссеры, распределите роли в группах. Договаривайтесь. Кто справился, поднимите руку. Молодцы. Проведите, пожалуйста, репетицию. Ребята, не надо стесняться, можно встать и попробовать жесты. Ребята, сегодня мы с вами посмотри один спектакль. Кто хочет?  Кто играет роль автора, нужно будет назвать произведение. Для настоящего спектакля чего нам не хватает? (костюмов)

После просмотра. Похлопаем нашим артистам.

- Кто готов рассказать, справились ли ребята со своей ролью?

- Ребята, я уверена, что если бы я выбрала другую группу, у вас получилось бы тьакже хорошо. Мы обязательно в этом убедимся на следующем уроке.

V. Итог урока.

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Произведения УНТ есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

VI. Рефлексия.

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).

- Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).

- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали – прикрепите красное яблоко.

– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.- Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось. Я рада, что вам было интересно и познавательно на нашем уроке. Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устное народное творчество

Слайд 2

Устное народное творчество, народное искусство слова называется фольклором , за рубежом (в переводе) его называют ещё – народные знания, то есть народная мудрость.

Слайд 3

Сказки Песни Потешки Заклички Игры Поговорки Считалки Пословицы Загадки Праздники

Слайд 4

Викторина

Слайд 5

Сказитель (сказительница) - создатель, а также рассказчик или певец былин, сказок и других произведений устного народного творчества.

Слайд 6

Ребята, пришло время узнать, как хорошо вы знаете произведения фольклора. Если вы правильно ответите на мои вопросы, то картинка постепенно раскрасится.

Слайд 7

Краткое описание предмета, предлагаемое для разгадки - это… пословица загадка былина

Слайд 8

Какой из жанров не относится к УНТ? сказка рассказ пословица

Слайд 9

Определи вид сказки «Лиса и журавль» волшебная о животных бытовая

Слайд 10

Найди карточку с пословицей Сидит девица в темнице, а коса на улице. Верному другу цены нет. Солнышко- вёдрышко, Выгляни в окошечко!

Слайд 11

Закончи пословицу: Ум хорошо, … людей насмешишь. а два лучше. семь раз отмерь.

Слайд 12

Определи жанр произведения: Катилося яблоко мимо сада, мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет. поговорка считалка загадка

Слайд 13

Песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания -… героическая колыбельная обрядовая

Слайд 14

загадки считалки потешки Небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких – это…

Слайд 15

Найди карточку с небылицей Кто на елке, на суку Счет ведет: ку-ку, ку-ку? Шла лиса, мела хвостом И трясла рогами. Вырос на пеньке пустом Короб с пирогами. Белки зайцев угощали И морковку подавали. Все орешки сами съели, А водить тебе велели.

Слайд 16

Назови лишнюю сказку: Лиса и журавль Морозко Зимовье зверей

Слайд 17

Музыкальная пауза

Слайд 18

Театр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России

конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....