Сочинение-описание картины М.Врубеля "Царевна лебедь"
презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Нагорная Надежда Николаевна

Урок развития речи. Сочинение-описание картины "Царевна лебедь", 4 класс "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vrubel_tsarevna-lebed.rar571.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"

Цели:

Образовательные:

формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;

Развивающие:

развивать письменную и устную речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;

создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность и творческую активность;

воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыке.

ХОД УРОКА

1.Организацтонный момент

– Сегодня у нас необычный урок русского языка, мы учимся описывать картину. Совсем недавно на уроках литературы мы говорили о сказках. Иллюстрации к каким сказкам вы сейчас увидите? (демонстрируются слайды 2-5)

– Как вы думаете, к какой хорошо известной вам сказке может служить иллюстрацией эта репродукция? (слайд 6)

– А кто-то помнит её полное название? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди»)

– В черновиках Пушкин хотел изменить название сказки на «Царь-Девица» или «Царевна-Лебедь». Почему? (Придавал огромное значение)  

– Именно эту картину мы и будем сегодня описывать. А создал её известный русский художник Михаил Александрович Врубель, который был просто очарован пушкинской сказкой(слайд 7)

– Вы когда-нибудь слышали это имя? Что вы  знаете о художнике? Он иллюстрировал произведения Пушкина, Лермонтова, писал иллюстрации к сказкам и создавал декорации к опере «Сказка о царе Салтане». (слайды 8 – 9)

– Но вернёмся к картине «Царевна-Лебедь», кстати, на ней Врубель изобразил  свою жену Надежду Ивановну Забелу, которая была лучшей исполнительницей партии Царевны-Лебедь в опере Николая Александровича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (слайд 10)

2. Подготовка к описанию картины:

  – Представьте, что вы находитесь внутри этой картины. Оглянитесь вокруг, рассмотрите, что вы видите, слышите, ощущаете?

– Теперь представьте, что у вас в руках подзорная труба. Посмотрите внимательно, наверняка появятся новые детали, которые вы раньше не заметили (слушаем 2-3 чел)  

– Какой фрагмент картины  вы показали бы более крупным планом? Почему? (Лицо, глаза большие и печальные)

– А сейчас, отправляемся в путь на ковре-самолёте и высаживаемся на  острове Буяне. (Кто хочет, закрывает глаза)

– Можете потрогать воду (какая она? Холодная, бирюзовая), почувствуйте запах моря, прикоснитесь  к скалам (тёплые или холодные, скользкие). Оглядываемся назад, смотрим издалека на прекрасную Царевну, хрупкую и изящную, видим, как переливаются драгоценные камни на её венце, сияет роскошное белое оперение, лучи заходящего солнца.

– А теперь включаем слух. Что мы слышим? Какие звуки на этом острове?

. – Вернёмся к сказке и посмотрим, какой видел Царевну-Лебедь автор, А.С.  Пушкин

Что подчёркивает Пушкин в образе Царевны? (Красоту)

– Давайте посмотрим, а как он это делает.

Пушкин-художник слова, и в его арсенале есть особые изобразительно-выразительные средства. Это эпитеты (свет какой? божий), сравнения (с кем сравнивает? Павой, реченькой). С этими и другими изобразительно-выразительными средствами мы будем знакомиться на уроках русского языка и литературы.

 – Мы с вами  посмотрели, какой представляли  Царевну Врубель, Пушкин, а вот какой увидел Царевну известный искусствовед И.Долгополов, мы сейчас узнаем. (Чтение текста) 

           В cамую глубину твоей  души заглядывают широко открытые чарующие  очи  царевны.  Она  словно  все  видит.

     Поэтому так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

     Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

     Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебеди волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы ч..до-острова, сияющего багровыми, алыми  приветливыми волшебными огнями.

– Понравилось описание? Почему?

–  Посмотрим, как   Долгополов показывает красоту Царевны, какие части речи помогают ему?

– А давайте проведём эксперимент. В последнем абзаце уберите все прилагательные.

– Что изменилось в тексте, что он утратил? (Волшебство, он больше не завораживает)

3.Работа над сочинением –описание картины

– Мы очень хорошо поработали, узнали, какой представляли Царевну художник, поэт, искусствовед (слайд 11)

– А какой вы её представляете, какой видите?

–  Составьте черновик сочинения .

– Справитесь с работой? Что вам поможет? Чем будете пользоваться?(учебник с 147)

4. выборочное чтение сочинений. Анализ.

5. Домашнее задание: дописать сочинение по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. "Сочинение – описание по картине И.И.Левитана « Золотая осень» (Происшествие в музее Осени)"

Урок проводится в игровой форме. Игровой сюжет: из музея похищена картина. Учащиеся представляют сыщику (ученику этого же класса) различные сведения о пропавшей картине. По этим признакам сыщик должен...

Урок русского языка в 4 классе по теме: Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Три богатыря"

В работе четко сформулированы цели и задачи, репродукция картины, репродукция портрета художника, последовательность работы над картиной, сочинение учащегося....

Сочинение - описание по картине А.А.Пластова "Первый снег"

Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от качества используемых обучающих программ и от методики обучения, применяемой учителем. Использование компьютеров в обучении облегчает...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"

Урок развития речи .Основная цел урока: учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определённой композиционной  форме, систематизировать с...