Рабочая программа
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_chtenie.doc371.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
  • ООП НОО средней школы №9
  • Примерной программы начального образования по литературному чтению
  • Авторской программы по «Чтению и начальному литературному образованию»  Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под науч. ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2009)
  • Письма Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.2006 «О рабочих программах учебных курсов»
  • Методического письма о преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2015/2016 уч. г.
  • Письма Минобразования РФ от 19.11.1998 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
  • Годового календарного графика работы школы на 2015 – 2016 уч. год
  • Учебного плана средней школы №9 на 2015 – 2016 уч.год

Рабочая программа реализуется с помощью УМК

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. Части 1 и 2. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдмана. – М.: Баласс, 2009.
  3. Бунеев Р.Н. Литературное чтение. 3-й класс («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. – М.: Баласс; 2012г.
  4. Бунеев Р.Н. Тетрадь по литературному чтению. 3-й класс. – М.: Баласс, 2013 г.

Учебник не вошел в федеральный перечень учебников на 2014 – 2015 учебный год. (Приказ министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253), но на основании письма Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172

\01-10 «Об использовании учебников» школа может продолжить обучение по программе «Школа 2100».

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Для достижения поставленных целей литературного чтения в классе решаются следующие задачи:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей;

5) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

                                            II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью  на  уровне  предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2)  овладение  техникой  чтения,  приёмами  понимания  и  анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4)  определение  и  объяснение  своего  эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для  достижения целей  обучения и решения  поставленных задач

используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип  группировки материала,  однако в  реализации  этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором  и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всём его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров:

рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения,  поэму,  пьесу-сказку.  Здесь  находят  свою  реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения  произведений  детской  литературы  и  текстов,  вошеших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов  XX  в.,  доступные  для  детского  чтения;  современную  детскую литературу.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать  принцип  идейно-художественной  значимости  для  ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их

вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и  построения системы  уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В  3-м  классе  последовательность  текстов и  тем,  в  которые  они объединены,  связана  с  жизнью  «сквозных  персонажей»  –  третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник,  размышляет,  задаёт  вопросы.  И  вместе  с  Настей  читают  и

думают ученики.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех  остальных,  учитывался  принцип  актуализации  тематики чтения.  Тексты,  которые  читают  дети,  связаны  с  природным  и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково  последовательно  во  всех  книгах,  что, с  нашей точки  зрения, абсолютно оправданно.

Программа  предусматривает  и  организацию  самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие  которых  состоит  в  том,  что  на  этих  уроках  дети  работают  не  с учебником-хрестоматией,  а  с  детской  книгой.  Главная  особенность системы внеклассного  чтения заключается  в том, что дети  читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный

раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного  произведения.  Уроки  внеклассного  чтения  проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы  этих  уроков  – индивидуальное дело  учителя.  В конце  каждого

учебника  приводится  примерный  список  книг  для  самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания  наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На  уроках  литературного  чтения  ведущей  является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание  предстоящего чтения).

Определение  смысловой,  тематической,  эмоциональной  направленности  текста, выделение  его  героев по  названию  произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной,  эмоциональной,  психологической)  готовности  учащихся  к работе.

II этап. Работа с текстом  во время чтения.

1.  Первичное чтение текста. Самостоятельное  чтение в  классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление  первичного  восприятия  (с  помощью  беседы,  фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное  «вдумчивое»  повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы:  диалог  с  автором  через  текст,  комментированное  чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3.  Беседа  по  содержанию  в  целом.  Обобщение  прочитанного.

Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение  (в  случае  необходимости)  к  отдельным  фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение  прочитанного,    дискуссия.  Соотнесение  читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок)  произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи  текста или  совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение  учащихся  к  готовым  иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III. Описание места учебного предмета в учебном плане               

 На изучение литературного чтения в 3 классе отводится 4 часа в неделю.  При 34 учебных неделях (по учебному плану средней школы №9) общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 136 часов.        В данной рабочей программе даётся распределение учебных часов по разделам курса, по темам литературного чтения второго года обучения в соответствии с авторской программой «Литературное чтение» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни

через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,

и  переживание  чувства  её  красоты,  гармонии,  совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность  научного  познания  как  части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей,  лежащих  в  основе  социальных  явлений.  Приоритетность знания, установления истины, само познание  как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная  и  образовательная  среда.  Содержание  литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства;  чувство  ответственности  за настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования  и  прогресса  которого  необходимы  мир,  сотрудничество,  толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Личностные, метапредметные и предметныерезультаты освоения учебного предмета 3–4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

3-й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух; – самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ – характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

VI. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

  1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Прощание с летом. Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения. Стихи  Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом. Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки. Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада...». Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот учёный свои мне сказки говорил...» . Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поёт зима, аукает...». Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме. Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой. Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании

в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца...». Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха. Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю...». Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы. Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля. Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ

ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ,

ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ

ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

– речь героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

– собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

5. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа. Пьеса. Признаки драматического произведения. Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на новом литературном материале понятий, введён-

ных во 2-м классе.

6. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

(НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ).

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Обучение:

– подробному и краткому пересказу текста по плану;

– выборочному пересказу текста;

– словесному рисованию картин к художественным текстам;

– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев;

– составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование

главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное состав-

ление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

Содержание учебного предмета ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, что способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП.

Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счет создания здоровьесберегающей среды обучения; формирования установки школьников на безопасный, здоровый образ жизни.
     Дидактические принципы деятельностного метода позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей: 
– принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
– принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в организации образовательного процесса и приведения содержания образования в соответствие с функциональными и возрастными особенностями детей;
– принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
– принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки;
– принцип вариативности создаёт условия для формирования умения делать осознанный  выбор и тем самым снижает у детей напряжение в ситуации выбора;
– принцип творчества ориентирован  на формирование у учащихся интереса к обучению,  создание для каждого из них условий  для самореализации в учебной деятельности.
           

Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе литературного чтения. В данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». С этой целью в течение года запланировано проведение 14 уроков с использованием ИКТ (по 10 минут от урока). Их тематика определена в подпрограмме формирования УУД: ИКТ- компетентности обучающихся.

                                 

                                             

   ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ   к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

– овладение функциональной грамотностью;

– овладение техникой чтения,

приёмами понимания и анализа

текста;

– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

– определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

– приобщение к литературе как к искусству слова;

– приобретение и первичная систематизация знаний о

литературе, книгах, писателях

3 класс

• воспринимать на слух тексты в

исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, вырази-

тельно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

• делить текст на части, составлять простой план;

• самостоятельно формулировать главную мысль текста;

• находить в тексте материал для характеристики героя;

• подробно и выборочно пересказывать текст;

• составлять рассказ-характеристику героя;

• составлять устные и письменные описания

• по ходу чтения

представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что

представили;

• высказывать и

а р г у м е н т и р о в а т ь своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

• относить произведения к жанрам рассказа, повести,

пьесы по определённым признакам;

• различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

                                                 

                                                           Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Дата(по программе)

Дата(дата по факту)

1 четверть – 35 часов

Раздел 1. ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ (5 часов)

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце», Ю. Ким «Светлый день». Выразительное чтение.

2.09

2

Декламация стихотворений.В. Драгунский «Англичанин Павля». Характеристика героев. Чтение по ролям.  

3.09

3

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот». Чтение главы 2-й. Определение темы текста. Инсценирование фрагмента.

4.09

4

К. Бальмонт «Капля». Б. Заходер «Что красивее всего?» Выразительное чтение. РР. Подготовка к написанию сочинения – миниатюры. «Каким мне запомнилось это лето».  

7.09

5

Анализ сочинений-миниатюр. Ю. Ким «Отважный охотник». Выразительное чтение.

9.09

Раздел 2. ЛЕТНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ (19 часов)

6

С. Голицын «Сорок изыскателей». 1 глава. Подготовка к восприятию текста. Комментированное чтение. Составление цитатного плана.

10.09

7

С. Голицын «Сорок изыскателей». 3 глава. Выборочное чтение. Выразительное чтение по ролям.

11.09

8

Внеклассное чтение №1. Работа с книгой. Составление аннотации книги.

ИКТ №1: Передача информации на ПК. (Отзыв о прочитанной книге)

14.09

9

С. Голицын «Сорок изыскателей» 4 глава. Рассказ о герое по коллективно составленному плану.

16.09

10

С. Голицын «Сорок изыскателей». Анализ текста. Краткий пересказ.

17.09

11

И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». 1-5 части. Комментированное чтение. Определение темы.

18.09

12

И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». 6-10 части. Жанровые особенности  повести. Отличие повести от рассказа.

21.09

13

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение 1-6 части главы 8. Подготовка к чтению: знакомство с автором, книгой и ее героями. Комментированное чтение.

23.09

14

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение 1-4 части главы 13. Чтение по ролям фрагмента текста. Подготовка к выборочному пересказу.

   24.09

15

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  Составление характеристики Тома Сойера. Просмотр отрывков  х/ф, снятых  по книге.

ИКТ №2: Текстовые редакторы. (Выделение текста, вырезание, копирование и вставка).

25.09

16

 Внеклассное  чтение №2. Биография писателя. Повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда».

28.09

17

Б. Емельянов «Игра».  Признаки рассказа как жанра. Подготовка к подробному пересказу текста по плану.

30.09

18

К. Паустовский «Кот-ворюга». Биография писателя.  Комментированное чтение. Изображение портрета героя.

1.10

19

К. Паустовский «Кот-ворюга». Выборочное чтение.  Подробный пересказ эпизода.

2.10

20

К. Паустовский  «Жильцы старого дома» 1-2 части. Подготовка к восприятию текста. Комментированное чтение.

5.10

21

К. Паустовский  «Жильцы старого дома» 3-4 части. Характеристика героев.

7.10

22

К. Паустовский «Жильцы старого дома». 5-7 части. Составление плана текста. Подготовка к пересказу.

8.10

23

Обобщение по разделу: «Летние путешествия и приключения». Проверочная работа №1  по разделам 1 и 2.

 ИКТ №3:Технология устных коммуникаций. (Создание форума для обмена устными текстовыми сообщениями).

9.10

24

РР. Обучающее сочинение по разделу: «Летние приключения и путешествия». Определение темы, главной мысли, типа   высказывания (текст – повествование). Предлагаемые темы: «Мои летние приключения. Как я путешествовал этим летом».

12.10

Раздел 3. ПРИРОДА ЛЕТОМ (9 часов)

25

Анализ сочинений.  С. Есенин «С добрым утром», Б. Пастернак «За поворотом». Выразительное чтение. Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

14.10

26

Декламация стихотворений С. Есенин «С добрым утром», Б. Пастернак «За поворотом». Чтение фрагмента из рассказа А.П.Чехова «Степь». Особенности описания картин природы.

15.10

27

А. Н. Толстой «Детство Никиты». Глава «В купальне». Биография автора. Первичное восприятие текста. Выборочное чтение.

16.10

28

А. Н. Толстой «Детство Никиты». Глава «Стрелка барометра».  Анализ иллюстрации, подбор соответствующего фрагмента к тексту.

19.10

29

И. С. Тургенев «Голуби».   Особенности жанра «стихотворение в прозе».   И. А. Бунин «Розы». Языковые средства художественной выразительности. Выразительное чтение.

21.10

30

В. В. Бианки «Неслышимка». Комментированное чтение. Пересказ фрагмента текста (самого напряжённого момента в развитии действия).

22.10

31

М.Пришвин «Золотой луг». Б. Пастернак «За поворотом». Особенности описания картин природы. Выразительное чтение.

23.10

32

Обобщение по разделу. Проверочная работа №2 по разделу: «Природа летом».  Проверка навыка чтения.

26.10

33

РР. Обучающее сочинение по разделу: «Природа летом». Определение темы, главной мысли, типа   высказывания (текст – описание). Предлагаемые темы: «Цветущий луг».  «Лесная поляна». «Грибной дождик».

28.10

Раздел 4. УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ (13часов)

34

Анализ творческих работ. Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий. Комментированное чтение. Определение темы текста. Работа по содержанию.

29.10

35

Э. Успенский «Школа клоунов». Второй день занятий. Выборочное чтение. Составление характеристики героев. Инсценирование фрагмента

ИКТ №4: Технология записи и прослушивания устной речи.

30.10

2 четверть – 29 часов

36

Б. Заходер «Перемена». Сатира и юмор в литературе. Выразительное чтение.

9.11

37

 Декламация стихотворения Б. Заходера «Перемена».  Г. Куликов «Как я влиял на Севку».  Комментированное чтение.

11.11

38

Г. Куликов «Как я влиял на Севку».  Сравнительная характеристика главных героев. Обсуждение главной мысли произведения.

12.11

39

Б. Заходер «Вредный кот».  Выразительное чтение.                      Внеклассное чтение №4.  Юмористические рассказы для детей.

13.11

40

Декламация стихотворения Б. Заходера «Вредный кот».   Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». Комментированное чтение.

16.11

41

 Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». Анализ текста. Составление плана.  Выборочный пересказ.

18.11

42

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков». Характеристика героя.  Просмотр отрывков из м/фильма, снятых по книге. Иллюстрирование эпизода.

19.11

43

О. Григорьев «Витамин роста», «После уроков», «Кто прав». Комментированное чтение. Выразительное чтение вслух.

 ИКТ№5: Вставка в текст сочинения звуковых образов и прослушивание текста пословно и целиком.

20.11

44

Обобщающий урок по разделу: «Уроки и переменки».                Проверочная работа №3 по разделу: «Уроки и переменки».

23.11

45

РР. Обучающее сочинение по разделу: «Уроки и переменки».  Определение темы, главной мысли, типа   высказывания (текст – рассуждение). Предлагаемая тема: «Если был бы я учителем».

25.11

Pаздeл 5. «Глухая пора листопада...» (8 часов)

46

А.С.Пушкин «Осень». К Бальмонт «Осень». Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». Выразительное чтение. Сравнительный анализ стихотворений.

26.11

47

Декламация стихотворений А. Пушкина, К. Бальмонта, Ф. Тютчева.            К. Паустовский «Мой дом»».   Комментированное чтение. Составление плана 2 части.  Подробный пересказ фрагмента.

27.11

48

Г. Сапгир «Четыре конверта».  Выразительное чтение по ролям.

30.11

49

Д. Самойлов «Перед снегом». Выразительное чтение. Словесное рисование картин природы.  Иллюстрирование стихотворения.

2.12

50

Декламация стихотворений Г. Сапгира «Четыре конверта»,  Д. Самойлова «Перед снегом». К. Паустовский «Прощание с летом». Рассказ по иллюстрации к тексту.

3.12

51

Обобщающий урок по  разделу: «Глухая пора листопада...»           Подготовка к сочинению - описанию по теме: «Разная осень».

 ИКТ №6: Подготовка текста для ИКТ-проекта. (Обращения, употребляемые в поздравлении, начало поздравления и т.д.)

4.12

52

Анализ творческих работ. Проверочная работа №4 по разделу: «Глухая пора листопада...»

7.12

53

 Внеклассное чтение №5. Библиотечный урок. Знакомство с современными детскими журналами.  Различение элементов журнала (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрации, аннотация).

9.12

Pаздeл 6. «И КОТ УЧЕНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ...» (18 часов)

54

Введение в раздел. Что такое сказка? Ю. Ким «Летучий ковёр». Г. Сапгир «Леса-чудеса». В. Берестов «Сказка». Выразительное чтение.

10.12

55

Декламация стихотворений Ю. Кима, Г. Сапгира,  В. Берестова.                Русская сказка «Кот и лиса». Особенности языка народных сказок. Чтение по ролям.

11.12

56

Русская народная сказка «Никита Кожемяка». Особенности волшебных сказок. Портрет героя.

14.12

57

 Русская народная сказка  «Как мужик гусей делил». Особенности бытовых  сказок. Сравнительная характеристика героев по плану.

16.12

58

Обобщение по теме: «Русские народные сказки». Викторина. Сопоставление сказок. Составление сравнительной таблицы.

17.12

59

Дж. Р.Р. Толкин «Ещё не выстыл  сонный дом…». Арабская  сказка  «Синдбад – мореход». Подготовка к восприятию текста: определение темы и главных героев.

18.12

60

Арабская  сказка  «Синдбад-мореход». Деление текста на части, озаглавливание частей текста.

21.12

61

Контрольная работа №1. (Рубежная).

23.12

62

Авторская  сказка Ш. Перро «Ослиная шкура». Подготовка к чтению: знакомство с автором.  Определение темы текста.   Нахождение  в тексте ключевых слов.

24.12

63

Ш. Перро «Ослиная шкура». Главная мысль текста.  Выборочное чтение.

25.12

64

Внеклассное чтение № 6. А. Волков «Волшебник Изумрудного города». ИКТ №7: Виртуальное моделирование. (Решение практических задач и создание алгоритмов. Например оценка «на глаз» временных интервалов определённых событий).

28.12

3 четверть – 40 часов

65

Г. X. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Комментированное чтение,  озаглавливание частей. Краткий пересказ.

11.01

66

Г. X. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Цель и назначение заглавия.  Обсуждение главной мысли произведения.

13.01

67

А. Волков «Волшебник Изумрудного города». Комментированное чтение главы «Элли в плену у людоеда». Цитатный план.

14.01

68

Образы героев сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Развитие умения подробно  пересказывать текст.

15.01

69

Знакомство с понятием «пьеса». Выразительное чтение по ролям пьесы  С. Маршака «Сказка про козла».  Инсценирование фрагмента.

ИКТ №8: Анализ ряда источников информации для реализации ИКТ-проекта. (Визуализация элементов «Ленты времени» текстовыми фрагментами).

18.01

70

Обобщающий урок по разделу. В. Высоцкий «Песня Кэрролла». Выразительное чтение. Проверочная работа №5 по разделу: « И кот учёный свои мне сказки говорил».

20.01

71

 РР. Творческая работа - сочинение сказки: волшебной, бытовой, о животных или  анималистической. Определение с выбором: героев, сюжета, морали.

21.01

Раздел 7. «ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ...» (12 часов)

72

Знакомство с разделом.  С. Есенина «Поет зима, аукает...», «Пороша».  Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы для чтения. Сравнение картин природы.

22.01

73

Декламация стихотворений С. Есенина. К. Бальмонт «Снежинка». И. Бродский «Вечером». Выразительное чтение. Выбор музыки для стихотворения «Снежинка».

25.01

74

Декламация стихотворений К. Бальмонта, И. Бродского.                              Ю. Мориц «Настоящий секрет». А. Барто «В защиту Деда Мороза». Сравнительная характеристика стихотворений. Выразительное чтание.

27.01

75

Декламация стихотворений Ю. Мориц, А. Барто.                                             В. Драгунский «Кот в сапогах». Комментированное чтение. Определение темы и главной мысли произведения.

28.01

76

В. Драгунский «Кот в сапогах». Творческий пересказ от имени одного из персонажей по самостоятельно составленному плану.

29.01

77

Б. Пастернак «Снег идет». Комментированное чтение. Прослушивание  песни на стихи Б. Пастернака  «Снег идёт» (аудиозапись).  Выразительное чтение.

1.02

78

А. Башлачов «Рождественская». Д. Самойлов «Город зимний». Анализ стихотворений: определение темы. Выразительное чтение. Иллюстрирование.

3.02

79

Декламация стихотворений Б. Пастернака, А. Башлачова, Д. Самойлова       В. Бианки «По следам». Комментированное чтение. Составление цитатного плана, подготовка к пересказу.

4.02

80

В. Бианки «По следам». Характеристика героя – лесника. 

5.02

81

Обобщающий урок по разделу «Поет зима, аукает».                           Проверочная работа №6 по разделу: «Поет зима, аукает».

8.02

82

РР. Обучающее сочинение по разделу: «Поет зима, аукает».  Определение темы, главной мысли, типа   высказывания (текст – повествование). Предлагаемая тема: «Новогодняя ночь».

ИКТ №9: Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать.

10.02

83

Внеклассное чтение №7.  Рассказы В.Бианки.

11.02

Раздел 8. «Животные в нашем доме» (9 часов)

84

 Определение темы раздела «Животные в нашем доме». В. Берестов «Прощание с другом». Биография автора. Выразительное чтение.

12.02

85

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко». Подготовка к чтению: знакомство с автором, его книгами. Комментированное чтение. Творческий пересказ от имени одного из персонажей.

15.02

86

Ю. Коринец «Ханг и Чанг». Сравнительная характеристика героев. Выборочное чтение.

17.02

87

В. Драгунский «Дымка и Антон». Г. Сапгир «Морская собака».     Чтение текста про себя. Нахождение в тексте слов, характеризующих героя. Иллюстрирование эпизодов.

18.02

88

Ю. Коваль «Капитан Клюквин» Комментированное чтение 1-5 ч.  Пересказ фрагмента текста. Иллюстрирование эпизода.

19.02

89

Ю. Коваль «Капитан Клюквин» Комментированное чтение  6-10 ч. Обсуждение главной мысли текста.  Портрет героя.

22.02

90

Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони». Выразительное чтение. Обобщение по разделу «Животные в нашем доме». Проверочная работа №7 по разделу «Животные в нашем доме».

24.02

91

Декламация стихотворений Ю. Мориц.

ИКТ №10:  Текст аудио-видео-сообщения. Фиксация информации.                 ( Составление рассказа  о семье и семейных праздниках, традициях).

25.02

92

РР. Сочинение по разделу: «Животные в нашем доме».  Определение темы, главной мысли, типа   высказывания (текст – описание). Предлагаемая тема: «Мой маленький друг», «Мой любимый мультфильм о животных».

26.02

Раздел 9 «Мы с мамой и папой». (12 часов)

93

Определение темы раздела «Мы с мамой и папой». Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой». Выразительное чтение по ролям.

29.02

94

Декламация стихотворений Э. Успенского.                                                       В. Драгунский «…бы». Комментированное чтение. Определение темы. Чтение по ролям.

2.03

95

Ю. Коринец «Там, вдали за рекой». А Барто «Разговор с дочкой». Чтение текста про себя. Вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение.

3.03

96

И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед сном». Комментированное чтение. Определение главной мысли текста. Анализ иллюстрации.

4.03

97

В. Драгунский «Девочка на шаре».  Комментированное чтение. Обсуждение главной  мысли текста – взаимопонимание.

7.03

98

В. Драгунский «Девочка на шаре». Выборочное чтение. Подготовка к краткому пересказу по плану.

 ИКТ №11: Использование цифровых образовательных ресурсов.

9.03

99

В.Драгунского «Девочка на шаре». Характеристика главных героев.

10.03

100

В.Драгунский. «Тайное становится явным». Комментированное чтение. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.

11.03

101

С. Маршак «Хороший день». Выразительное чтение.

14.03

102

Обобщение по разделу: «Мы с мамой и папой». Проверочная работа №8 по разделу: «Мы с мамой и папой». Проверка навыка чтения.

16.03

103

РР. Сочинение по разделу: «Мы с мамой и папой». Определение темы, главной мысли, типа   высказывания (текст – повествование).  Предлагаемые темы: «Тепло родного дома».

17.03

104

Декламация  стихотворения С. Маршака.                                       Внеклассное чтение №8. Произведения  о семье, о матери (стихи А.Барто, Е.Благининой, рассказы Е.Пермяка, В. драгунского) по выбору детей.Е.Благининой,  рассказы Е.пермяка, В.Драгунского).  Развитие умения высказывать оценочные суждения  по прочитанному.

18.03

4 четверть – 31 час

Раздел 10 «Наполним музыкой сердца» (9 часов)

105

Определение темы раздела «Наполним музыкой сердца». О. Мандельштам Рояль». И. Тургенев «Певцы». Слушание текста. Выразительное чтение.

28.03

106

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Биография автора. Комментированное чтение. Обсуждение главной мысли произведения. Портрет героини.

30.03

107

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».  Близкий к тексту пересказ отрывков – описаний. Иллюстрирование эпизода.

31.03

108

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Сопоставление художественного произведения с произведениями музыки. Прослушивание пьесы Э.Грига «Утро».

1.04

109

Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка». Комментированное чтение. Знакомство с биографией композитора В.-А.Моцарта, его произведениями. ИКТ №12: Поиск информации в том числе в сети Интернет. информационных ресурсов по ключевым словам и каталогам, т.ч. в сети Интернет).

 

4.04

110

Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка». Выборочное чтение.  Чтение по ролям. Прослушивание фрагмента из  «Марша» В.-А.Моцарта.

6.04

111

В. Драгунский «Независимый Горбушка». Комбинированное чтение. Определение главной мысли текста.  Озаглавливание частей, подготовка к пересказу.

7.04

112

В. Драгунский «Независимый Горбушка».  Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Внеклассное чтение №9.

8.04

113

Обобщение по разделу: «Наполним музыкой сердца».                  Проверочная работа №9 по разделу: «Наполним музыкой сердца».

11.04

                                                          Раздел 11 «День смеха».  (4 часа)

114

Определение темы раздела «День смеха». Игра – викторина «Есть ли  у вас чувство юмора?» Г. Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или все наоборот». Выразительное чтение по ролям. Иллюстрирование стихов.

13.04

115

Декламация стихотворений Г. Сапгира. В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Чтение про себя. Самостоятельное выделение опорных слов и составление плана.

14.04

116

Двустишия О. Григорьева. Ю. Мориц «Малиновая каша». Выразительное чтение. Иллюстрирование  двустишей.

15.04

117

Декламация стихотворений О. Григорьева. Ю. Мориц. Викторина по произведениям В. Драгунского. Устное  сочинение в форме рассказа  о смешном случае из жизни.

18.04

Раздел 12 « О весна, без конца и без краю…» (8 часов)

118

Определение темы раздела: «О весна, без конца и без краю…» Стихи о весне  А.  Макаревича, Ф. Тютчева.  Развитие умения находить в тексте сравнения.  Выразительное чтение.

Ф. Тютчева, А Блока

20.04

119

Стихи о весне А.Блока, В.Маяковского. Выделение в тексте средств выразительности. Иллюстрирование текста. Выразительное чтение. Сопоставление стихов с произведениями музыки.

21.04

120

Стихи о весне О. Мандельштама,  С.Чёрного. Сравнительный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

22.04

121

Стихи о весне Б. Окуджавы. Деление текста на части, озаглавливание  частей. Выразительное чтение. ИКТ №13: Виды печатных публикаций.

ИКТ №13:

25.04

122

Декламация стихов о весне А.  Макаревича, Ф. Тютчева, А.Блока, В.Маяковского, О. Мандельштама, Б. Окуджавы, С.Чёрного.  Конкурс чтецов.

27.04

123

Проверка уровня  развития читательских умений на материале текста А. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна».

28.04

124

РР. Сочинение по разделу: «О весна, без конца и без краю…».  Определение темы, главной мысли, типа   высказывания (текст – описание).

29.04

125

Проверочная работа №10 по разделам: «День смеха»,  «О весна, без конца и без краю…» Внеклассное чтение №10.

4.05

Раздел 12 «День победы» (5 часов)

126

Определение темы раздела: «День победы». Беседа «Что мы знаем о войне».  А. Ахматова «Памяти друга». Анализ стихотворения. Выразительное чтение.

5.05

127

В. Драгунский «Арбузный переулок». Комментированное чтение. Обсуждение главной мысли. Чтение по ролям 2ч.

6.05

128

Стихи о войне.  В. Высотский  «Он не вернулся из боя», Б. Окуджавы «Король»,  А. Твардовского. Выразительное чтение. Слушание песен В.Высоцкого о войне.

11.05

129

Декламация стихов о войне.  Внеклассное чтение №11. Выставка книг о войне. ИКТ №14: Фиксация информации средствами ИКТ.

12.05

130

Итоговая контрольная работа №2.

13.05

Раздел 13 «Родная земля» (5 часов)

131

Определение темы раздела: « Родная земля».  К. Паустовский «Бескорыстие». Характерные особенности очерка. Выборочное чтение. Иллюстрирование эпизода

16.05

132

В. Бахревский, Г. Цыферов «Ты Россия моя». Комментированное чтение. Определение главной мысли произведения. Подробный пересказ двух частей.

18.05

133

М. Цветаева «Домики старой Москвы».  Анализ стихотворения. Выделение  средств выразительности.  Выразительное чтение.

19.05

134

Декламация стихотворения  М. Цветаевой. С.Козлов, Г. Цыферов «Где живет солнце?». Составление вопросов по содержанию.

20.05

135

Урок-отчет «Любимые книги - любимые писатели». 

23.05

136

Внеклассное чтение № 13. «О чем можно, о чем хочется читать».

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы

Кол-во часов АП

Кол-во часов РП

Виды творческой деятельности

Внеклассное чтение

Прове рочные работы

Контрольные работы

Наизусть

РР (Сочи нение)

1. «Прощание с летом»

5

5

1

1

2. «Летние приключения и путешествия»

19

19

1

2

1

1

3.  «Природа летом»

9

9

1

1

1

1

4. «Уроки и переменки»

13

13

2

1

1

1

5. «Глухая пора листопада…»

8

8

2

1

1

6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»

18

18

1

1

1

1

1

7. «Поёт зима, аукает…»

12

12

4

1

1

1

8. «Животные в нашем доме».

9

9

1

1

1

9. «Мы с мамой, с папой».

12

12

2

1

1

1

10. «Наполним музыкой сердца»

9

9

1

1

11. «День смеха»

4

4

5

12. « О весна, без конца и без краю…»

8

8

4

1

1

13.  «День Победы»

5

5

4

1

1

14. « Родная земля»

5

5

1

1

Всего

136

136

29

10

11

10

2


VIII. Материально-техническое оснащение

  1. Литература
  • Проверяем технику и скорость чтения. 1 – 4 классы/ Сост. О.Е. Ларионова. – СПб. Издательский дом «Литера», 2012 год.
  • Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания / О.Н. Крылова. – М. : Издательство «Экзамен», 2013.
  1. Материально-техническая база
  • Комплект: интерактивная доска, компьютер
  • УМК «Начальная школа» - Изд-во «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...