рабочая программа по ритрике
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Смирнова Наталия Александровна

Рабочая программа по риторике 3 класс по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_3_klass_.docx50.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Риторика» внеурочная деятельность в 3 классе в рамках учебно – методического комплекта «Школа 2100»

Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

I. Пояснительная записка

Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики– научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.  Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика инновационна, практико-ориентирована помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»[1].

II. Общая характеристика

Являясь частью гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кратко охарактеризуем риторику. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. 

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.  

III. Место в учебном плане

Во 3 классе занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 34 учебных недели, следовательно, запланировано провести 34 ч.

Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.

Обучение риторике организовано во второй половине дня. Важность для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания риторики

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

– на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»[2] и т.д.;

– на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач»[3] и т.д.;

– на уровне результатов в предметной области «Филология»  «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач»[4] и т.д.

Таким образом, риторика помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

Безусловно, результаты изучения «Риторики» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1–4-го классов.

3-й класс[5]

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.

3-й класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ.

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.

Календарно – тематическое планирование по «Риторике»

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Вид занятия

Планируемые
результаты

(предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Содержание урока

(ученик должен знать)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

ОБЩЕНИЕ (I часть-17 часов)

НАУКА РИТОРИКА

1.

Наука риторика. Проверь себя.

Вводное занятие

Уметь рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей.

Оценивать свои поступки как «хорошие» или  «плохие» с позиций общечеловеческих ценностей, познания нового.

Анализировать свои поступки с позиции общечеловеческих ценностей.

Ставить учебную задачу  урока после предварительного обсуждения; прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Учиться подчинять свое высказывание задаче взаимодействия.

2.

Что мы помним о речевой ситуации.

Занятие по обобщению  и система-

тизации знаний

Уметь называть свои речевые роли  в разных ситуациях общения.

Определять степень вежливости при общении людей;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Анализировать основные приёмы подготовки устного выступления,  учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.

Критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

3.

Твои речевые роли

( Повторение)

Занятие по обобщению и система-

тизации знаний

Уметь приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях.

Анализировать  основные приемы подготовки устного выступления;

самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Уметь корректировать и оценивать степень выполнения своей работы и работы своих товарищей.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ.

4.

С какой целью? Зачем? ( Задачи общения)

Комбинированное занятие

Называть задачи общения. Называть некоторые коммуникативные профессии. Уметь реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи.

Учиться проговаривать последователь-

ность действий на уроке

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

5.

Неподготовленная речь.

Занятие по введению новых знаний

Различать подготовленную и неподготовленную речь .

Знать особенности неподготовленной речи.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения.

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения.

Учиться ставить учебную задачу  урока после предварительного обсуждения.

Учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия.

6.

Подготовленная речь.

Занятие по введению новых знаний

Уметь перерабатывать информацию;

аргументировать свою точку зрения;

делать  выводы на основе обобщения знаний;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением.

Уметь прогнозировать степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.

7-8.

Приёмы подготовки

Комбинированное занятие

Называть приёмы подготовки устного высказывания. Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь планировать учебное сотрудничество              с учителем и сверстниками.

9.

Говорим подробно, кратко.

Занятие по обобщению  и система-

тизации знаний

Приводить примеры  ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда- кратко.

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Уметь  в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

ПОХВАЛА ( КОМПЛИМЕНТ)

10.

Похвала

 (комплимент)

Занятие - практикум

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения .

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Уметь анализировать тактичность речевого поведения.

Уметь делать  выводы на основе обобщения знаний.

Уметь выделять и формулировать

то, что усвоено и что нужно усвоить.

Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ

11.

Слушаем, вдумываемся.

Комбинированное урок

Называть задачи слушания.

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации.

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя .

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Уметь наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

Уметь определять цели, функции участников, способы взаимодействия .

12.

Слушаем по- разному

Занятие по обобщению  и система-

тизации знаний

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.

Оценивать свои особенности как слушателя .

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Уметь предвидеть возможности получения конкретного результата при выполнении заданий.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ

13.

Читаем учебные тексты.

Занятие - практикум

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах .

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Уметь формулировать и удерживать учебную задачу.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе и с помощью ИКТ.

14.

Учимся писать, редактировать.

Занятие - практикум

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Уметь осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Уметь самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Уметь преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Уметь читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

-выделять главное;

-составлять план;

-ставить вопросы к тексту и искать ответы.

15.

Как исправить текст? (Правка текста)

Занятие - практикум

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.

Уметь осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Уметь анализировать информацию, представленную в разных формах, извлекать необходимые сведения;

перерабатывать информацию.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь редактировать текст;

сотрудничать в поиске и сборе информации.

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ

16.

Что такое вежливость.

Занятие по ознакомле-нию с новым материалом

Давать определение вежливости.

Уметь определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо).

Перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

17.

Добрые слова-добрые дела.

Занятие - игра

Понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях

Уметь формулировать и удерживать учебную задачу.

Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

ТЕКСТ (II часть-17 часов)

РАЗНЫЕ  ТЕКСТЫ

18.

Проверь себя. Тексты разные нужны.

Комбинированное занятие

Уметь называть признаки текста, типы текстов. Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Уметь анализировать информацию, представленную  в разных формах.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Критически осмысливать свой опыт общения,   выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

19.

Диалог и монолог.

Занятие по ознакомле-нию с новым материалом

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения.

Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.                                  

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

20.

Пиши правильно!

Комбинированное занятие

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Анализировать, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Уметь управлять поведением партнёра, оценивать его действия.

21.

Произноси правильно!

Комбинированное занятие

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Уметь делать  выводы на основе обобщения знаний.

Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.                                  

22.

Употребляй слова правильно!

Занятие по обобщению и система-

тизации знаний

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём .

Уметь оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации.

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Уметь  планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Критически осмысливать свой опыт общения,   выявлять причины удач и неудач при взаимодействии.

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА

23.

Пересказ.

Занятие по ознакомле-нию с новым материалом

Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста .

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

24.

Выбери нужное (выборочной пересказ)

Комбинированное занятие

Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста.

Уметь анализировать тактичность речевого поведения.

Уметь перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста.

Уметь корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.

Уметь пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением

25.

Цитата в пересказе.

Занятие по ознакомле-нию с новым материалом

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.

Вводить в пересказ эффективные цитаты.

Уметь осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения.

Уметь аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.

Уметь в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ.

Уметь предлагать помощь и сотрудничество.

26.

Кратко о книге (аннотация)

Занятие по ознакомле-нию с новым материалом

Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.

Уметь анализировать тактичность речевого поведения.

Осуществлять анализ и синтез.

Уметь планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…

27.

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?

Комбинированное занятие

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.

Оценивать поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Уметь строить рассуждения.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.                                  

28.

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

Занятие - игра

Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление).

Оценивать свою вежливость.

Уметь строить поздравление.

Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.

Уметь предлагать помощь и сотрудничество.

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

29.

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

Занятие по ознакомле-нию с новым материалом

Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением

30.

Правило и цитата в доказательстве.

Занятие по ознакомле-нию с новым материалом

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты.

Планировать выполнение задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем.

Уметь в  предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

31.

Сравни и скажи

Занятие по ознакомле-нию с новым материалом

Анализировать сравнительные описания, их структуру.

Формулировать самому простые правила общения в коллективе;оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо.  

Анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Учиться в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения рабо

Пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением

32.

Правила сравнения.

Комбинированное занятие

Называть правила сравнения . Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.

Формулировать самому простые правила общения в коллективе;

оценивать и объяснять, что хорошо и что плохо.

Извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения.

Корректировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи.

Учиться в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства

33.

Как строятся сравнительные тексты.

Комбинированное занятие

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Реализовывать сравнительное описание разными способами .

Осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово.

Продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Уметь управлять поведением партнёра, оценивать его действия.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

34.

Риторический праздник.

Риторичес-кий праздник

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры .

Разыгрывать риторические игры.

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений.

Анализировать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач.

Учиться в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работ.

Уметь в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.


[1]         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.

[2]         Там же, с. 49.

[3]         Там же, с. 50-51.

[4]         Там же, с. 51.

[5]         См.: Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс : Методические рекомендации. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Ювента, Баласс, 2004, с. 6–9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...