Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Захарченко Ирина Валериевна

Урок по литературному чтению во 2 классе по теме Г.Х.Андерсен "Гадкий утёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_urok.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению во 2 «А» классе по произведению Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»

( с использованием ИКТ технологий)

Цели урока 

  • раскрыть идейно-образное содержание сказки, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения;
  • развивать речь, мышление, память, аналитико-синтетические навыки учащихся, совершенствовать навыки выразительного чтения, связной речи, развитие критического мышления и творческих способностей путём использования современных образовательных технологий (составление синквейнов, применение проектной деятельности учащихся);
  • прививать интерес к чтению.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

Презентация.

Слайд 1 Пословица гласит: “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”.

Составление кластера к понятию «сказка»  (коллективная работа).

Слайд 2 - Сегодня мы продолжаем работу над произведением Г. Х. Андерсена “Гадкий утёнок”, которое даёт нам уроки жизни, а какие мы выясним. Но сначала проверим домашнее задание. Проверим, как вы знаете содержание. Давайте попробуем разгадать кроссворд. Слайды 3 - 10

1)

у

т

ё

н

о

к

 

2)

с

е

р

ы

й

3)

у

т

к

а

 

 

4)

с

ы

н

о

ч

е

к

5)

л

е

т

о

 

6)

к

о

т

7)

к

у

р

и

ц

а

  1. Главный герой сказки?
  2. Какого цвета он был?
  3. “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” - кто так сказал?
  4. Как называла старуха кота?
  5. Время года, когда появились на свет утята?
  6. Житель избушки?
  7. Кого называли Коротконожкой?

- Какое ключевое слово у нас появилось?

3. Постановка учебной задачи

- Ребята, как вы считаете, что такое красота?

Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову Сергей Иванович Ожегов Слайд 11

Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

- А красивый - это какой?

Посмотрим в словарь: Слайд 12

Красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный.

- Как считаете, если человек красивый, приятный внешне, он хорош во всём?

Учитель: значит, мы говорим о красоте внешней и внутренней.

О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту? (по поступкам и делам)

- Как вы считаете хорошо быть красивым?

- А некрасивым? Почему?

- Кому в жизни легче?

- А если внешне некрасив, то как сделать так, чтобы люди полюбили тебя? (обладать хорошими качествами….)

- Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей  сказке.

4. Совместный поиск решения учебной задачи

- Открываем книги и отправляемся в сказку.

- Давайте прочитаем, как начинается сказка - А вы были за городом?

- Что хотел показать автор этими строчками?

Рисуя красивый пейзаж, сказочник как бы проводит сравнение, сопоставляет. Среди этой прекрасной, красивой природы появляется гадкий утёнок.

- Каким оказался по мнению утки последний утёнок? Найдите в тексте. - Как вы понимаете слово гадкий?

- Давайте посмотрим в словаре. Слайд 13

Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение, презрение.

Слайды 14, 15 - Посмотрите на иллюстрацию. Вместе с этим гадким утёнком мы сегодня как бы пройдём все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою. Попробуем составить его характеристику на каждом этапе жизни.

- Утёнок родился, что про него говорят? Какой он?

Слайд 16

Утёнок

  • гадкий
  • ужасный урод

- Кто про него так сказал?

- Должна ли была мама утка так говорить?

- Что оправдывает её? (то, что она мачеха, утёнок не её сын)

- Как можно назвать этот этап жизни утёнка?

1. Не  такой как все

Давайте добавим это в характеристику.

Слайд 17

- Куда отправилась утка со своей семьёй? (к большой канаве)

- Как утята учились плавать?

- Как плавал серый утёнок? Найдите в тексте. - Почему засомневалась утка? ( утёнок хорошо плавал)

Что добавим ещё в характеристику утёнка? (хорошо плавает)

Слайд 17

Утёнок

  • гадкий
  • ужасный урод
  • хорошо плавает

- Найдите отрывок в тексте, в котором утка знакомит с обитателями птичьего двора. Как по-другому называет утка птичий двор? Прочитайте. - Как вы понимаете слово общество?

- Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову С. И. Ожегов.

Слайд 18

Общество –

Физминутка.  «Танец маленьких утят»

- Что говорят про утёнка обитатели птичьего двора? Какой он?

- Давайте дополним нашу характеристику

Слайд 19 

  • большой и несуразный
  • бедняга
  • слишком велик

- Что сказала мама утка?

Слайд 20 

  • некрасив, но у него доброе сердце

- Как относились к серому утёнку жители двора?

- Почему они так относились?

- Имели ли они все на это право?

- Это говорили животные, а может люди относились к утёнку по другому?

- Как вы относитесь к девочке, кормящей кур?- Что сказала мать и родные братья и сёстры. Найдите в тексте

- Что произошло с уткой, почему она опять так изменилась? (дело не в утке, а в обитателях птичьего двора…)

- Почему убежал утёнок с птичьего двора?

- Как вы думаете почему утёнок молча и терпеливо сносил все обиды и унижения? Ведь он был крупнее, сильнее многих обитателей птичьего двора? Разве нельзя было больно клюнуть молодого петушка, или ущипнуть ту же птичницу?

- Как можно назвать этот этап жизни утёнка?

2. Унижение

- Какой выход нашёл для себя утёнок? Почему?

- Куда убежал утёнок с птичьего двора? (на болото)

- Что-то изменилось в его жизни?

- Что сказали про него дикие утки? Найдите в тексте Учитель: он опять почувствовал себя отверженным.

- Как говорят о нём гуси? ( ты такой чудной, забавен)

- Был ли рад хоть один раз утёнок своему безобразию? Когда? Найдите в тексте. - Почему не остался утёнок жить на болоте? (одиночество)

- Какой ещё этап жизни мы проследили?

3. Одиночество

- Какой выход нашёл для себя утёнок?

- Куда он убежал? Найдите эту часть в тексте.

- Давайте прочитаем её в лицах.

- Сколько нам потребуется человек? (Автор, курица, утёнок, старуха, кот, )

- Какими были кот и курица?

- Постарайтесь при чтении передать интонацию героев.

- Что дают понять утёнку курица и кот? ( Если не можешь нести яйца….. тебе здесь не место)

- Почему утёнку пришлось уйти из избушки, где можно было безобидно и сыто провести остаток жизни? ( ограничен в свободе) 

- Какой этап жизни утёнка мы проследили?

4. Ограничение в свободе. Непонимание

- Куда уходит утёнок? (куда глаза глядят)

- Что пришлось испытать утёнку? ( голод, холод)

- Какой ещё выделим этап жизни утёнка?

5. Холод, голод

- Почему, увидев красивых птиц утёнок не позавидовал им?

- Что ещё можно добавить в характеристику героя?

Слайд 21 не завистлив

- Что испытывал утёнок, перенеся такие тяжёлые жизненные испытания, увидев красивых птиц?

Учитель зачитывает текст (Он не мог…. Красивым как они)

- Он был рад - радёхонек, если хоть утки не отталкивали его от себя. Бедный гадкий утёнок!

- Что хотел сказать автор этими строками?

- Что произошло с наступлением зимы?

- Как назовём этот этап жизни утёнка?

6. Чуть не умер

- Почему утёнок ушёл от крестьянина?  ( потерял веру в добро)

- Ребята, а как вы считаете, почему автор не описывает всех мучений и страданий, которые перенёс утёнок в эту зиму?

Учитель: но вот пришла весна. Найдите в тексте, что подумал утёнок, когда увидел прекрасных птиц?

- Как можно назвать этот этап жизни?

7. Желание умереть

- Кем стал утёнок?

- Обрадовался ли утёнок, когда понял, что он прекрасный лебедь? Почему утёнок испытывает такое сильное чувство счастья? Найдите в тексте- Какой он теперь, что про него говорят?

Слайд 22

Лебедь

  • крепкий
  • большой

Слайд 23 

  • красивее всех

Слайд 24 

  • молоденький

Слайд 25 

  • Прелестный

Слайд 26 

  • Счастливый

Слайд 27 

  • самый прекрасный среди прекрасных лебедей

- Прощает ли утёнок своих обидчиков? Подтвердите словами из текста. - Что значит ликующий крик? (торжественный, восторженный, радостный)

- Давайте посмотрим, каким был утёнок сначала, а каким стал потом.

Слайд 28

Составление кластера:  утенок, лебедь (по вариантам)

Утёнок

Лебедь

гадкий

крепкий

ужасный урод

большой

большой и несуразный лучше всех

 

не такой как все красивее всех

 

бедняга

молоденький

некрасив, но у него доброе сердце

прелестный

слишком велик

счастливый

не завистлив

прекрасный среди прекрасных лебедей

5. Вывод

- Ребята, как вы понимаете, что такое красота внешняя и внутренняя?

Учитель: Все те, с кем встречался утёнок, не были уродами, некрасивыми, но обладали такими чертами характера как злоба, зависть, черствость. В них не было внутренней красоты, душевной.

А нашего героя, который был внешне неприятен, ужасный урод автор вознаградил. Он стал прекрасным лебедем. За что?

- Как вы считаете, а в жизни такое может быть?

- Каждый из вас получил свой моральный урок из этой сказки. Какой?

  • Самое главное доброта, бескорыстие, а не внешний вид.
  • Кто много страдал, но не озлобился, тот достигает счастья.
  • Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.
  • Нельзя высмеивать недостатки других.
  • Добро всегда побеждает зло.
  • Человек может быть красив не только внешне, но и красив душой, поступками. Если человек красив душой, то его недостатков люди не замечают, если узнают его лучше.

Слайд 29

6. Домашнее задание

7. Итог урока

- Прочитайте пословицы и выберите те, которые подойдут к этой сказке

Слайд 30 

  • Красивый вид человека не портит.
  • Некрасив собой, но красив душой.
  • Суди не по внешности, а суди по делам.
  • Кому, что идёт, то и красиво.
  • Не красна изба углами , а красна пирогами.

- Объясните их смысл.

Составление синквейна на основе произведения по самостоятельному выбору учащихся.

Например, о главном герое сказки или о его авторе и т.п.

- Как сказочник относится к своему герою?

- Г. Х. Андерсену в своей жизни пришлось тоже нелегко. Но он смог из гадкого утёнка превратится в прекрасного лебедя и написать много сказок для детей. Жизнь его тоже оказалась нелёгкой.

Резерв.

Сообщение ребёнка Слайды 31 - 39

Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований.

Родился он в 1805 году в датском городе Одензе в семье сапожника.

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны.

Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив.

Во всём этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывал всякие истории.

Над ним потешались и дразнили фантазёром.

Но Ганс Христиан Андерсен вырос и стал писателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...