Рабочая программа по литературе 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Краева Светлана Владимировна

УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_4_klass.docx77.48 КБ

Предварительный просмотр:

          «Согласовано»

Руководитель МО:

____________/_Л.Н. Кузнецова_/

Протокол № __

 от «__»   сентября___2014_г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ Сосьвинская СОШ:

Штакина В.В/______________/

 «__»_сентября__2014_г.

«Утверждаю»

Руководитель

МБОУ Сосьвинская СОШ:

Слепцова Н.А./______________/

Приказ № _ от «     »сентября 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по литературному чтению 4 класс

Краева Светлана Владимировна, высшая категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от   «__» сентября_2013 г.

П.Сосьва

2014 -  2015  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе образовательной программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей  образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

В основе  программы лежат научные идеи развивающего обучения Д. Б. Эльконина и Л. Е. Журовой, позволяющие учить школьника учить себя (учить + ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Такой уровень развития младшего школьника актуален для современного общества, этим она и привлекательна.

     Данный курс построен с учётом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
  • содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

     Главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья. В программе осуществлён принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств. Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах.

     Цель уроков литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

     Задачи:

а) обучающая – формирование такой деятельности, когда ребёнок способен воспринимать текст, понимать читаемое, воссоздавать в своём воображении прочитанное, воспроизводить текст; овладение элементарными литературными представлениями и знаниями;

б) развивающая – способствовать развитию навыка чтения, эмоционально-творческой деятельности в процессе чтения, развитие речи и мышления;

в) воспитывающая – расширение круга чтения, привитие интереса и любви к самостоятельному чтению.

     Сроки реализации программы:  102 часов (34 учебных недель по 3 часа в неделю).

      Элементы содержания программы: знания; умения; навыки; опыт практической и творческой деятельности; опыт ценностной личностной ориентации.

     Содержательные линии: развитие навыка чтения (наращивание скорости чтения молча и использование приёмов выразительного чтения); развитие восприятия произведения (восприятие жанра, особенности его композиции и языка); развитие литературоведческих представлений и понятий (вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения); развитие речевых умений («видеть» слово в тексте, использовать его в собственной речи; формулировать высказывание о своём отношении к произведению, героям и их поступкам; обучение пересказу и рассказыванию, чтению наизусть); развитие творческой деятельности (выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения, реконструирование отдельных картин сюжета, описание героев и т. п.).

     Формы организации деятельности: индивидуальная,  фронтальная; парная, групповая, разновозрастная.

     Методы и приёмы работы: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения; подчёркивание, пометы, перегруппировка текста; рисование, аппликация, раскрашивание; работа с кроссвордами, дидактические игры; дописывание, списывание, сочинения; составление высказываний, описаний сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

     Режим занятий: 3 часа в неделю.

     Предполагаемые результаты: помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научить осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

Цели и задачи рабочей программы

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Целями обучения обусловлен ряд задач:

- обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания   обучающимися текста и специфики его литературной формы;

- формирование  литературоведческих  представлений и знаний, необходимых школьнику для овладения литературы как искусства;

-   организация систематической работы над навыками чтения;

- расширение круга чтения обучающихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки;

- включение обучающихся в эмоционально- творческую деятельность в процессе чтения.

 Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей и задач, образовательной программы лицея – «… создание режима наибольшего благоприятствования для личного развития обучающихся и их успешной социализации на основе освоения общеобразовательных программ…

Содержание программы 4 класс

( 102 часов)

Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.

Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей – классиков, детских писателей.  Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно – познавательная книга о природе, путешествиях, истории, научных открытиях.  Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).

Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей – сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно – познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

Умение определять  задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.

Жанрово – тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно – художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь- сутки ночь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты(«сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов эмоциональных переживаний.

Рассказы: художественные, научно – популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героя, интересных случаев из их жизни, эмоционально – образное описание внешнего  вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

Научно – художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

Научно – популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин;  развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

Очерк – повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и   научно-художественное произведения.

Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно – выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Умение писать отзывы о  прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.

Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх – драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 20 стихотворений , 6 отрывков из прозы).

Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Читательские умения ( работа с произведением и книгой ):

-обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

-самостоятельный выбор книги на определенную тему;

-чтение детской периодики;

-использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).

Межпредметные связи:

-с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений , отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.).

-с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

-с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения во втором классе учащиеся должны уметь:

Техника чтения:

- правильно читать текст целыми словами ( темп чтения в соответствии нормами и индивидуальными возможностями учащихся);

- читать молча небольшие тексты;

- читать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3  отрывка из прозы;

- выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями:

- знать название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

- знать, что такое ритм, рифма и настроение в стихотворении;

- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление, титульный лист, иллюстрация,

аннотация);

Формирование приёмов понимания прочитанного:

- уметь называть, приводить примеры сказок народных и литературных, стихов и рассказов из круга детского чтения;

- уметь различать, сравнивать произведения фольклора( загадка, пословица, песенка, скороговорка);

- уметь различать, сравнивать жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ,

стихотворение, басня);

- уметь различать, сравнивать сказки народные и литературные;

- уметь различать, сравнивать словари и справочники;

- уметь различать, сравнивать элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

-  уметь различать, сравнивать виды пересказа ( подробный, краткий, выборочный);

Речевое развитие:

- уметь определять тему и главную мысль произведения;

- уметь ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы к тексту;

- уметь делить текст на смысловые части и составлять простой план;

- уметь пересказывать и рассказывать произведение по плану;

- уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Методическое обеспечение рабочей программы (УМК)

Литература для учителя

  1. Сборник  программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".-  3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2011. – 176 с.
  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: методическое пособие : 4 класс/ Л.А. Ефросинина. – 3 –е изд., доп. М.:  Вентана – Граф, 2011. – 240 с.
  3. Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие.– М.:  Вентана – Граф, 2011. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
  4. Ефросинина Л.А. Книгочей. Справочник по литературному чтению для младших школьников.1-4 классы. Учебное пособие. – М.:  Вентана – Граф, 2011. – 176 с.
  5. Ефросинина Л.А. Литатурное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.:  Вентана – Граф, 2011. – 176 с.
  6. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.:  Вентана – Граф, 2011.

Литература для учащихся

  1. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2014. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
  2. Литературное чтение: 4 класс: Рабочая тетрадь: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2014. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
  3. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова).- 3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2014. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
  • Дополнительная:
  1. Интернет-ресурсы: www.proshkolu.ru/, www.zavuch.info, www.vgf.ru/.


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тематическое планирование

п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

1-2

Повторение. Произведения фольклора. (2 ч)

Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна»

русская народная сказка "Иван - царевич и Серый волк"

2

Комбинированный урок

Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных

Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность

ТекущийСамостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема)

Сравнение сказки и былины

3

Героическая песня, былина, легенда.

Былина «Волх Все-славович». Произведения фольклора. Былины

1

Чтение и анализ нового произведения

Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине

Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану

Былина – жанр фольклора

Работа с книгами о былинных героях

4

Легенды: «Легенда и граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

1

Чтение и анализ нового произведения

Легенда – жанр фольклора

Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения

Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательных характер

5,6

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

2

Чтение и анализ нового произведения

Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички

Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы

Текущий. Выразительное чтение

Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин. Музей Китеж. Атаман Ермак Тимофеевич

7

Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора»

1

Обобщающий урок

Фольклор – устное народное творчество. Жанры фольклора

Уметь работать самостоятельно

Тематический.

Самостоятельная работа

8

Басни. Русские баснописцы.

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза».
Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

1

Комбинированный урок

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ.
Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Библиографические сведения об авторах басен. Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма)

9

И. И. Хемницер «Друзья»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои и их поступки

Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно

Текущий, чтение наизусть

Особенности басни: мораль, ирония, аллегория

10

А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Осел и соловей», Л. Е. Измайлов «Лестница»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен

Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен

Текущий. выразительное чтение

Мораль, аллегория. Сравнение басен И. А. Крылова,
Л. Е. Измайлова

11

И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

С. В. Михалков «Слово о Крылове»

1

Чтение и анализ нового произведения

Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы

Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям

Текущий. Выразительное чтение

Квартет.

12

Обобщение. Слушание и работа с детскими книгами.

1

Слушание и работа с детскими

Герои, их характеры и поступки. Периодика: детские

Знать героев басен. Уметь понимать основное содержание басен,

Текущий. Чтение

Особенности басен
И. Дмитриева: ирония,

13

И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». Работа с детскими журналами

1

книгами

журналы

характеризовать

героев, выражать свое отношение к их поступкам и характерам

наизусть

диалоги героев

14

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Обобщающий урок

Тематический. Чтение наизусть. С/Р

15–

16

Произведения
В. А. Жуковского.

Произведения  В. А. Жуковского «Песня». Дополнительное чтение. Стихи В. А. Жуковского «Волшебные сказки в стихах»»

2

Чтение и анализ нового произведения

Эпитеты, сравнения, рифма

Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев

17,18

Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица»

2

Чтение и анализ нового произведения

Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок

Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина

19

Текущая проверка.

Навык чтения молча.

1

20

Произведения А. С. Пушкина.

Повторение изученных произведений А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение
Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении)

1

Комбинированный урок

Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать

Текущий. Пересказ по плану

Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы

21

А. С. Пушкин
«И. И. Пущину». И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок).
А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение

Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений
А. С. Пушкина
«И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина

Текущий. Чтение наизусть

Определение интонационного рисунка

22,

Слушание и работа с детскими книгами. А. С. Пушкин

«Песнь о Вещем Олеге»,

1

Слушание и анализ

нового

произведения

Основное содержание текста.
Тема. Герои

Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями

Текущий. Чтение

наизусть

Атаман Степан Разин

23

Проверь себя «Страничка книгочея»

1

Обобщающий урок-игра

Тематический. Выразительное чтение, чтение наизусть. С/Р

24

Произведения М. Ю. Лермонтова.

Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанр произведения. Эпитеты, рифма

Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

Метафора.

25

Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема чтения. Эпитеты, сравнения

Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

Текущий. Чтение наизусть

Сравнение стихотворений

26–

27

Произведения П. П. Ершова.
(4 ч)

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

2

Чтение и анализ нового произведения

Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки

Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

П. П. Ершов (справка об авторе)

28

П. П. Ершов «Кто он?»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения

Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать

Текущий. Чтение наизусть

Чтение наизусть отрывков.

29

Проверь себя

1

Обобщающий урок-игра

Тематический. Выразительное чтение, чтение наизусть. С/Р

30,31

Произведения
В. М. Гаршина.

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

2

Чтение и анализ нового

произведения

Авторская (литературная сказка). Главная

мысль сказки. Образ лягушки. План

Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану

Текущий.

Выразительное чтение

32,33,34

Произведения русских писателей о детях. (3 ч)

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы»)

3

Чтение и анализ нового произведения

Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя

Эпизод

35–

36

Произведения зарубежных писателей.

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

2

Чтение и анализ нового произведения

Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы

Образ Козетты

37 - 40

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

3

Чтение и анализ нового произведения

Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя

Знать структурные единицы произведения.

Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

Текущий. Пересказ

41

Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Стихотворение В. Гюго «Осенние листья» (отрывок). Работа с книгами М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльбери Финна»

1

Слушание и анализ нового произведения

Жанры произведений: сказки, повести, стихи

Знать зарубежных писателей.

Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях

Русские писатели-переводчики (К. И. Чуковский. А. А. Ахматова). Роман

42

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»

1

Комбинированный урок

Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль

Знать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их называть

Книги-справочники (значение слов, имен, картин)

43

Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное»

1

Комбинированный урок

Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль

Знать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их называть

Книги-справочники (значение слов, имен, картин)

44

Стихотворение
Х. К. Андерсена «Дети года»

1

Чтение и анализ нового произведения

Рифма. Сравнение

Знать о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена.
Уметь выразительно читать

Строфа (двустишие)

45

Контрольная работа

1

46

К.Паустовский «Великий сказочник»

1

Комбинированный урок

Знать и уметь называть произведения Х. К. Андерсена

Справочный материал о писателе

47

Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. «Девочка со спичками »

1

Слушание и анализ нового произведения

Жанры произведений: сказки, повести, стихи

Знать зарубежных писателей.

Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях

Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого»

48

Быль Л. Н. Толстого «Акула»

1

Чтение и анализ нового произведения

Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет

Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении

Понятие быль (рас-сказ о реальных событиях)

49

Басни Л.Н. Толстого «Мужик и Водяной»

1

50

Научно-популярные рассказы Л.Н. Толстого «Черепаха»

1

51

Познавательные рассказы Л.Н. Толстого «Русак»

1

52

Проверь себя

1

Обобщающий урок-игра

Тематический. Выразительное чтение, чтение наизусть. С/Р

53

Стихи

А. А. Блока.

Стихи о Родине.
А. А. Блок «Россия»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, тон, темп, ритм

Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать

Олицетворение

54

А. А. Блок «Рождество»

А. А. Блок «На поле Куликовом»

1

Чтение и анализ нового произведения

Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок

Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа

Текущий. Выразительное чтение

55

Стихи
К. Д. Бальмонта.

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия»,
«К зиме»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

Сравнение стихов

А. А. Блока и К. Д. Бальмонта

56

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт
«К зиме»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

Сравнение стихов

А. А. Блока и К. Д. Бальмонта

57

Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитеты, сравнение, олицетворение

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения

Текущий. Выразительное чтение

Метафора, художественный прием

58

Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи»

1

Чтение и анализ нового произведения

Сказочные стихи

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора

Текущий. Выразительное чтение

Особенность сказочных стихов

60

Произведения А. Куприна

«Рассказы о животных» «Скворцы»

2

Чтение рассказа, объяснение заголовка

Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев

61

Слушание и работа с детскими книгами А. Куприн «Четверо нищих»

1

Слушание и анализ нового произведения

Жанры произведений: сказки, повести, стихи

62

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Обобщающий урок

Тематический. Чтение наизусть. С/Р

63

Стихи
И. А. Бунина.

Стихи о природе. И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

Сравнение стихотворений. Библиографические сведения о Бунине

64

И. А. Бунин «Листопад»

1

Чтение и анализ нового произведения

Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

Текущий. Чтение наизусть

65

С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава»

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотворением

Тематический. Самостоятельное составление словаря

66 -67

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

2

Чтение и анализ нового произведения

Пьеса-сказка, диалог, действующие лица

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

Текущий. Инсценирование сказки

Картина, реплика, ремарка

68

С . Михалков  «Школа»

69

Пьесы – сказки С.Я. Маршака

1

Чтение пьесы –сказки по действиям

Инсценировка отдельных эпизодов

Уметь отличать пьесу от других жанров

70

С.Я Маршак « Зеленая Застава»

71 - 72

С. Я. Маршак – переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце…»

2

Чтение и анализ нового произведения

Переводчик. Чтение, беседа

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

Справка об авторе (работа со справочной литературой)

Буян» (текст и рисунок)

«Ледяной остров»

ми книгами

ния С. Я. Маршака по эпизодам

наизусть

73

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Обобщающий урок

Тематический. Чтение наизусть. С/Р

74

Стихи
Н. А. Заболоцкого.

Н. А. Заболоцкий «Детство

1

Чтение и анализ нового произведения

Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения

Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения

Сравнение стихотворений, строф, тем

75

Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке»»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема, главная мысль, сравнения. Рифма

Уметь выразительно читать стихи

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство»

76

Стихи
Н. М. Руб-цова.

(4 ч)

Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Береза»

1

Чтение и анализ нового произведения

Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

77

Стихи о Родине.
Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

1

Чтение и анализ нового произведения

Главная мысль. Эпитеты, сравнения

Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения

Текущий. Выразительное чтение

Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь»

78

Проверь себя. «Страничка книгочея»

1

Обобщающий урок

Тематический. Проверочная работа

79 - 80

Юмористические произведения.

(3 ч)

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача»

2

Чтение и анализ нового произведения

Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог

81

Юмористические стихи А. Барто «Леночка с букетом»

1

Чтение и анализ нового произведения

Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки

Уметь выразительно читать стихотворение

Сравнение произведений А. Л. Барто и Н. Н. Носова

82

Слушание и работа с юмористическими произведениями для детей:

В. Драгунский «Тайное становится явным», Ю. Ермолаев «Жарко». Детские газеты и журналы

1

Слушание и работа с детскими

книгами

Юмористические произведения на страницах газет и

журналов

Знать детские газеты и журналы. Уметь работать с дополнительной

литературой

Текущий.

Выразительное чтение

83–

85

Произведения о детях войны.

(4 ч)

В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

3

Чтение и анализ нового произведения

Повесть. Герой-ребенок: внешний вид, поступки. Главная мысль, отношение автора к

герою

Знать героя повести Ваню Солнцева. Уметь выделять главную мысль произведения, отношения автора к

герою

Портрет героя. Персонаж

86

Слушание стихотворения К. М. Симонова «Сын артиллериста»

1

Слушание и анализ нового произведения

Тема, герои, их поступки

Уметь рассказать о любимом литературном герое (ребенке)

Тематический. Оформление книжки «Герои любимых книг»

87-88

Слушание и работа с книгами о войне

2

Сравнение, определение темы

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

89

Очерки

Очерки о Родине

И. Соколов – Микитов «Родина»

1

Чтение очерка, работа с очерком

Описание, герои, способы выражения авторской точки зрения

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

90

Очерки о людях.

А. Куприн «Сказки Пушкина», Н.Шер «Картины – Сказки

1

91

» Слушание и работа скнигами. «Темы очерков»

1

92 - 93

Проверьте себя. Ю. Яковлев «Право на жизнь»

2

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

94

В мире фантастики

Вагнер Н. «Фея Фантаста»

1

Слушание произведения

Сравнение сказок

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

95

«Книги Вагнера».

Н.Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина»

1

Знакомство с произведениями

Сравнение с другой сказкой «Зимняя сказка» Ц. Топелиуса

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

96

Проверка техники чтения

1

97–

99, 100

Путешествия, приключения,

фантастика.

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

3

Чтение и анализ нового

произведения

Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям)

Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение

102

Библиотечный урок «В мире книг».
Летнее чтение

1

Библиотечный урок

Знать книги и произведения писателей из круга чтения
(1–4 кл.)

Итоговый. Конкурс «Книгочей класса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 1 класса ОС "Школа XXI века".

Рабочие программы для 1 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы, календарно-тематическое планирование по п...

Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века".

Рабочие программы для 1 класса .ОС "Школа XXI века", календарно-тематическое планирование представлено в этом же файле....

Рабочая программа по литературе "Перспективная начальная школа", 1 класс

Рабочая программа по литературе "Перспективная начальная школа" для 1 класс...

Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"

Программа включает основное содержание и тематическое планирование....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...