Формирование УУД младших школьников на уроках литературного чтения
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бабина Наталья Эдуардовна
В широком понимании универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. Применительно к учебному процессу УУД – это совокупность способов действий учащихся, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, в том числе умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_na_urokah_literaturnogo_chteniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД младших школьников на уроках литературного чтения

В широком понимании универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. Применительно к учебному процессу УУД – это совокупность способов действий учащихся, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, в том числе умения учиться. В этом смысле предполагается усвоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, как то:

  • Познавательные и учебные мотивы
  • Учебную цель
  • Учебную задачу
  • Учебные действия и операции (ориентировка и преобразование материала, контроль и оценка)

Виды УУД

  1. Личностные
  2. Регулятивные
  3. Познавательные
  4. Коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Профессиональное жизненное самоопределение, установление связи между учебной деятельностью и её мотивом, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обеспечивают организацию учебной деятельности.

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Прогнозирование
  • Коррекция
  • Оценка
  • Саморегуляция

Познавательные универсальные учебные действия

Это общеучебные действия, направленные на выделение необходимой информации, её поиск, выбор способа решения проблемы, рефлексия результата, установление логических связей, анализ и синтез ситуации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками и с учителем, постановка вопросов по поиску и сбору информации, разрешение конфликтов, управление действиями партнёров и собственными действиями.

Формирование УУД

В начале обучения стоит обратить внимание на уровень сформированности УУД и выявить уровень необходимой помощи каждому ребёнку в развитии или формировании тех или иных УУД. Например, личностные УУД связаны с формированием я - концепции, необходимо формировать и проектировать эмоциональную зрелость ребёнка.

Непосредственно на уроке чтения познавательные УУД

  • Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
  • Умение представить полученную информацию в виде текста, схемы
  • Умение обобщить или конкретизировать материал прозаического или стихотворного текста
  • Умение ориентироваться в развороте учебника

Коммуникативные

  • Умение слушать других до конца
  • Сроить своё речевое высказывание понятно для окружающих
  • Умение высказывать мысли вслух
  • Умение работать в паре и группе (чтение по цепочке)

Регулятивные

  • Умение высказать своё предположение на основе текста учебника
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей
  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

           Личностные

  • Формируем умение высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции
  • Формировать умение оценивать свои поступки, согласно ситуации и соотносить поступки героев с собственной точкой зрения.

Примеры заданий по формированию УУД на уроках чтения

Познавательные УУД:

  1. Прочитай слова: Эмма, Эдик, Элла.

 – Что в них общего? Почему они написаны с заглавной буквы?

  1. Умение извлекать информацию состоит из трёх этапов: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

 – Читая текст, подумайте, почему он так называется

 - Кто из героев тебе приятен? Докажи.

 - Найди подтверждение в тексте словам автора о его герое.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение обсуждать с товарищами сюжет произведения
  2. Проговорить произведение по ролям
  3. Услышать свои ошибки и исправить их.

Регулятивные УУД

  1. Посмотрите на новую страницу учебника и подумайте, что сегодня мы будем делать? Чему сможем научиться?
  2. Как старые знания смогут нам помочь?
  3. Удалось ли тебе справиться с поставленной задачей?
  4. Если – нет, то почему?

Личностные УУД:

  1. Для чего писатель сочинил сказку?
  2. В чём её скрытый смысл?
  3. Хотел ли ты попасть в эту сказку? Почему? Приведи примеры из собственного опыта.

III.

 Формы контроля и оценки достижения предметных результатов по литературному чтению не новы, и практически все используются в работе.

 

1.Критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;

2.Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО;

3.Комплексность оценки – возможность суммирования результатов;

4.Приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);

5.Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;

6.Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.

Основными видами контроля являются:

1.Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.

2.Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

3.Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);

4.итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года.

Формы контроля:

1.стартовые диагностические работы на начало учебного года;

2.стандартизированные письменные и устные работы;

3.комплексные диагностические и контрольные работы;

4.тематические проверочные (контрольные) работы;

5.самоанализ и самооценка;

6.индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.


IV.

Учебник по литературному чтению по которому я работаю входит в УМК « Планета знаний».

Я считаю, что это учебник, в  котором  полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования.
Этот  учебник   позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одаренных детей, сохранять и укреплять здоровье школьников, а педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий.
В этом учебнике считаются
передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:

-комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения;

-высокий и прочный уровень обученности учащихся;

-формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться;

-полноценное соединение знаний и практических навыков;

-объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс;

-обеспечение эффективной социализации учащихся.
Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности. Проектная деятельность расширяет дидактические возможности.  Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний.
Учебник  разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития. Система заданий  предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении. Реализация принципа выбора, позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствует формированию положительных внутренних мотивов учения.
Дифференцированный подход  может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала — базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности — поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности — по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной). Дифференцированный подход в обучении, позволяет выстраивать индивидуальные траектории развития учащихся как за счет вариативного содержания учебников (дополнительные познавательные тексты, задания повышенной сложности, в том числе олимпиадного уровня, творческие и проектные задания), так и дополнительных дидактических пособий.
Учитель, работающий по данному учебнику, имеет все необходимое для эффективной организации не только учебно-воспитательного процесса, но и для осуществления внеклассной работы по предмету,воспитательной работы по духовно-нравственному развитию ученика. Обеспеченность электронным приложениям к учебнику  позволяет вести преподавание с использованием современных технологий . 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему "Формирование УУД младших школьников на уроках литературного чтения"

Сообщение содержит презентацию к выступлению на заседании методического объединения учителей МБОУ Прогимназия №2. Выступление затрагивает особенности формирования универсальных учебных действий у млад...

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг  у младших школьников на уроках литературного чтения»...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...