к/р по чтению
консультация по чтению (3 класс) на тему

Раиса Тихоновна Нарыкова

Как осуществлять контрол ь по чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_literaturnoe_chtenie_3_klass.docx48.74 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Контрольный срез остаточных знаний (входной контроль) контрольная работа № 1.

По сигналу учителя начни читать. Когда учитель остановит тебя, отметь место, где читаешь, простым карандашом.

* * *

Ехал, ехал казак по белу свету, попадается ему навстречу древний старичок. Просит старик:

- Накорми меня, добрый молодец!

Казак соскочил с лошади, отвязал бочонок, покатил его вправо - в ту же минуту   чудный дворец явился.

Взошли они оба в расписные палаты и сели за накрытый стол.

- Эй, слуги мои верные! - закричал казак. – Накормите-напоите моего гостя.

Не успел вымолвить - несут слуги целого быка и три котла питья. Начал старик есть да похваливать; съел целого быка, выпил три котла питья, крякнул и говорит:

- Маловато, да делать нечего! Спасибо за хлеб и за соль.

Вышли из дворца; казак покатил свой бочонок в левую сторону - и дворца как не бывало.

- Давай поменяемся, - говорит старик казаку, - я тебе меч отдам, а ты мне бочонок. Мой меч - саморуб; стоит только махнуть - хоть какая будь сила несметная, всю побьёт!

Казак не стал долго раздумывать, отдал старику бочонок, а себе взял меч - саморуб, сел на коня и вздумал к королю вернуться. А под стольный город того короля подошёл сильный неприятель; казак увидал рать/силу несметную, махнул на неё мечом:

- Меч - саморуб! Сослужи - ка мне службу: поруби войско вражее.

Полетели головы… И часу не прошло, как вражьей силы не стало.

Король выехал навстречу казаку, обнял его, поцеловал и тут же решил выдать за него замуж прекрасную королевну.

Свадьба была богатая; на той свадьбе я был, мёд пил, по усам текло, во рту не было.

 (Русская народная сказка)

2. Дочитай текст.

3. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?

отметь правильный ответ:

а) магические числа;

б) волшебные предметы;

в) наличие волшебного помощника;

г) переход в волшебный мир.

4. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву варианта ответа из задания 3.

5. Какие ситуации, события тебе уже встречались в других прочитанных тобою волшебных сказках? Подчеркни соответствующие фрагменты текста волнистой чертой.

Уровни выполнения работы

Пункты 1 - 2.

Проверка техники чтения. Темп чтения (при норме 60 слов в минуту):

4-й уровень   - выше нормы;

3-й уровень  - 50 - 60 слов в минуту;

2-й уровень  - меньше 50 слов в минуту;

1-й уровень  - меньше 40 слов в минуту.

Пункты 3 – 5.

4-й уровень  - даны правильные и полные ответы на все вопросы:

3.  а), б).

4. а) волшебные предметы (бочонок: покатил его вправо – чудный дворец явился; меч-саморуб);

     б) волшебный помощник – старик (съел целого быка, выпил три котла питья; и часу не прошло, как вражьей силы не стало);

    в) переход в волшебный мир - такого мотива здесь нет.

      5. Отмечено сходство с другими волшебными сказками: помощь незнакомому человеку (накормил - напоил), бой с врагом, свадьба.

3 - й уровень  - задание в основном выполнено, есть некоторые недочеты в 4-м, 5-м заданиях или не выполнено 6-е задание.

2 - й уровень -  из трех вопросов ответ дан только на один.

1 - й уровень  - задание не выполнено.

Контрольная работа № 2 «Человек вступает в неизведанный мир».

1. Прочитай текст.

Муравей и жук

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают. Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».

Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

2. Определи жанровую принадлежность текста. Обведи правильный ответ:

а) народная сказка;

б) рассказ;

в) басня;

г) авторская сказка.

3. Жук в данном произведении олицетворяет:

а) злобу и хитрость;

б) зависть;

в) лень и беспечность.

4. Автор призывает читателя:

а) правильно веди себя в жаркое время года;

б) улыбнись забавной ситуации;

в) не обращай внимания на завистников, делай свое дело;

г) не ленись, думай не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем.

5. Подчеркни самые главные строчки в тексте.

Уровни выполнения работы

2. г).

3. в).

4. г).

5. Самые главные строчки - мораль  - последний абзац.

4-й уровень - выполнено все задание;

3-й уровень - допущена одна ошибка;

2-й уровень - правильно выполнены два пункта задания;

1-й уровень - правильно выполнен один пункт задания.

Контрольная работа по теме  № 3 «В  единой семье всего живого».

1. Прочитай стихотворение.

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели,

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, лёгкое племя,

Цветём и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Всё красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры* ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

* Зефиры -ветры.

2. Как автор передал характер героев этого стихотворения? Отметь один или несколько правильных ответов из перечисленных ниже:

а) описывая их яркую окраску, запах, движения;

б) показывая, как они радуются каждому мгновению: «мы ж, лёгкое племя, цветём и блестим», «играли с лучами, купались в росе…»;

в) показывая их порывистость: «так что же нам даром висеть и желтеть?», «О буйные ветры, скорее, скорей! Скорей нас сорвите с докучных ветвей!»,  «мы ждать не хотим…»;

г) передавая с помощью звукописи их шелест и шум (используя звуки «ш-ш-ш», «с-с-с»);

д) противопоставляя их, живых, беспокойных, подвижных, зелени игл, которая «хоть ввек не желтеет, но ввек не свежа».

3. Кто скрывается за словом «мы» в этом стихотворении? Напиши.

4. Подчеркни строчки (слова), подтверждающие твой ответ на вопрос 3.

5. Придумай заголовок.

Уровни выполнения работы

4-й уровень  - даны правильные и полные ответы:

2. б), в), д).

3. Листья.

4. Могут быть подчёркнуты фразы: «…И краткое время на сучьях гостим», «так что же нам даром висеть и желтеть», «скорей нас сорвите с докучных ветвей…».

3-й уровень – задания выполнены, но есть отдельные ошибки или недочёты.

2-й уровень – задания выполнены. Допущены три – четыре ошибки.

1-й уровень  - правильно выполнено одно из пяти заданий.

Контрольная работа № 4 «Открываем мир заново»

Организация работы.

Контрольная работа выполняется на уроке одновременно всеми учащимися в индивидуальном порядке. Тексты контрольных работ, вопросы и задания к ним предоставляются каждому учащемуся в отпечатанном виде. Задания и вопросы к каждому тексту учитель читает вслух, а потом дети перечитывают их про себя. При замере скорости чтения учитель даёт первый сигнал через несколько секунд после начала чтения и второй – через минуту после первого сигнала. Количество знаков в отмеченном отрывке подсчитывает учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных работ карандашом.

Задание 1

1. Прочитай текст в полголоса.

Слава часто ходил на лыжах в лес. Не думайте, что Слава был хороший лыжник, совсем нет! Не для того, чтобы стать лыжником-чемпионом, отправлялся он в лес. Он шёл тихо, не торопясь, ко всему приглядывался, прислушивался…

А как красиво зимой в лесу! Куда ни глянешь – все кругом покрыто мягким, пушистым снегом, а присмотришься к заиндевевшим веткам деревьев – и увидишь замысловато-сказочные узоры: диковинные фигурки зверей, птиц, каких-то гномиков… Славе нравится их разбирать.

В лесу тихо-тихо. Идёшь – только снег под лыжами поскрипывает, а остановишься – тут сразу все звуки лесные услышишь. Вот где-то сверху попискивают невидимые синицы, одиноко стучит дятел.

Слава знает и этого дятла, и место, где он стучит, – там, на старом, засохшем дереве, в расщелине сука, у него устроена «кузница». Видно, принёс туда еловую шишку, вот и долбит.

Совсем рядом со Славой пролетела стайка хохлатых свиристелей и скрылась среди деревьев, застрекотала сорока…

(По В. Чаплиной.)

2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.

3. Из какого предложения понятно, почему Слава не стремился кататься на лыжах быстро? Подчеркни это предложение одной чертой.

4. Какие чудеса увидел Слава в обычном зимнем лесу? Подчеркни место, где об этом говорится, волнистой линией.

5. Какие лесные звуки услышал Слава? Подчеркни строчки, из которых это понятно, двумя чертами.

6. Из какой части текста понятно, что Слава знаком с лесными обитателями и знает их повадки? Обведи эту часть строчки.

7. В какую главу учебника можно поместить этот текст: «Такой незнакомый знакомый мир»; «Мир просит тебя: открой меня заново»; «Самые настоящие чудеса»? Нужное подчеркни.

8. Как ты думаешь, является ли этот текст отрывком рассказа или сказки? Нужное подчеркни.

Задание 2

1.  Прочитай басню вполголоса и про себя.

Галка и кувшин

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

(Л. Толстой)

2.  В этой басне есть мораль: да или нет? Нужное обведи.

3.  Какой может быть мораль этой  басни? Нужную букву обведи.

а) галка – очень умная птица;

б) из любой сложной ситуации есть выход.

4.  Как ты думаешь, какая из пословиц выражает смысл этой басни? Нужную букву обведи.

а) терпение и труд всё перетрут;

б) не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Задание 3

1.  Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.

Катерок

(отрывок)

Солнце за море садится,

Машет рыжей головой.

В синем море по границе

Ходит важный часовой:

Тёмно-серый,

Аккуратный

Катерок сторожевой.

Пушка,

Будто бы игрушка,

На носу его стоит.

На корме – другая пушка,

Злая, тощая старушка,

На подружку

Не глядит:

Сгорбилась, как под дождём,

Под брезентовым плащом.

……………………………………

Хорошо, когда лягушки

Тараторят без конца,

Хорошо, когда старушки

Соберутся у крыльца –

Повздыхают,

Поболтают,

Пусть –

Друг дружку побранят…

Горе людям,

Если пушки

На земле заговорят.

                                С. Козлов

2. Найди и подчеркни одной чертой те строчки, которые помогают поэту создать образы-олицетворения.

3.  Найди сравнения и подчеркни их волнистой линией.

4.  Какие строчки в этом отрывке можно считать главными, самыми важными по смыслу? Подчеркни эти строчки двумя чертами.

Уровни выполнения работы

1. Техника чтения, темп чтения (при норме 80–90 слов в минут):

4-й уровень – 80–90 слов в минуту, целыми словами;

3-й уровень – 70–80 слов в минуту, целыми словами;

2-й уровень – 60–70 слов в минуту, целыми словами;

1-й уровень – менее 60 слов в минуту, безотрывно по слогам.

2. Понимание содержания прочитанного, умение ориентироваться в тексте, способность воспринять текст в контексте проблематики глав учебника:

4-й уровень – верно выполнена работа  (задания  3, 4, 5, 6, 7).

3-й уровень – работа  (вопросы 3, 4, 6) выполнена неверно или с ошибками;

2-й уровень – на четыре из шести вопросов дан неверный (неточный) ответ;

1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены неверно.

3. Владение литературоведческими понятиями, узнавание литературных приёмов:

4-й уровень – верно выполнена работа

3-й уровень – на один из трёх вопросов дан ошибочный или неточный ответ;

2-й уровень – на два из трёх вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены с ошибкой.

4. Различение литературных текстов по жанровой и стилистической принадлежности; понимание жанровой специфики басни:

4-й уровень – верно выполнена работа  (задание 8).

3-й уровень – на один из четырёх вопросов дан ошибочный или неточный ответ;

2-й уровень – на два из четырёх вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены неверно.

*В работе  (вопрос 7) правильным нужно считать любой вариант ответа, а также все три варианта одновременно.

Контрольная работа № 5 по теме «Времена, когда звери говорили»

1. Прочитай текст.

Наконец - то наступило лето, и Коля с радостью отправился в деревню к бабушке. Целые дни напролёт проводил он в лесу, в поле. Многое открылось Коле в это погожее лето. Он использовал каждую минуту, чтобы понять сокровенные* законы во всём, что его окружало.

Он мог часами всматриваться в зубчатый вырез кленового листа с тонкими прожилками, сличал его с зазубринками на крыле бабочки. Коля научился подмечать неожиданные сходства.

Веточка ландыша напоминала ему капельки молока, брызнувшего на траву. А иногда  крохотные фарфоровые ролики.

 - Будто табунок молоденьких зебр пасётся! - показывал он на рощицу молодых белоногих берёзок.

Он срывал пшеничный колос с длинными золотыми усами, вертел его над головой, подставлял лучам солнца. Он видел в нём палочку горящего бенгальского огня.

Внимательный глаз Коли распознавал теперь многое, что ускользало раньше.

______________________________________________________________________

*Сокровенные  скрытые, внутренние.

2. В какой книге ты мог бы прочитать это произведение:

а) сборник русских народных сказок;

б) рассказы для детей;

в) научные статьи.

 3. Что обозначает слово «погожий» в данном тексте? Отметь  правильный ответ.

а) таинственный, опасный;

б) холодный, неласковый;

в) хороший, тёплый.

4. Что можно сказать о Коле, о его внутреннем мире? Отметь правильный ответ.

а) Он очень наблюдательный, у него богатая фантазия и развитое воображение.

б) Он бездельник, занимается никому не нужными вещами.

в) Он любит спортивные игры на свежем воздухе.

5. Какие неожиданные сходства подметил герой? Допиши.

Веточка ландыша . . .

Рощица белых берёз . . .

Пшеничный колос . . .

6. Какие строчки текста помогли тебе ответить на этот вопрос? Подчеркни их.

Ключ:

1. б)

2. в).

3. а).

4. Веточка ландыша похожа на капельки молока, брызнувшего на траву, на крохотные фарфоровые ролики.

Рощица белых берёз  на табун молоденьких зебр.

Пшеничный колос  на палочку горящего бенгальского огня.

Уровни выполнения работы

4-й уровень -  даны верные ответы на все вопросы.

3-й уровень -  в целом все выполнено верно, но есть отдельные недочеты. Например, не все необходимые фразы подчеркнуты.

2-й уровень -  верно выполнена половина заданий.

1-й уровень -  верно выполнено менее половины заданий.

Нулевой уровень -  задания не выполнены или выполнены неверно.

Контрольная  работа № 6 «Всмотрись в мир своей души»

Задание 1

1. Прочитай вслух вполголоса.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.

Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.

Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана: в нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.

Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу; она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

(К. Паустовский.)

2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.

3. Дочитай текст.

4. Подчеркни карандашом те слова, выражения, которые характеризуют кота.

5. Как автор относится к коту?

а) с презрением;

б) с мягким юмором.

Задание 2

ЗЛАТОВЛАСКА

(Отрывок)

Иржик сел на берегу отдохнуть. Рыбаки его спрашивают:

– Куда шагаешь, добрый человек?

– Да вот ищу невесту для своего старого короля. Приказал достать ему в жены красавицу с золотыми волосами. А где ее найдешь?

Переглянулись рыбаки, сели на песок рядом с Иржиком.

– Ну что ж, – говорят, – ты нас помирил, а мы добро помним. Поможем тебе.

Красавица с золотыми волосами на всем свете только одна. Это дочь нашего короля. Вон видишь на море остров, а на острове – хрустальный дворец? Вот там она и живет, в этом дворце. Каждый день на рассвете она расчесывает волосы. Тогда занимается над морем такая золотая заря, что мы просыпаемся от нее в своей хижине и знаем, что пора нам, значит, на ловлю. Мы перевезем тебя на остров. Только узнать красавицу почти невозможно.

– Это почему же? – спрашивает Иржик.

– А потому, что у короля двенадцать дочерей, а золотоволосая одна. И все двенадцать королевен одеты одинаково. И у всех на головах одинаковые покрывала. Волос под ними не видно. Так что дело твое, Иржик, трудное.

Перевезли рыбаки Иржика на остров. Иржик пошел прямо в хрустальный дворец к королю, поклонился ему и рассказал, зачем попал на остров.

– Ладно! – сказал король. – Я человек не упрямый. Отдам дочь замуж за твоего короля. Но за это ты должен три дня выполнять мои задачи. Идёт?

– Идёт! – согласился Иржик.

(Чешская сказка.)

1.   Прочитай текст вполголоса и про себя.

2. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте?

а) магические числа;

б) волшебные цвета;

в) наличие волшебных предметов.

3. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

4.  Какие ситуации, события тебе уже встречались в других прочитанных тобою волшебных сказках? Подчеркни соответствующие фразы, предложения волнистой чертой.

Задание 3

1. Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.

* * *

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит.

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковёр.

(Н. Некрасов)

2. Как лучше читать стихотворение?

а) тихо и задумчиво;

б) громко, четко, радостно;

в) печально.

3. Раздели стихотворение на строфы.

4. Соедини рифмующиеся слова в 1-й и 2-й строфе.

5. Лирический герой воспринимает окружающий мир:

а) только глазами;

б) всеми чувствами.

(Обведи нужную букву.)

6. Подчеркни одной чертой те слова и строчки в стихотворении, которые подтверждают твое мнение.

7. Найди в стихотворении приемы сравнения и подчеркни волнистой линией.

Уровни выполнения работы

1. Техника чтения, темп чтения (при норме 80–90 слов в минут):

4-й уровень – 80–90 слов в минуту, целыми словами;

3-й уровень – 70–80 слов в минуту, целыми словами;

2-й уровень – 60–70 слов в минуту, целыми словами;

1-й уровень – менее 60 слов в минуту, безотрывно по слогам.

2. Понимание содержания прочитанного, умение ориентироваться в тексте, способность воспринять текст в контексте проблематики глав учебника:

4-й уровень – верно выполнена работа  (задания  3, 4, 5, 6, 7).

3-й уровень – работа  (вопросы 3, 4, 6) выполнена неверно или с ошибками;

2-й уровень – на четыре из шести вопросов дан неверный (неточный) ответ;

1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены неверно.

3. Владение литературоведческими понятиями, узнавание литературных приёмов:

4-й уровень – верно выполнена работа

3-й уровень – на один из трёх вопросов дан ошибочный или неточный ответ;

2-й уровень – на два из трёх вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены с ошибкой.

4. Различение литературных текстов по жанровой и стилистической принадлежности; понимание жанровой специфики басни:

4-й уровень – верно выполнена работа  (задание 8).

3-й уровень – на один из четырёх вопросов дан ошибочный или неточный ответ;

2-й уровень – на два из четырёх вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены неверно.

*В работе  (вопрос 7) правильным нужно считать любой вариант ответа, а также все три варианта одновременно.

Контрольная работа № 7 «Пересоздаем мир в творчестве»

 по тексту С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1. Нильс совершает полёт на гусе. В каких произведениях и с какими героями встречаются такие же сюжетные линии?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие черты характера помогают Нильсу в трудных ситуациях выглядеть достойно. Перечислите их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как внешне выглядят дикие гуси (и Акка, в том числе)? Почему они испытывают чувство превосходства по отношению к домашним гусям?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что позволяет Акке Кебнекайсе быть предводителем стаи? Дайте характеристику гусыне.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что значит быть человеком?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как характеризует диких гусей та «игра», которую они затеяли с лисом Смирре?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Чем Нильс заслужил слова, которые сказала ему старая Акка: «…Стая позволяет тебе остаться с нами»?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Докажите, что данное произведение относится к жанру волшебной сказки.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Чему тебя научило это произведение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа № 8 «Без тебя мир неполный»

Задание 1

1. Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где читаешь, карандашом.

День – другой плывут Иван Быкович с царицей-золотые кудри. Нашла на царицу грусть-тоска, ударила она себя в грудь, оборотилась щукою и поплыла в море. «Ну, теперь пропала!» - думает Иван Быкович, да вспомнил про седьмого старичка, который умеет ершом плавать.

- Ты, что ли, горазд ершом плавать?

- Я, батюшка, моё дело ребячье! – ударился оземь, оборотился ершом, поплыл в море за щукою и давай её под бока колоть. Щука выскочила на корабль и опять сделалась царицею-золотые кудри.

А Иван Быкович уже к Чудо-Юдову отцу едет царевну отвезти, как и обещал. Приехал к нему с царицей – золотые кудри; тот позвал двенадцать могучих богатырей, велел принести вилы железные и поднять ему брови и ресницы чёрные. Глянул на царицу и говорит:

- Ай да Ванюша! Молодец! Теперь я тебя прощу, на белый свет отпущу.

- Нет, погоди, - отвечает Иван Быкович, - не подумавши сказал!

- А что?

- Да у меня приготовлена яма глубокая, через яму лежит жердочка: кто по жердочке пройдёт, тот за себя и царицу возьмёт.

- Ладно, Ванюша, ступай ты наперёд.

Иван Быкович пошёл по жердочке, а царица – золотые кудри про себя говорит: «Легче пуха лебединого пройди!»

Иван Быкович прошёл, а старый старик пошёл – так и полетел  в яму.

Иван Быкович взял царицу – золотые кудри и воротился домой; скоро они обвенчались и задали пир на весь мир.  

Вопросы и задания

2. Дочитай текст.

3. Это текст – фрагмент сказки:

а) о животных;

б) волшебной;

в) бытовой.

4. Какие черты народной сказки можно обнаружить в этом тексте?

а) волшебные числа;

б) свадьба – традиционный конец сказки;

в) животные действуют и разговаривают;

г) заклички – специальные слова, с помощью которых вершится волшебство;

д) герои «чужого» мира с необычными способностями,  с необычной внешностью.

5. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ, и обозначь их соответствующими буквами: А, Б, В, Г, Д.

6. Встречались ли тебе в других сказках превращения героев в рыбу, птицу, животное? Вспомни таких героев, запиши их имена.

Задание 2

Кто кого боится?

- Скажите поскорее,

Кого боится мышка?

- Она боится кошки

И больше никого!

- Кого боится кошка?

- Боится злой собаки!

Огромной, злой собаки

И больше никого!

- Кого боится злая,

Огромная собака?

- Хозяина боится и больше никого!

- Зато хозяин храбрый!

Кого ему бояться?

- Боится он хозяйки

И больше никого!

- Но никого на свете

Хозяйка не боится!

- Ну как же не боится?

Она боится мышки –

И больше никого!

(В. Орлов)

Вопросы и задания

1. Каково это стихотворение по настроению?

а) грустное, печальное;

б) весёлое, шутливое;

в) лирическое, задушевное;

2. Нарисуй кружочками всех героев стихотворения в порядке их появления в тексте. У тебя получится цепочка:

 

3. Какие произведения литературы и фольклора построены по принципу такой цепочки? Напиши их названия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как построено это стихотворение?

а) в форме диалога – разговора двух или нескольких лиц;

б) в форме монолога – речи одного лица.

Задание 3

Волк и коза

Волк видит – коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и говорит:

- Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще.

А коза и говорит:

- Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь, - ты не об моём, а о своём корме хлопочешь.

 (Л. Толстой)

Вопросы и задания:

1.Каков жанр этого произведения?

а) сказка;

б) рассказ;

в) басня.

2. Какие качества свойственны героям? Соедини стрелками подходящие.

                                                   хитрость

             Волк                             доверчивость                    Коза

                                                   мудрость

                                                   леность

                                                   осторожность

3. Найди самые главные слова в произведении. Подчеркни их.

4. Какая пословица более всего соответствует главной мысли этого рассказа?

а) Не пойман – не вор.

б) На чужой каравай рот не разевай.

в) Где ум, там и толк.

Уровни выполнения работы

1. Техника чтения, темп чтения (при норме 80–90 слов в минут):

4-й уровень – 80–90 слов в минуту, целыми словами;

3-й уровень – 70–80 слов в минуту, целыми словами;

2-й уровень – 60–70 слов в минуту, целыми словами;

1-й уровень – менее 60 слов в минуту, безотрывно по слогам.

2. Понимание содержания прочитанного, умение ориентироваться в тексте, способность воспринять текст в контексте проблематики глав учебника:

4-й уровень – верно выполнена работа  (задания  3, 4, 5, 6, 7).

3-й уровень – работа  (вопросы 3, 4, 6) выполнена неверно или с ошибками;

2-й уровень – на четыре из шести вопросов дан неверный (неточный) ответ;

1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены неверно.

3. Владение литературоведческими понятиями, узнавание литературных приёмов:

4-й уровень – верно выполнена работа

3-й уровень – на один из трёх вопросов дан ошибочный или неточный ответ;

2-й уровень – на два из трёх вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены с ошибкой.

4. Различение литературных текстов по жанровой и стилистической принадлежности; понимание жанровой специфики басни:

4-й уровень – верно выполнена работа  (задание 8).

3-й уровень – на один из четырёх вопросов дан ошибочный или неточный ответ;

2-й уровень – на два из четырёх вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

1-й уровень – задания не выполнены или все выполнены неверно.

*В работе  (вопрос 7) правильным нужно считать любой вариант ответа, а также все три варианта одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку

 Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...