Главные вкладки

    Урок обучения грамоте "Звуки [б], [б'], буквы Б.б.
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Киш Лариса Николаевна

    Урок обучения грамоте по УМК "Школа России" с использованием ИКТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_obuch_gramote_bukva_b.rar1.87 МБ

    Предварительный просмотр:

    Раздел  «Изучение букв»

    Технологическая карта урока

    «Звуки [б], [б'] и буква Б, б»

    Цели деятельности урока

    Формировать различия между понятиями «звук», «буква», познакомить со звуками [б], [б'] и буквами Б, б, научить читать слова с буквами  Б, б

    Тип урока

    Изучение нового материала

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные: научатся вычленять звуки [б], [б'], узнавать буквы Б, б среди других букв, читать слоги, слова с буквами  Б, б

    Метапредметные: регулятивные – овладеть способностью понимать  учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; познавательные – отвечать на вопросы, анализировать и обобщать, соотносить изученные понятия; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться книгой.

    Личностные:  рзвитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    Образовательные ресурсы

    Мультимедийная презентация «Звуки [б], [б'] и буква Б, б», звуковые схемы, смайлики.

    Основные понятия

    Звуки [б], [б'],  буква Б, б

    Межпредметные связи

    Литературное чтение, окружающий мир

    Используемая технология

    Проблемно-диалогическая технология

    Формы организации учебной работы

    Индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Организационная структура урока.

    Этапы урока

    Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы совзаимодействия

    Универсальные учебные действия

    Промежуточный контроль

    1. Мобилизующий этап

    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

    Проверяет готовность учащихся к уроку.

    - Улыбнитесь друг другу, учителю. В хорошем настроении начнем урок.

    Фронтальная

    Личностные:

    имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника

    II.Актуализация знаний.

    Подготовка к изучению нового материала. Беседа.

    Слайд 2.

    -  Мы уже привыкли, что к нам на урок часто приходят гости. Сегодня их двое. Посмотрите на их изображения и назовите наших гостей.

    - Кто такой Буратино?

    / Буратино — это герой сказки А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик»./

    - Кто такая Белоснежка?

    /Белоснежка — это героиня сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»./

    - Произнесите про себя имена наших гостей, определите, с каких букв они начинаются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

    Слайд 3.

    - Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.

    - Приступим к реализации первой цели.

    Выполняют задания учителя, формулируют тему и цели урока

    Фронтальная

    Познавательные:

    общеучебные – извлечение необходимой информации из представленных слов; логические – анализируют слова, соотнесят задания с темой и целями урока.

    Устные ответы

    1. Изучение нового матерала.

    Организация мыслительных операций для построения нового знания, обеспечить сотрудничество в поиске нового знания

    Слайд 4.

    - Произнесите слово Буратино, выделяя в нем первый звук.

    - Назовите выделенный звук.

    - Произнесите несколько раз звук [б] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

    - Еще раз произнесите звук [б], определите, как проходит воздух при его произнесении; каков характер его звучания; какой звук следует за ним. Сделайте необходимые выводы.

    / При произнесении звука [б] воздух встречает преграду. Значит, он согласный. В его произнесении участвует голос и шум. Значит, он звонкий. За ним следует звук [у]. Значит, он твердый./

    - Дайте короткую характеристику звука [б]. 

    Слайд 5.

    - Составьте в группах звуковую схему слова Буратино.  Проверьте правильность выполнения задания.

    Слайд 6.

    - Пора нам пообщаться с Белоснежкой, а то она заскучала. Произнесите слово Белоснежка, выделяя в нем первый звук.

    - Назовите этот звук.

    - Произнесите звук [б'] перед зеркальцем. Сравните, какая есть разница в расположении видимых органов речи при произнесении звуков [б] и [б'].

    - Теперь произнесите звук [б'] еще

    раз и охарактеризуйте его, доказывая свои мысли.

    - Коротко охарактеризуйте звук [б'].

    Слайд 7.

    - Теперь давайте составим рассказ о Белоснежке. Если вы услышите слово со звуком [б], хлопаете один раз, если со звуком [б'] — два раза. Если в предложении не окажется слов со звуками [б] и [б'], то не хлопаете совсем.

    Слайд 8-10.

    - Думаю, что Буратино и Белоснежке понравились ваши рассказы. А мы увидели, что наши гости внешне очень разные. Разные у них и вкусы. Я сейчас буду попарно произносить слова, обозначающие слова любимых блюд и продуктов Буратино и Белоснежки. А вы должны определить, кому что нравилось и почему. Первое: борщ и суп из подберезовиков?

    /Буратино нравится борщ, так как слова Буратино и борщ начинаются со звука [б], а Белоснежке — суп из подберезовиков, так как в словах Белоснежка и подберезовиков одинаковый звук [б']/

    - Второе блюдо: биточки и жареные баклажаны.

    - Кому какие нравятся ягоды: голубика и клубника?

    Слайд 11.

    - Давайте подведем итог этой части урока. С какими звуками нам помогли познакомиться Буратино и Белоснежка?

    - Охарактеризуйте эти звуки.

    Отвечают на вопросы учителя, наблюдают за произношением звуков.

    Дети составляют схему.

    Наблюдают за произношением звуков.

    Составление рассказа.

    Ребята выполняют задание в презентации.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Фронтальная, индивидуальная.

    Групповая.

    Фронтальная.

    Фронтальная

    Фронтальная, с интерактивной доской

    Личностные:

    проявляют интерес к новому материалу;

    Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное высказывание по изученным звукам;

    логические – анализ  изучаемых звуков;

    Коммуникатывные: принимают другое мнение и позицию, допускают позицию.

    Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

    Устные ответы

    Самопроверка выполнения задания

    Выполнение заданий с интерактивной доской

    IV.Физкультминутка

    Слайд 12.

    Выполняют танцевальные упражнения.

    V. Знакомство с новой буквой

    Организация мыслительных операций для построения нового знания, обеспечить сотрудничество в поиске нового знания

    Слайд 13.

    - Белоснежка прикрепила на доску разные буквы, чтобы Буратино среди них нашел ту, которая обозначает звуки [б] и [б']. Для Буратино эта задача оказалась трудновата. Давайте ему поможем. Кто из вас покажет эту букву?

    - Как называется эта буква?

    - На что похожа буква Б?

    - Изобразите букву Б с помощью проволоки или ленточки.

    -Найдите букву Б в кассе букв.

    Произнесите звук [б], назовите глухой согласный с такой же преградой.

    Слайд 14.

    -Произнесите звук ], назовите  глухой согласный с такой же преградой.

    Слайд 15.

    -. В какой квадратик на ленте букв мы поместим букву Б?

    /Мы поместим букву Б в синий квадратик, так как она согласная, на верхний этаж, так как она обозначает звонкие звуки,  над буквой П, так как они парные/

    Находят нужную букву.

    Изображают букву.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Фронтальная с интерактивной доской.

    Личностные:

    активно включаются  в общение и взаимодействие со сверстниками

    Познавательные:  умеют соотнести звук и букву.

    Устные ответы

    VI. Чтение слогов, с новой буквой

    Организация  упражнений для усвоения новых знаний

    Слайд 16

    - Прочитайте слоги, предварительно распределив их по группам

    Читают по цепочке.

    Фронтальная

    Устные ответы

    VII. Чтение слов и текста с новой буквой

    Зафиксировать наличие нового

    знания

    Слайд 17-28

    - Белоснежка написала слова под цифрой 1. Буратино с трудом написал одно слово под цифрой 2. Вместе они подобрали слова для справок. А вам предлагают придумать с этими словами свое задание. Давайте хором прочитаем все слова, а потом вы составите с ними свое задание.

    Д. 1. Белка, бык. -2. Береза.

    Слова для справок: зебра, зубр, дуб, рябина, барсук,  бук, яблоня, беркут, граб, банан, бурундук.

    - Какое задание вы сформулировали с этими словами?

    - Какие слова войдут в первую цепочку?

    - Какие слова составят вторую цепочку?

    Слайд 29

    - Белоснежка подобрала нам и текст. В нем рассказывается о животном, название которого состоит из двух слогов, пяти букв и пяти звуков. В слове есть йотированная гласная. О ком мы будем читать?

    Слайд 30

    - Прочитайте в парах текст  в учебнике

    на стр. 97. Озаглавьте его.

    Слайд 31

    Ответьте на вопросы:

    -Какие деревья растут в парке?

    -Кого встретили ребята?

    -Что брала белка?

    Слайд 32.

    Рассмотрите иллюстрацию на стр. 96 в азбуке. Что на ней изображено?

    Игра в группах:

    -Назовите как можно больше слов по иллюстрации, в названии которых есть звуки [б], [б’].

    Формулируют самостоятельно задание, читают слова, распределяют их на группы.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Читают текст, озаглавливают его.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Работают по иллюстрации учебника.

    Фронтальная

    Групповая

    Групповая

    Познвательные:

    Общеучебные – извлекают необходимую информацию, логические -

    Устные ответы

    VIII. Итог урока

    Закрепление нового знания

    Слайд 33.

    -С какими новыми звуками и новой буквой вы познакомились на уроке?

    - Дайте характеристику звукам [б] и [б'].

    Отвечают на вопросы.

    Фронтальная

    Личностные: понимают значение знаний и принимают его.

    IX. Рефлексия

    Организация оценивания обучающихся собственной деятельности на уроке.

    Слайд 34.

    Поднимите соответствующий смайлик:

    -я сегодня работал очень хорошо;

    -я мог бы работать лучше;

    -я сегодня работал не очень хорошо.

    Определяют уровень своей работы на уроке, свое эмоциональное состояние.

    Индивидуальная

    Регулятивные: анализируют и объективно оценивают результаты своего труда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока: Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б

    Конспект урока "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б,б" по УМК Школа России, 1 класс.  На  уроке применяется  комплексная проверка знаний и способов действий. Содержание и методика...

    Урок обучения грамоте. Чтение. Тема «Буквы Б, б, звуки [б,], [б]»

    Урок-путешествие, который помогает :развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;учить правильному, плавному, сознательному и выразительному чтению;воспитывать любознательность, ...

    Урок обучения грамоте. Чтение. Тема «Буквы Б, б, звуки [б,], [б]»

    ЦЕЛИ:·    познакомить с буквами Б, б, обозначающими согласные звуки [б,], [б];·    учить давать характеристику звукам;·    развивать фонематический слух, р...

    Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

    Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

    План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

    Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

    Технологическая карта урока. Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.

    Технологическая карта урока Обучение грамоте и письмо 1 класс....

    Технологическая карта урока " Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п"

    Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС. Указаны развиваемые ууд на каждом этапе урока. Готовая презентация к уроку....