Тема урока: «Особенности волшебной сказки»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шевчук Наталья Владимировна

Цель:  Исследование волшебной сказки.

Задачи:

- формировать умение самостоятельно определять структуру сказки;

- расширять словарный запас детей, их литературный кругозор.

- работать над развитием выразительности, грамотной речи, отработка синтетического чтения

- воспитывать нравственные качества, эстетические чувства.

Методы обучения:  урок – исследование; проблемные;  частично-поисковые; наглядные

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная; коллективная; групповая

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_3_klass.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 523  Колпинского района Санкт-Петербурга

Урок чтения в 3 «А» классе

Подготовила: учитель начальных классов  Шевчук Н.В.

Тема урока: «Особенности волшебной сказки»

Цель:  Исследование волшебной сказки.

Задачи:

- формировать умение самостоятельно определять структуру сказки;

- расширять словарный запас детей, их литературный кругозор.

- работать над развитием выразительности, грамотной речи, отработка синтетического чтения

- воспитывать нравственные качества, эстетические чувства.

Методы обучения:  урок – исследование; проблемные;  частично-поисковые; наглядные

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная; коллективная; групповая

Средства обучения:

- ИКТ. Презентация по теме.

- Учебник “Литературное чтение. 3 класс”, авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

- С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

- В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу урока;

- определять структуру волшебной сказки;

- обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

- взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные:

- работать с текстом сказки, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку учебного задания

Структура урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Проверка домашнего задания.

4. Постановка цели и задач урока.

5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу (первичное закрепление) в измененной ситуации.

6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

7. Рефлексия (подведение итогов).

8. Информация о домашнем задании.

9. Итог

                                                

Ход урока:

  1. Организационный момент.

а) Психологический настрой.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

- Ваши глазки все проснулись?

- Ваши губки улыбнулись?

- Приступаем к работе.

Девиз нашего урока: “Пожелаем друг другу успеха!”

 

2. Актуализация опорных знаний.

а) Дыхательная гимнастика.

вдох носом, выдох через рот;  вдох, задержка дыхания, выдох;  вдох, выдох по порциям.

На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один из них упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Наберите воздух, нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза.

б) Звуковая разминка.

Посмотрите на таблицу. Сегодня мы читаем согласные 3 ряда.

(Делаем глубокий вдох и на выдохе читаем).

в) Чтение скороговорок.

“Мудрец отличен от глупца  тем, что он мыслит до конца”.

1 ряд читает тихо и размеренно

2 ряд – громко и уверенно

3 ряд - чтение с разбега

г) Складывание слов из половинок (зачин, концовка, Финист, самобранка, творчество)

3. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение пословиц по теме “Жизнь дана на добрые дела”.

Соотнесение их с прочитанными произведениями.

4. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к сказке. Тысячи и тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит их слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, часто веселых, интригующих, но всегда со счастливым концом.

Назовите известные вам виды сказок. (Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.)

На листах отрывки из сказок.

Задание: прочитать, определить к какому виду относятся.

Прочитайте название раздела.

Волшебные сказки - наиболее древние. Они сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий

(баба-яга, морской царь, змей Горыныч, Морозко), веры в оборотней.

Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме?

Знакомы ли вам эти слова, их точное значение? Обратимся к словарям.

Сказка - вымышленный рассказ, небывалая и даже необычайная повесть, сказание.

Есть сказки богатырские, житейские балагурные и др.

(В. И. Даль.  Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка)

Присказка (зачин) - короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

Исход – завершение, конец.

(С. И. Ожегов. Словарь русского языка)

Физкультминутка.

Рассмотрите внимательно с. 48—49 учебника. Какие задания вы будете выполнять? Как всегда нам помогу наши помощники профессор Самоваров, Аня и Ваня.

5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу.

Можете ли вы построить план сегодняшнего урока? Вспомним, как составлять план.

Построение плана по предложениям детей. (План записывается на доске).

План:

1) Рассмотреть особенности волшебных сказок.

2) Выделить этапы построения сказки.

3) Научиться находить эти особенности и этапы в тексте.

- Прочитайте первый диалог Ани и Вани. На уроке литературного чтения они получили задание сочинить волшебную сказку. Попробуйте разобраться, кто прав? Вот что получилась у Вани:

“Дело было летом. В одной деревне жили сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Решила как-то Алёнушка отнести гостинцы своей бабушке в соседнюю деревню. Пошла по тропинке, но в лесу заблудилась. Вдруг мимо пробежал заяц. Он остановился, посмотрел на Алёнушку и поскакал дальше. Девочка решила побежать за ним и вышла на знакомую дорогу. Алёнушка быстро добралась до бабушкиного домика, где ей были очень рады. Аня послушала Ваню и сказала: “Это сказка — не волшебная”.

Ваня очень удивился: “Почему не волшебная? Волшебная, потому что в ней совершаются чудеса. Первое чудо в моей сказке – Алёнушка попала в невероятную ситуацию. Второе чудо — дети не могут жить без родителей. Третье — в жизни заяц не может помочь девочке”.

Аня растерялась, потому что аргументы Вани показались ей убедительными.

Ребята, как вы думаете, можно ли сказку Вани считать волшебной?

Учащиеся высказывают разные версии.

- Ознакомьтесь со вторым диалогом Ани и Вани и назовите особенности волшебной сказки. Слайд 15.

Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.

Необычные герои. Примеры:  баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна - лягушка.

Волшебные предметы. Примеры: скатерть - самобранка, ковёр - самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.

Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.

Постарайтесь выстроить этапы сказки, композицию. Слайд 16.

Как начинаются сказки? Присказка: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на  океяне, на острове Буяне.

Как заканчиваются сказки?  Исход: заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.

Какой урок (“намёк”) мы можем извлечь из сказок?

6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Есть ли у вас желание научиться определять особенности волшебных сказок?

Сейчас мы поиграем в игру “Следствие ведут Колобки”.

1 группа. Пользуясь особенностями волшебной сказки, изменить сказку Вани.

2, 3 группы. Сказки “Финист – ясный сокол", "Царевна-лягушка". Вам нужно, поработав над содержанием сказки, заполнить таблицу.

1) Особенности волшебной сказки.

2) Чудесные превращения        

3) Необычные герои, сказочные помощники        

4) Волшебные предметы        

5) Троекратные повторы        

4, 5 группы. Сказки “Финист – ясный сокол", "Царевна-лягушка". Вам нужно, поработав над содержанием сказки, заполнить таблицу.

Композиция сказки (этапы):

1) Присказка        

2) Развитие событий:        

3) Встреча

4) Беда

5) Кульминация

6) Исход        

7)Каков “урок”?        

7. Рефлексия.

- Вам понравился наш урок? Попрошу закончить предложение:

“Если бы не было сегодняшнего урока, ...”

Полученные ответы: “... не узнала бы волшебных сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, мы лишились бы фантазии и воображения, не узнали бы волшебных героев, не было бы волшебного ощущения, я бы не был таким отзывчивым”.

Ребята, спасибо за работу. Вашу исследовательскую работу на уроке,  я оцениваю самой высокой отметкой.

В дневники “5”, а для души аплодисменты! - Я знаю, что у вас впереди ещё много встреч со сказкой.

8. Информация о домашнем задании.

Создать презентацию “Музея волшебных вещей” (описать предметы, в чём заключается их волшебная сила, из какой они сказки). Можно придумать свой волшебный предмет, обладающий необыкновенными свойствами.

9. Итог.

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании

Благополучного конца.

В. Берестов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Особенности авторской сказки. А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Данный урок  проводиться в системе уроков 4-ой главы по теме: «Идем по неведомым следам…». Урок составлен в соответствии с дидактическими принципами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, а ...

Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»

УМК «ПНШ» ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС. Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ» ...

УМК «ПНШ» ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС. Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»

УМК «ПНШ»  ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС. Контрольная работа по теме: «ПОСТИГАЕМ ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ: ОТЫСКИВАЕМ В НЕЙ ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ»...

Конспект урока литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.»

Урок литературного чтения на тему «Особенности волшебной сказки. Начало пути: волшебные предметы и помощники.» (ПНШ)...

Урок литературного чтения на тему "Сочиняем вместе волшебную сказку"

Комбинированный урок-игра с элементами  литературного творчества.  УМК "Перспектива", 3 класс...

Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...