Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Начальная школа XXI в"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Полчанинова Светлана Леонидовна

В этом материале представлена рабочая программа  по предмету литературное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_literatura_3_klass.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МАОУ СОШ № 12

от   ___  .08.2015  № ___

Рабочая программа

по     литературному чтению         .

                  (указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

3  класс, начальное общее образование

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов    136ч   .

Разработчик Полчанинова  Светлана   Леонидовна

Программа разработана на основе:

Примерной программы к комплекту учебников «Начальная школа XXIв» под ред. проф. Виноградовой Н.Ф.  Москва. Издательский центр  «Вентана –Граф», 2014

(указать примерную или авторскую программу/программы; издательство, год издания при наличии)

г. Таганрог

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа ориентирована на учащихся  3 класса, разработана в соответствии Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 3.5 ст. 47, п. 1.1 ст.48), на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 
  • Примерная программа к комплекту учебников «Начальная школа XXIв» под. ред. проф. Виноградовой Н.Ф.  (Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказ Минобразования России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
  • Основная образовательная программа начального общего образования  МАОУ СОШ № 12.
  • Учебный план МАОУ СОШ № 12 на 2015-2016 учебный год.
  • Годовой календарный график МАОУ СОШ № 12 на 2015-2016 учебный год.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания начального общего образования и требований к  подготовке выпускников в области «Филология».

Изучение курса Литературное чтение обучающимися осуществляется с помощью учебно-методического комплекса:

1.   Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: учебник в 2-х частях  для учащихся общеобразоват. учреждений– 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2014

2. Ефросинина  Л. А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь в 2-х частях для учащихся общеобразоват. учреждений– 5-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2014.

Структура курса и тематическое планирование разработаны на основе авторской программы: «Начальная школа XXIв» под ред. проф. Виноградовой Н.Ф.  Москва. Издательский центр  «Вентана –Граф», 2014

Общая характеристика учебного предмета

     Курс   Литературного чтения  является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.

       Курс Литературного чтения  построен с учётом  следующих концептуальных положений:

  • Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтение и письма).
  • В результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия.
  • Дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

В основу построения курса Литературное чтение положены принципы:

  • Системности – комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника.
  • Эстетический – создание условий для формирования эстетического вкуса и читательских предпочтений младших школьников.
  • Эмоциональности -  учитывает воздействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя.
  • Преемственности – обеспечивает связь разных уровней литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.

Цель курса Литературного чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах: подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации.

Задачи курса:

  • Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • Учить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • Расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов)

Курс Литературное чтение состоит из пяти разделов: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся», «Чтение: работа с информацией» .

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет Литературное чтение на этапе начального общего образования изучается в течение четырёх лет (1-4 классы). Учебным планом МАОУ СОШ №12 на 2015-2016 учебный год на изучение Литературного  чтения в третьем классе отводится  4 ч в неделю (обязательная часть учебного плана), всего -  136 ч.

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности  

Аудирование (слушание)

Восприятие  литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей  для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя.  Выделение авторской позиции и формирование своего отношения  к произведению и  героям.

Чтение

 Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами.  Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом

Осознание последовательности и смысла событий.  Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев  и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской  позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста

Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Круг  чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Примерная тематика

Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие

Более сложные, чем изучаемые в 1,2 классах по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка

Замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений,  присказки, зачины и их варианты, особые концовки.  Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность  событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина

Особенности изображения  персонажей, особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка

Сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство, особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы

Изображение явлений и героев; наличие диалоговой речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы описания (научно-художественные рассказы)

Промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами.  Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях

Литература,  фольклор,  литературное произведение,  пословицы, скороговорки, загадки, сказки, былины, рассказ, быль, пьеса – сказка, стихотворение, очерк, басня, сказ, воспоминание,  жанр, тема, автор произведения, сюжет, герой, автор-рассказчик, диалог, монолог, пейзаж, портрет героя, строфа, стихотворная строка, рифма, присказка, зачин.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Чтение по ролям художественных произведений; раскрытие образа героя при чтении с помощью интонации, мимики, жестов. Поиск описания кульминационного эпизода в произведении и его выразительное чтение.

Пересказ произведений. Рассказывание сказок с присказками. Инсценирование, постановка «живых картин», словесное рисование картин к отдельным эпизодам и произведениям. Выполнение проектов творческого характера «Сочиняем сказки», «Сказки с загадками», «О подвигах былинных героев», «Звуки и краски осени» и т. д. Рассказывание о героях произведений, произведении, книге, об авторе. Интерпретация текста произведения: устное, словесное рисование, подробный и краткий пересказы от лица автора или героя произведения. Создание по аналогии историй, рассказов, комиксов, стихотворений. Создание рукописной книги из творческих работ учащихся: иллюстрирование, оформление книги. Презентация творческих работ на уроке и во внеурочное время

Чтение: работа с информацией

Информация: книги, произведения, периодические издания. Работа с научно-популярными произведениями и справочной книгой. Сбор информации о книге (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, послесловие). Оформление информации в виде таблиц, использование сведений из таблиц для характеристики произведения или книги. Использование данных таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных. Дополнение таблиц и схем информацией из научно-популярных текстов.


Тематическое планирование

Основное содержание учебного материала

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие  литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей  для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя.  Выделение авторской позиции и формирование своего отношения  к произведению и  героям.

Чтение

 Чтение вслух и молча небольших произведений или глав из произведений целыми словами.  Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом

Осознание последовательности и смысла событий.  Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев  и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской  позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста

Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр. Слушать и слышать прозаические и стихотворные тексты художественных произведений, воспринимать и эмоционально реагировать на художественное слово, поэтические произведения. Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение. Выделять информацию в научно-популярных и учебных текстах. Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их.

Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту. Читать тексты выразительно с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях. Находить  слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя. Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д.  Использовать алгоритм (памятку) работы над выразительностью чтения произведений, отрывков или эпизодов. Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения. Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки. Контролировать чтение молча. Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча. Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения  произведения. Использовать умение читать молча для поиска информации в произведении, для работы со структурой текстов,  для  составления плана, выделения смысловых частей и эпизодов, для нахождения  описания, повествования и рассуждения.

 Выделять название произведения (фамилия автора и заглавие), смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план.  Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности. Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения. Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности). Учиться воспроизводить текст произведения, пользуясь алгоритмом учебных действий: читать наизусть, читать выразительно наизусть и по учебнику, пересказывать подробно, кратко, выборочно.  Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора).

Анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений стихотворных и прозаических. Определять тему и жанр произведения. Моделировать обложки, сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора. Сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки. Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль. Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план. Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий. Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий. Сравнивать образы положительных и отрицательных героев произведения. Анализировать и выделять образ главного героя. Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению, выделять их особенности. Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию. Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

Круг  чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Примерная тематика

Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие

Более сложные, чем изучаемые в 1,2 классах по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка

Замедленность действия за счёт повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений,  присказки, зачины и их варианты, особые концовки.  Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность  событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина

Особенности изображения  персонажей, особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка

Сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство, особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы

Изображение явлений и героев; наличие диалоговой речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы описания (научно-художественные рассказы)

Промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами.  Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа. Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха. Сравнивать русскую народную сказку с загадками, немецкую (братьев Гримм) и башкирскую в пересказе А. Платонова). Классифицировать скороговорки по особенностям построения текстов, используя материал учебника и учебной хрестоматии. Определять тему пословиц, их прямой и скрытый смысл. Участвовать в конкурсе «Знатоки пословиц» и проектной деятельности «Народная мудрость».

Различать виды загадок, народные и авторские. Сочинять загадки о предметах, явлениях природы, животных. Участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать, оформлять книги-самоделки, представлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках. Анализировать тексты сказок с загадками, понимать особенности сюжета. Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок. Сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме.

Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов. Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.). Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей. Объяснять особенности художественных, научно-популярных, исторических и фантастических рассказов. Сравнивать рассказы Л. Пантелеева, М.М. Пришвина, А.И. Куприна и делать аргументированные выводы об их жанровых особенностях. Пользоваться справочниками и справочной книгой (алфавитный указатель, словарные статьи, иллюстративные материалы справочника: таблицы, схемы, рисунки, примеры). Читать дополнительно в хрестоматии произведения по изучаемой теме (разделу) и самостоятельно книги из библиотек. Классифицировать изученные произведения по жанру, теме, авторской принадлежности, форме.

Читать и использовать информацию из детских журналов и газет (печатных и электронных)

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях

Литература,  фольклор,  литературное произведение,  пословицы, скороговорки, загадки, сказки, былины, рассказ, быль, пьеса – сказка, стихотворение, очерк, басня, сказ, воспоминание,  жанр, тема, автор произведения, сюжет, герой, автор-рассказчик, диалог, монолог, пейзаж, портрет героя, строфа, стихотворная строка, рифма, присказка, зачин.

Различать фольклорные и авторские (литературные) произведения.

Сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности. Различать пословицы по темам, скороговорки по построению и звучанию, сказки  по видам (о животных, бытовые, волшебные). Определять жанровые особенности басен, былин. Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения. Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворении. Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи. Работать с сюжетом произведения и его компонентами. Находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, аргументировать своё мнение

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Чтение по ролям художественных произведений; раскрытие образа героя при чтении с помощью интонации, мимики, жестов. Поиск описания кульминационного эпизода в произведении и его выразительное чтение. Пересказ произведений. Рассказывание сказок с присказками. Инсценирование, постановка «живых картин», словесное рисование картин к отдельным эпизодам и произведениям. Выполнение проектов творческого характера «Сочиняем сказки», «Сказки с загадками», «О подвигах былинных героев», «Звуки и краски осени» и т. д. Рассказывание о героях произведений, произведении, книге, об авторе. Интерпретация текста произведения: устное, словесное рисование, подробный и краткий пересказы от лица автора или героя произведения. Создание по аналогии историй, рассказов, комиксов, стихотворений. Создание рукописной книги из творческих работ учащихся: иллюстрирование, оформление книги. Презентация творческих работ на уроке и во внеурочное время

Определять главную мысль произведения и задачу чтения; распределять роли, читать выразительно или инсценировать. Выразительно читать кульминационные моменты художественных текстов, выражая своё отношение к героям. Пересказывать произведения подробно и кратко, инсценировать отдельные эпизоды. Моделировать «живые картины» к эпизодам и произведениям. Выполнять творческие проекты в группах, парах или индивидуально. Самостоятельно распределять и планировать свою деятельность. Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений. Интерпретировать тексты произведений: выбор эпизода и его пересказ от имени автора или героя.

Создавать иллюстрации к тексту, воспроизводить словесные картины графически. Создание по аналогии историй о героях произведений, рассказов, комиксов, стихотворений по образцу (рифма, строфа). Создавать рукописные книги на основе творческих работ: собирать творческие работы, классифицировать по жанрам и темам, иллюстрировать и оформлять книги, представлять их

Чтение: работа с информацией

Информация: книги, произведения, периодические издания. Работа с научно-популярными произведениями и справочной книгой. Сбор информации о книге (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, послесловие). Оформление информации в виде таблиц, использование сведений из таблиц для характеристики произведения или книги. Использование данных таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных. Дополнение таблиц и схем информацией из научно-популярных текстов

Пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность). Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений. Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник. Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы. Использовать информацию из таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных. Дополнять таблицы и схемы данными из научно-популярных текстов


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

1.   Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: учебник в 2-х частях  для учащихся общеобразоват. учреждений– 2-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2014

2. Ефросинина  Л. А. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь в 2-х частях для учащихся общеобразоват. учреждений– 5-е изд., дораб. – М. : Вентана-Граф, 2014.

     3. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Литературное чтение. программа:  1-4 классы:  –М.: Вентана-Граф, 2012.

      4. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова: 3 класс: комментарии к урокам. – 2-еизд.,доп.  испр.-М. Вентана-Граф, 2014.

Технические средства обучения

Персональный компьютер

Принтер

Сканер

Цифровые образовательные ресурсы

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения: аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

  1. «Заюшкина избушка». Сказки русских писателей про животных.
  2. Мифы и легенды разных народов. Подвиг Геракла.
  3. Лукоморье. Сказки Пушкина
  4. Садко. Былины и сказки русского народа.
  5. Мартышка и очки. Сказки и басни русских писателей.
  6. Снегурочка. Русски народные сказки.

Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа:  www.km.ru/education

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://festival.1september.ru/

    5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.uroki.ru

Результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Познавательные УУД: 

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Регулятивные УУД: 

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Коммуникативные УУД:

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Предметные

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступкам героев и обосновывать ее;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе

Ученик научится (уровень обязательной подготовки):

  • осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора.
  • Понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль.
  •  Читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60-75 слов в минуту).
  • Читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно.
  • Читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению.
  • Читать наизусть заранее подготовленные произведения.
  • Пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения.
  • Практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия.
  •  Отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках.
  • Правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию.
  • Понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт.
  • Пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказы.
  • Классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки.
  • Различать типы книг: книга –произведение и книга-сборник, книги-сборники по темам и жанрам.
  • Различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворение и прозаические жанры.
  • Определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака.
  • Подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение.
  • Находить в  текстах эпитеты, сравнения, обращения, пословицы.
  • Находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров, литературоведческие понятия (сказка рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые, волшебные, обращение, диалог, произведение, автор, герой, сравнение, эпитет).
  • Понимать особенности образов героев  произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения.
  • Инсценировать небольшие произведения (сказки, басни, эпизоды).
  • Моделировать «живые картины» к изученным произведениям.
  • Создавать истории с героями произведения на основе интерпретации художественного произведения.
  • Определять и формулировать главную мысль текста.
  • Находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре.
  • Работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев.
  • Делить текст на составные части, составлять план текста.
  • Понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемам, моделях; дополнять, исправлять, уточнять.
  • Сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.

Ученик получит возможность научиться (уровень возможностей):

  • Понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении.
  • Понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией.
  • Работать с книгами разного типа (книгами-произведениями, книгами-сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь).
  • Уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.
  • Подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов.
  • Употреблять в речи изученные литературоведческие  понятия при анализе произведений.
  • Находить и читать монологи и диалоги героев.
  • Иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведения.
  • Выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях»,  «Сказки о животных», «Животные – герои литературных произведений».
  • Творчески рассказывать произведение от лица героя.
  • Создавать по образцу небольшие произведения.
  • Самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике.
  • Находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги.
  • Целенаправленно находить информацию  о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках.
  • Сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

По литературному чтению подлежат проверке и оцениванию следующие показатели обученности:

  • навык чтения;
  • начитанность;
  • умения работать с книгой;
  • навыки и умения собственно читательской деятельности.

Оценка достижений предметных результатов ведётся как в  ходе текущего   и промежуточного оценивания, так и в ходе  выполнения итоговых работ. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам.

Кроме того, проводятся следующие виды работ:

  • комплексные разноуровневые работы;
  • литературные диктанты;
  • тесты  по изученным произведениям, разделу, теме;
  • тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
  • диагностические  задания и тесты для проверки сформированности  учебной и читательской деятельности;
  • итоговые тесты;
  • контрольные работы для проверки умений работать с книгой.

Тест в третьем   классе содержит 10 заданий и предлагается в двух вариантах. Задание считается выполненным, если ребёнок отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается в 1 балл, невыполненное – в 0 баллов. На проведение теста отводится один урок.

                                                         «5» - 9-10 баллов;

                                                         «4» - 7-8  баллов;

                                                         «3» - 5-6 баллов;

                                                         «2» -  менее 5 баллов.

Литературные диктанты в 3 классе состоят из 7-12 слов. Ученики самостоятельно проверяют диктант с помощью учебника, а учитель может выборочно оценивать диктанты: «5» - нет ошибок;

                                                         «4» - 1 ошибка;

                                                         «3» - 2 ошибки;

                                                         «2» - 3 и более ошибок.

Диагностические задания оцениваются в баллах:

0б-задание не выполнено (низкий уровень);

1б – выполнена часть задания или допущены ошибки (средний уровень);

2б – задание выполнено(высокий уровень);

Проверка навыков чтения (темпа, способа, правильности  и понимание)

« 5 » - ученик читает  выразительно целыми словами, отчётливо произносит слова, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знаков препинания, даёт полные ответы на вопросы по содержанию, темп чтения  не менее 70-75 слов в минуту;

« 4 »- ученик читает целыми словами, отчётливо произносит слова, но допускает 1-2 ошибки, передаёт верно содержание прочитанного   (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок, темп чтения 65-70  слов в минуту;

« 3 » - ученик читает по слогам, допускает ошибки, передаёт содержание прочитанного при помощи учителя, темп чтения 60-65 слов в минуту;

« 2 » -  ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».

Оценка выразительности чтения

«5» -  ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.

«4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

«3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствует  содержанию произведения;

«2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».

Проверка уровня начитанности  и читательских умений работать с текстом произведения

Работа носит комплексный характер.  Содержание работ: вопросы открытого характера, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме; отрывки изученных произведений, анализ которых позволяет назвать произведение, указать героев и т.д. Количество заданий определяется объёмом изученного материала.

«5» - выполнены все задания;

«4» - выполнены три четвёртых всех заданий;

«3» - выполнена половина заданий;

«2»-выполнено менее половины всех заданий

СОГЛАСОВАНО                                                  СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МК                                    Зам.директора по УВР

начальных классов                                                ___________Островская Т.А

                                                                                      подпись

МАОУ СОШ №12

от  ________ 2015  №1                                           __________2015

                                                                                        дата

______________Душина Л.Н.

          подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Литературное чтение"

программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

Рабочая программа "Литературное чтение" 1 класс

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Литературному чтению. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки о...