Рабочая программа по предмету " Литературное чтение" 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

Рабочая программа по ФГОС для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа по предмету  «Литературное чтение » для 2 класса МАОУ СОШ п.Новониколаевский  составлена на  основе:

- примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);

-общей образовательной программы ФГОС НОО МАОУ СОШ п.Новониколаевский на 2011-2015гг;

-примерного тематического планирования примерной программы по литературному чтению и авторской программы «Программа по литературному чтению» Н.А.Чураковой, О.В. Малаховской УМК «Перспективная начальная школа».

      Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, концепции комплекта «Перспективная начальная школа», основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД. Концептуальные положения нашли своё развитие в дидактических принципах развивающей личностно – ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и типических свойствах учебно – методического комплекта, реализующего эту систему.

         Изучение литературного чтения в начальной школе  направлено на достижение следующих целей:

-  обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной  читательской  деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

-  развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

-  обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

-  приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.  

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные   задачи:

-  духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

-  духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

-  литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

-  библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

         Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания.  А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.

Общая характеристика курса

         Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Учащиеся смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Этот год обучения предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

        Продолжается знакомство с авторской литературой и дети знакомятся с жанром рассказа. Расширяется представление учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

         Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

         Методы обучения:

   В основе методики преподавания предмета лежит проблемно - поисковый подход, информационно - коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно - рецептивный: рассказ,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод.

Формы организации процесса обучения:

  1. Индивидуальная
  2. Парная
  3. Групповая
  4. Фронтальная

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

На   изучение   учебного материала по  предмету «Литературное чтение» в  планировании отводится136часов   (4 ч в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,  народов,  культур  и

религий; формировать    уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; овладеть  начальными  навыками адаптации  в  динамично  изменяющемся и развивающемся мире; овладеть  начальными  навыками адаптации    в    динамично изменяющемся  и  развивающемся мире; развивать  навыки  сотрудничества со  взрослыми  и  сверстниками  в разных  социальных  ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить  выходы  из  спорных ситуаций; формировать   установки   на безопасный, здоровый образ жизни, наличие  мотивации  к  творческому труду,  к  работе  на  результат, бережному    отношению    к материальным   и   духовным ценностям.

Метапредметные: использование  знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,  схем  решения  учебных  и практических задач;активное   использование   речевых средств овладение  базовыми  предметными  и Межпредметными понятиями, отражающими  существенные  связи  и отношения   между   объектами   и процессами; овладение способностью  принимать  и сохранять  цели  и  задачи  учебной деятельности,  поиска  средств  ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового  характера, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Предметные: читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения; читать выразительно текст в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой; устно выражать оценочные суждения о прочитанном произведении ;читать наизусть 6—8 стихотворений разных авторов (по выбору);пересказывать текст небольшого объема;

различать сказку о животных и волшебную сказку; определять тему и выделять главную мысль произведения; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; уметь находить их в произведении; выяснения значений слов.

Содержание  учебного предмета

         Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Развивать умение  выразительного чтения.

Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.

Формировать умение читать про себя.

Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма).

Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.

    Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Народное творчество.

Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных.

Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности  построения  волшебной  сказки.

Авторская литература.

Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных  сказок.

Жанр рассказа.

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия  рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе.

Поэзия.

Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.

     Раздел «Формирование библиографической культуры»

Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.

   Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

 Круг чтения

Русские и зарубежные народные и авторские сказки.

Классики русской литературы (поэзия и проза).

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу второго года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

-  читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

-  читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

-  строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;

-  слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

-  называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

-  называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

-  перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

-  определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

-  оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

-  анализировать смысл названия произведения;

-  пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и

 коллективной работы получат возможность научиться:

-  развивать навыки аудирования  на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

-  писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

-  устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

-  читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

-  пересказывать текст небольшого объёма;

-  использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

-  привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

-  задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Обучающиеся  научатся:

-  различать сказку о животных и волшебную сказку;

-  определять особенности волшебной сказки;

-  различать сказку и рассказ;

-  уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся  получат возможность научиться:

-  обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

-  обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;

-  понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

-  обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающиеся  научатся:

-  понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

-  читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

-  эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.

Обучающиеся  в процессе самостоятельной, парной, групповой и

 коллективной работы получат возможность научиться:

-  читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

-  рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;

-  устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.

Программа формирования УУД  по предмету «Литературное чтение»

2 класс

В области  познавательных общих учебных действий обучающие научатся:

-  свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;  

-  ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

-  работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающие научатся:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

-  работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

-  выполнять работу по цепочке.

В рамках коммуникации как взаимодействия:

-  видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

-  находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных (контроль и самоконтроль) учебных действий обучающиеся  получат возможность научиться:

-  подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

-  понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Учебно-методическое обеспечение

Методические и учебные пособия:

1.Закон «Об образовании в РФ»

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.        

3Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2009

4.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост.Н.В.Лободина. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

5. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч.

–М.: Академкнига/Учебник, 2012.

6.Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. -М.:Академкнига/Учебник, 2012.

7.Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: тетради для самостоятельной работы N 1 и N2. -М.: Академкнига/Учебник, 2014.

8.Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. –М.: Академкнига/Учебник, 2012. 

Образовательные диски:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс по программе"Начальная школа XXI век"

Рабочая программа составлена на основе примерной (авторской) программы«Начальная школа XXIвек», Л.А. Ефросининой ««Литературное чтение. 1 класс»,  М.: Вентана-Граф, 2008...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 4 класс. Программа Л.Занкова, учебник В.Лазаревой.

Программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в  соответствии с требованиями   Государственного  образовательного  стандарта  начального обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы Э. Э. Кац «Литературное чтен...