Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Звуки м- м", буква "эм"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Антукова Елена Николаевна

Коспект урока предназначен для учителей начальных классов. Аппробирован на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте.

Тема: Звуки  м  ,  м  , буква «м».

Цель: познакомить учащихся  со звуками  м  ,  м  , буквой «м».

Задачи: - формировать умение выделять звуки  м  ,  м  в звучащей речи;

- формировать умение читать слова с буквой «м»;

- формировать приемы продуктивного чтения;

- развивать кругозор учащихся, связную речь, познавательные процессы: внимание, мышление.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята. Проверьте глазками готовность к уроку. На парте: Азбука, тетрадь для печатания, пенал, сигнальные карточки. Не забудьте про хороший рабочий настрой!

Сначала сядьте те, чье имя начинается с гласной буквы. Теперь тихо сядут остальные- их имя начинается на согласную.

2. Сообщение цели урока.

- Как называется наш урок?

- Чему учимся на уроке обучения грамоте?

- А в роли кого мы будем сегодня на уроке, вы узнаете из стихотворения. Слушайте внимательно.

- Мы теперь совсем большие.

Поглядите, вон какие:

Помогаем дома маме,

Всю посуду моем сами,

Пол метем и поливаем

Розу на окне,

Протираем стекла, рамы.

Мы- помощники у мамы.

- О ком стихотворение?

 И все мы мысленно оказываемся дома, в уютной комнате, где будем мамиными помощниками.

3. Артикуляционная разминка для речевого аппарата.

- На уроке будем много читать, составлять связный рассказ, важно грамотно говорить. Начнем с речевой разминки.

*«Хоботок – улыбочка»

*«Маятник»

*«Пожуем язычок»

- Смотрю, как активно вы работаете, выполняя упражнения.

*- Язычок разогрелся, теперь чистоговорки. Произносим четко, так, чтобы был слышен каждый звук.

ма-ма-ма- дома я сама.

му-му-му- молоко кому?

мо-мо-мо- едим эскимо.

мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

ми-ми-ми- поем ноту ми.

Теперь мы готовы к работе.

4. Повторение ранее изученного.

- Пока мы работаем с классом, у доски подготовятся показать, какие внимательные читатели, следующие ребята:

1) слоговое чтение:

- Научись читать слоги, выдели гласные, попробуй найти лишний слог.

ма

на

ли

за

ва

са

2). Чтение слов, нужных для работы по развитию речи.

- Подготовься прочитать слова, выдели гласные, поставь ударение, раздели на слоги.

дом

мама

стол

Сима

помогать

пирог

3) «Договори слова».

- Соедини слоги, чтобы получились слова. С лишним слогом придумай свое.

чаш                рог        

пи                суда

по                ка

са

4) Работа со словосочетанием.

- Составь пару, соединяя предмет с подходящим признаком, линией. Научись читать полученные словосочетания.

маленькая        масло

сливочное         рождения

День                пирог

вкусный        чашка

5) Чтение стихотворений (работа с карточкой).

- Прочитай стихотворение, постарайся целым словом.

- У Сережи много дел,

Как всегда везде поспел.

Утром встал, зарядку сделал,

Застелил кровать умело.

Чтоб не беспокоить маму,

В шкаф сложил свою пижаму.

Сам надел штаны, рубашку,

Разбудил сестру Наташку.

- Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки

Сам начистил бы картошки.

Все остальные ребята работают вместе со мной.

- Вы не забыли, что все мамины помощники. Поэтому все у нас должно быть на своих местах.

- Посмотрите внимательно на доску. Что здесь изображено?

Верно, буквы, с которыми мы познакомились. У каждой из них свое место. Какой буквы не хватает?

- Почему «и» расположена ниже, под буквой «ы», а не рядом? (с буквами первого ряда согласные читаются твердо, с «и» - мягко) А почему именно под «ы»? (  и  и   ы   похожи по звучанию, по произношению, меняется положение язычка)

- Давайте прочитаем.

- Что объединяет все звуки, которые мы произнесли? ( это гласные, поются, воздух при произношении не встречает преграды)

- Хорошо, здесь «навели порядок».Молодцы!

- Ребята, мы все - мамины помощники. И дома у нас, наверное, все на своих местах. Давайте посмотрим вокруг. В классе есть слова, которые надо расставить по местам: в словах первого столбика - 2 слога, второй столбик - трехсложные слова, т.е. 3 слога.

лампа

картина

корзина

ваза

мимоза

книги

- Но для того, чтобы  выполнить это задание, надо вспомнить правило. Как определить, сколько в слове слогов? (индивидуально, хором)

( после заполнения таблицы- правило еще раз, индивидуально)

- Отлично, здесь справились. Особенно меня порадовал…

- Давайте теперь проверим, как наши умельцы справились у доски.

1) - Читай слоги. Какой из них- лишний? Почему?

Попробуйте из предложенных слогов составить слово.

2) - Почему Сима написано с заглавной буквы?

3) - Кто хочет назвать свое слово с лишним слогом?

4) - Эти словосочетания понадобятся вам для работы по Азбуке.

Мы повторили, как узнать, сколько в слове слогов, выделяли гласные при чтении. Но ведь все звуки речи делятся на 2 большие группы. О каких звуках мы еще не сказали?

Что знаем о согласных?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, и это будет первая согласная буква.

5. Работа по теме урока.

*- Ребята, у каждого из вас дома есть уголок. Представим, что и у нас здесь полочка детской комнаты. Отсюда пропали 2 игрушки. Нам надо вернуть их на место.

- О какой игрушке идет речь?

- Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

- Почему решили, что это мышка?

( картинка)

- Произнесите слово про себя.

- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику.

- Найдите звуковую схему к первому слову. Докажем, что мы правы.

- А это?

- Зверь забавный, сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу.

 ( картинка)

- Произнесите слово про себя.

- Назовите первый звук. Дайте ему характеристику.

- Найдите звуковую схему к первому слову. Докажем, что мы правы.

- Как доказать, что  м  и   м  - оба согласные звуки? (воздух хочет «выбраться» на свободу, но встречает преграду - губы)

- Молодцы, в комнате навели порядок.

*- Давайте произнесем звуки, которые выделили. Теперь я проверю, сумеете ли вы услышать, где находится звук: в начале, середине или в конце слова. Приготовили сигнальную карточку!

мед

компот

самовар

сметана

масло

*- Придумайте свое слово, которое начинается с твердого   м  .

- А с мягкого   м  ?  

Замечательно.

- Итак, звук может стоять в начале, середине и в конце слова.

- С какими звуками мы познакомились?

*- У этого звука есть свое обозначение. (плакат)

*- У каждой буквы есть свое имя. Это буква «эм».

*- Найдите ее место в алфавите. Почему написаны 2 буквы? ( заглавная и строчная) Кто может назвать соседей буквы «эм»?

*- На что похожа буква? Ребята прочитают стихи.

Вот качели- буква «эм»!

Здесь качаться можно всем!

Хорошо известно всем,

Где метро, там буква «эм»!

Палочка и палочка,

Между ними - галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква «эм»!

*- Смоделируем нашу букву:

Взявшись за руки, мы встали,

И на «эм» похожи стали!

*- Теперь мы будем учиться читать слоги с этой буквой.  

- Читаем твердо (индивидуально, хором), с «и» - мягко.

Меняем положение буквы.

*- Прочитайте первый слог 2 раза.

«Ма» и «ма», а вместе «мама».

Интересно, какими цветами можно порадовать маму? Следите внимательно глазками за движением указки. Третий слог - сами. (мимоза)

Звуковой разбор этого слова выполним в тетради.

- Вспомнили правила посадки!

- Но сначала надо научиться печатать букву (снизу вверх, наискосок вниз до середины клетки, наискосок вверх, опускаемся вниз).

*- Обведите букву «эм» 2 раза. Первую - простым карандашом, вторую- синим. Почему?

*(звуковой разбор)

*- Составьте предложение по схеме со словом «мимоза».

- И это мы смогли сделать.

6. Закрепление ( работа с учебником).

- А сейчас давайте посмотрим, как девочка Сима помогает маме.

Открываем учебник по закладке (с.78).

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Кого видите?

- Что делает девочка? А мама?

- К чему они готовятся? К какому событию?

- Судя по тому, что лежит на столе, они решили испечь пирог.

- Попробуем составить рассказ. ( «снежный ком»)

пр.: У мамы День Рождения. Сима решила ей помочь. Сима испекла пирог. Девочка порадовала маму.)

- Интересный получился рассказ.

- Какая Сима молодец!

- А теперь посмотрим, как другие дети дома помогают мамам. Послушаем стихи, которые готовились прочитать дети.

- А вы дома помогаете мамам? Расскажите.

7. Подведение итогов.

- С какой буквой знакомились на уроке? Какие звуки она обозначает?

- Вы- мои помощники, все старались. Молодцы!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку "Обучение грамоте" 1 класс, по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Звуки [з, з\']. Буквы З з.

Тип урока: Урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)Задачи:Образовательная :познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными зв...

урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"

урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Звуки [н] [н`], буквы Н, н

Тема: Звуки [н] [н`] , буква Н, нОсновные цели:познакомить учащихся с согласными сонорными звуками и буквамиформировать умение характеризовать звуки, составлять предложения и схемы;развивать внимание,...

Урок обучения грамоте и письма по теме Звуки { т-ть } , буквы Т т

Учащиеся  знакомятся с согласными звуками [т] — [т`], их особенностями и буквой Т, т. В игровой форме узнают о здоровье...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...